Решение от 8.11.2011г. по иску Жуковой Н.В. о защите права на приватизацию



                                        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2011 года г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятии в составе:

председательствующего - судьи Тахтобиной О.П.,

при секретаре Намжиловой Т.Д.,

с участием представителя истцов Осеевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по исковому заявлению Жуковой Натальи Викторовны, ФИО12 в лице законного представителя Жуковой Натальи Викторовны к Кяхтинской КЭЧ района о защите права на приватизацию,

У С Т А Н О В И Л:

Гр. Жукова Н.В.. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 обратилась в суд с иском к Кяхтинской КЭЧ района о защите права на приватизацию занимаемого ими жилого помещения по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований истица сослалась на следующие обстоятельства.

Так, гр-ка Жукова Наталья Викторовна обратилась в Кяхтинскую КЭЧ района с заявлением по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес> на которое КЭЧ района ответило отказом, мотивировав его тем, что у КЭЧ района отсутствует право подписи и передачи в безвозмездное пользование жилых помещений.

Данный отказ истица считает, незаконным и необоснованным, в связи с тем, что Кяхтинская КЭЧ района обладает правом оперативного управления жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Жилое помещение было предоставлено супругу истицы ФИО4 в <данные изъяты> года по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

В спорной квартире истица проживает с супругом ФИО4, и сыновьями ФИО2, ФИО3.

Согласно уведомлению УФРС по РБ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременении) в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> отсутствуют.

В АУ «Гостехинвентаризация-Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) отсутствуют сведения, указывающие, что спорная квартира является служебной.

Поскольку занимаемое истицей и её детьми жилое помещение по адресу <адрес> <адрес>, не имеет в настоящее время статуса «служебное» жилье, не зарегистрировано в качестве такового в органе БТИ и УФРС по РБ, следовательно, у Жуковой Н.В., ФИО2, ФИО3 есть основания для его приватизации.    

    На основании изложенного, истица Жукова Н.В. просит признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого Жуковой Н.В. и её несовершеннолетними детьми жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признать договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, признать пользование истцами спорным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> <адрес> на условиях социального найма; обязать Кяхтинскую КЭЧ района восстановить нарушенное право истцов на приватизацию жилого помещения по вышеуказанному адресу путем передачи его в собственность истцов.

     В судебное заседание истица и законный представитель Жукова Н.В., третье лицо ФИО4 не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие с участием представителя Осеевой Л.Н., о чем подали соответствующие заявления.

В судебном заседании представитель истцов Осеева Л.Н., подтвердив обстоятельства, изложенные выше, настаивала на удовлетворении иска.

Дополнила, что жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> было предоставлено супругу Жуковой Натальи Викторовны, ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ года по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ

В спорной квартире гр. Жукова Н.В., согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ проживает с супругом - ФИО4, 1982 г.р. и двумя сыновьями - ФИО2, 2001 г.р. и ФИО3, 2008 г.р.

Жукова Н.В. исполняет все обязанности нанимателя жилья, следит за его состоянием, оплачивает коммунальные платежи.

В настоящее время сложившиеся правоотношения между Кяхтинской КЭЧ района и гр. Жуковой Н.В. - жилищные, спорная квартира не служебная, следовательно, пользование и владение жилым помещением происходит на условиях социального найма.

Отсутствие договора социального найма жилого помещения само по себе не может являться препятствием к реализации гражданином, добросовестно выполняющим обязанности нанимателя, права на приватизацию.

В настоящее время договор найма служебного жилого помещения не соответствует фактическим правоотношениям и не является тем документом, на основании которого жилое помещение необходимо считать служебным.

В настоящее время квартира, расположенная по адресу: <адрес> не имеет статуса «служебная»: не зарегистрирована в качестве таковой в БТИ, согласно справки УФРС, не имеет каких-либо обременении; вселение в вышеуказанное жилое помещение было произведено на основании договора.

Отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации спорной квартир, не являющейся служебной, является незаконным и нарушающим права истцов, т.к. спорное жилое помещение, занимаемое ими, не относится к той категории жилых помещений, которые не подлежат приватизации, поэтому ответчик обязан передать спорное жилое помещение в собственность.

Представитель ответчика - Кяхтинской КЭЧ района, будучи надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, каких-либо сведений о причинах неявки суду не представлял, ходатайства об отложении дела слушанием от последнего не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В ст. 2 названного Закона указано, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Кроме того, суд полагает необходимым учесть п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года №8 (с изменениями), в котором указано «требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).. »

При этом согласно п.8 указанного Постановления «исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием».

Из ответа начальника КЭЧ района на заявление Жуковой Н.В. о передаче жилого помещения в безвозмездную собственность следует, что у Кяхтинской КЭЧ района право подписи и передачи в безвозмездное пользование жилых помещений отсутствует.

Из копии договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кяхтинская КЭЧ района предоставила нанимателю ФИО4 и членам его семьи жилое помещение по адресу: <адрес>.

Из свидетельства о рождении следует, что ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Бурятия, о чем составлена запись акта о рождении . Матерью является ФИО1, отцом ФИО4.

Из свидетельства о рождении следует, что ФИО5 родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о рождении . Матерью является Жукова Наталья Викторовна, отцом ФИО4.

Из свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между ФИО4 и ФИО10 зарегистрирован брак, о чем составлена актовая запись . После заключения брака ФИО10 присвоена фамилия «Жукова».

Согласно выписке из лицевого счета и справке ТСЖ «Звездочка» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Жукова Н.В. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> <адрес> имеет состав семьи: супруг ФИО4, 1982 года рождения, сын ФИО2, 2001 года рождения, сын ФИО3, 2008 года рождения.

Из уведомления УФРС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> отсутствуют.

Из уведомления УФРС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что запрашиваемая информация о правах ФИО3, 2008 года рождения на имеющиеся у него объекты недвижимости не может быть предоставлена, поскольку в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют.

Из уведомления УФРС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что запрашиваемая информация о правах ФИО2, 2001 года рождения на имеющиеся у него объекты недвижимости не может быть предоставлена, поскольку в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют.

Из уведомления УФРС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что запрашиваемая информация о правах Жуковой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на имеющиеся у неё объекты недвижимости не может быть предоставлена, поскольку в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют.

Из согласия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 не возражает и дает согласие на приватизацию квартиры расположенной по адресу: <адрес> отказывается от права на приватизацию квартиры <адрес> <адрес>.

Из справки №1065 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация – Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу: г. <адрес> является служебной. Жукова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> Республики Бурятия участия в приватизации не принимала.

Из уведомления Краевого ГУП «Забайкальское БТИ» Оловянинский филиал №1281 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Жукова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированных прав на объекты жилого назначения не имеет.

Из архивных выписок от ДД.ММ.ГГГГ следует, что из постановления Кяхтинской администрации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес> закреплен статус «служебная».

Из копии постановления МО «г.Кяхта» от ДД.ММ.ГГГГ следует об отмене постановления администрации МО г.Кяхта от ДД.ММ.ГГГГ.

Из архивной копии № от ДД.ММ.ГГГГ постановления администрации г.Кяхта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании всего жилого фонда МО РФ на территории <адрес> служебным отменено.

Из архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира <адрес> значится в прилагаемом к постановлению списке служебных квартир.

Из копии постановления администрации МО «Город Кяхта» от ДД.ММ.ГГГГ следует об отмене постановления администрации г.Кяхта «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в прилагаемых списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации: №39 от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении квартирам статуса постоянная; № 114 от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении статуса служебных жилых помещений в домах МО РФ <адрес>, № 196 от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка служебного и закреплении статуса постоянного жилья; № 252 от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> «О переводе квартир, закрепленных за военнослужащими 140-го танкового полка в разряд служебных»; № 249 от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении статуса «служебного» жилья, квартира № 30 ДОСа 210<адрес> не значится.

Из передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Государственным комитетом по управлению имуществом Республики Бурятия переданы КЭЧ Кяхтинского района на праве оперативного управления основные средства, в т.ч. жилой дом .

Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества указывает на то, что федеральное имущество, переданное по Передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ, внесено в реестр федерального имущества и выдано Кяхтинской КЭЧ как органу, в оперативном управлении которого находится названное федеральное имущество.

Согласно п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года №1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно п.12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В п.14 этих Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ").

По смыслу указанного выше Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Анализ исследованных доказательств, позволяет суду прийти к следующим выводам:

- во-первых, спорная квартира не является служебной, поскольку она не была поставлена на государственный учет и зарегистрирована таковой в органе, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- во-вторых, жилищный фонд, в т.ч. спорное жилое помещение, закреплено за Кяхтинской КЭЧ района на праве оперативного управления, и в соответствии с указанной выше ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации, при этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорным жилым помещением, в данном случае КЭЧ Кяхтинского района.

При таких условиях, учитывая, что спорное жилое помещение, занимаемое истцами не относится к той категории жилых помещений, которые не подлежат приватизации, суд приходит к выводу о том, что отказ КЭЧ Кяхтинского района в приватизации занимаемого истцами жилого помещения является незаконным, нарушающим права истцов.

Приходя к выводу о незаконности отказа КЭЧ района в приватизации занимаемого истцами жилого помещения, суд обращает внимание на то, что жилищный фонд, в т.ч. спорная квартира, закреплена за ответчиком на праве оперативного управления, суд находит отказ КЭЧ района незаконным и необоснованным.

Приходя к такому выводу, суд учитывает, что Кяхтинская КЭЧ района является фактическим правообладателем, осуществляет права по владению, пользованию и распоряжению спорным имуществом, заключила с ФИО4 договор на право занятия спорной квартиры, поэтому отказ КЭЧ района является незаконным и необоснованным.

Таким образом, в соответствии с требованиями ст.ст. 2 и 4, 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» занимаемая истцами квартира может быть приватизирована.

В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО1 и её сыновья ФИО2, ФИО3 были вселены в спорное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями супруга истицы ФИО4. Вселение и проживание в указанном выше жилом помещении было произведено на основании договора, на его имя был открыт лицевой счет, истцы проживают в спорной квартире, производят оплату коммунальных услуг.

Таким образом, следует прийти к выводу о том, что возникшие между истцами и ответчиком правоотношения являются жилищными, и, учитывая, что спорная квартира не относится к категории служебных, пользование семьей ФИО11 жилым помещением, в отношении которого ведется спор, происходит на условиях социального найма.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры.

Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

По смыслу приведенной правовой нормы следует, что по договору найма служебного жилого помещения в пользование предоставляются служебные жилые помещения.

Вместе с тем, как установлено выше, спорная квартира не относится к категории служебных жилых помещений.

В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку спорное жилое помещение, как было указано выше, не имеет статуса служебного жилого помещения, в силу чего такой договор между Жуковым и КЭЧ района не мог быть заключен.

При таких обстоятельствах, суд находит иск Жуковых обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Приходя к такому выводу, по мнению суда, отсутствие договора социального найма жилого помещения само по себе не может являться препятствием к реализации гр-кой Жуковой Н.В. и несовершеннолетними сыновьями ФИО2, ФИО3, добросовестно выполняющих обязанности нанимателей, права на приватизацию спорного жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Признать договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Кяхтинской КЭЧ района и ФИО4 в отношении квартиры <адрес> - недействительным.

Признать пользование Жуковой Н.В., ФИО2, ФИО3 спорным жилым помещением по адресу: <адрес> <адрес> на условиях социального найма.

Признать отказ начальника Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого Жуковой Н.В., ФИО2, ФИО3 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> - незаконным.

Обязать Кяхтинскую КЭЧ района восстановить нарушенное право истцов на приватизацию жилого помещения путем передачи в собственность Жуковой Наталье Викторовне, ФИО5, ФИО3 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ