о защите права на приватизацию



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года                                                                       г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Гимадеевой О.Л.,

при секретаре Тугульдуровой Э.Ц.,

с участием представителя истца Осеевой Л.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинниковой Ольги Васильевны, ФИО3, ФИО4 в лице законного представителя Овчинниковой Ольги Васильевны к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Истец и законный представитель несовершеннолетних Овчинникова О.В. обратилась в суд с иском к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, о признании пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение.

Свои доводы мотивировала следующим, так она обратилась в Кяхтинскую КЭЧ района с заявлением по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.

Из ответа Кяхтинской КЭЧ района следует, что у Кяхтинской КЭЧ района отсутствует право подписи и передачи в безвозмездное пользование жилых помещений, в связи с чем ей было отказано в передачи жилого помещения в собственность.

Считает, что отказ начальника Кяхтинской КЭЧ района ФИО7, является незаконным и необоснованным, в связи с тем, что Кяхтинская КЭЧ района обладает правом оперативного управления жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Жилое помещение по вышеуказанному адресу было предоставлено супругу истицы- ФИО1, в сентябре 2006 года по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

В спорной квартире она проживает с супругом - ФИО14, дочерью - ФИО3 и сыном - ФИО4.

Из выписки лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в указанной квартире состоит на регистрационном учете: наниматель - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., супруга нанимателя - Овчинникова Ольга Васильевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь нанимателя - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и сын нанимателя -ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Постановлением Администрации <адрес> № 138 от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением ранее был закреплен статус «служебного жилья».

Между тем, имеющиеся документы указывают на отсутствие у спорного жилого помещения статуса «служебное». Таким образом, отказ Кяхтинской КЭЧ района передать ей и её несовершеннолетним детям - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. занимаемое жилое помещение в собственность, является незаконным и подтверждается ниже приведенными доказательствами.

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ. утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть БТИ.

Из уведомления УФРС по РБ следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременении) в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> отсутствуют.

В АУ «Гостехинвентаризация-Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) отсутствуют сведения, указывающие, что спорная квартира является служебной, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

В связи с тем, что Кяхтинской КЭЧ района своевременно не были приняты меры по регистрации жилых помещений в число служебных квартир в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений (БТИ), в соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301, Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 263 было отменено Постановление администрации МО «<адрес>» № 138 «О присвоении статуса «служебная» квартирам Кяхтинской КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ.

Спорное жилое помещение закреплено за Кяхтинской КЭЧ района на праве оперативного управления и относится к ведомственному жилищному фонду. В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорным жилым помещением, в данном случае Кяхтинской КЭЧ района.

По мнению истицы, поскольку занимаемое ими жилое помещение по адресу <адрес> не имеет в настоящее время статуса «служебное» жилье, не зарегистрировано в качестве такового в органе БТИ и УФРС по РБ, следовательно, у них имеются основания для его приватизации.

Супруг - ФИО1 не возражает против приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> его супругой и несовершеннолетними детьми, что подтверждается нотариально оформленным Согласием.

На основании изложенного, Овчинникова О.В. просит признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>; признать договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; признать права пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязать Кяхтинскую КЭЧ района заключить договор о передаче его в собственность.

Истец и законный представитель несовершеннолетних Овчинникова О.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя.

Представитель истца Осеева Л.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в иске. Настаивала на удовлетворении требований.

Представитель ответчика - КЭЧ Кяхтинского района надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, каких-либо сведений о причинах неявки суду не представлял, ходатайства об отложении дела слушанием от последнего не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя.

Третье лицо Овчинников С.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, по существу иска возражений не имеет.

Суд, выслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск к КЭЧ Кяхтинского района подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В ст.2 названного Закона указано, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Кроме того, суд полагает необходимым учесть п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года №8 (с изменениями), в котором указано «требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). »

В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Из сообщения начальника Кяхтинской КЭЧ района на заявление Овчинниковой О.В. о передаче жилого помещения в собственность безвозмездно следует, что у Кяхтинской КЭЧ района право подписи и передачи в безвозмездное пользование жилых помещений отсутствует.

Из договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Кяхтинской КЭЧ района и ФИО1 следует, что последнему (нанимателю) и членам его семьи жене ФИО2, дочери ФИО3 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> связи с прохождением службы.

Свидетельство о рождении ФИО3, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Бурятия подтверждает, что ее матерью действительно является ФИО2, отцом ФИО1.

Свидетельство о рождении ФИО4, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Бурятия подтверждает, что его матерью действительно является ФИО2, отцом ФИО1.

Из свидетельства о заключении брака следует, что ФИО1 и ФИО5 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о заключении брака Отдела ЗАГС <адрес>. После заключения брака мужу присвоена фамилия ФИО12, жене ФИО12.

Из справки ТСЖ «Звездочка» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Овчинникова О.В. проживает и зарегистрирована по месту жительства <адрес>, ее состав семьи составляет муж ФИО1, дочь ФИО3, сын ФИО4

Выписка из лицевого счета подтверждает, что в спорном жилом помещении проживают наниматель ФИО1, члены семьи нанимателя жена Овчинникова Ольга Васильевна, сын ФИО4, дочь ФИО3.

Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют.

Из уведомлений УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Овчинниковой Ольги Васильевны, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на объекты недвижимости на территории Республики Бурятия, отсутствуют.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу <адрес> является служебной, кроме того по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Овчинникова О.В. участия в приватизации на территории <адрес> не принимала.

Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации № 86 от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением закреплен статус служебной квартиры, а постановлением Кяхтинской городской администрации № 5 от ДД.ММ.ГГГГ статус постоянной жилой площади.

Постановлением администрации <адрес> № 40 от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> № 5 от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Администрации <адрес> № 138 от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес>» спорное жилое помещение значится в прилагаемом списке.

Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации № 39 от ДД.ММ.ГГГГ, № 196 от ДД.ММ.ГГГГ, № 252 от ДД.ММ.ГГГГ, № 249 от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> не значится.

В постановлении Кяхтинской городской администрации № 114 от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение значится как служебное.

ФИО1 (супруг истицы) не возражает против приватизации квартиры, расположенной по адресу <адрес>, что подтверждается нотариально оформленным согласием.

Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.

Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

По правилам 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно ч.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии со ст. 6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.

В судебном заседании установлено, что Кяхтинская КЭЧ района осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением, что подтверждается свидетельством о внесении таких сведений в реестр федерального имущества, поэтому суд приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Кяхтинскую КЭЧ района.

Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием таких сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42.

Заключение с ФИО1 договора найма служебного жилого помещения не свидетельствует о том, что спорная квартира имеет режим служебного жилья.

Приходя к такому выводу, суд учитывает, что постановлениями администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 263, от ДД.ММ.ГГГГ № 207, от ДД.ММ.ГГГГ № 238 отменены Постановления администрации МО «<адрес>» № 138 от ДД.ММ.ГГГГ, № 86 от ДД.ММ.ГГГГ, № 114 от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, поэтому отказ КЭЧ <адрес> в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истцов.

Сделка является недействительной по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) ( ст. 166 ГК РФ).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения( ст. 167 ГК РФ).

Статья 168 ГК РФ предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Судом установлено, что спорная квартира не относится к категории служебных жилых помещений по вышеприведенным основаниям, поэтому договор найма служебного помещения между сторонами противоречит требованиям ч.1 и ч.3 ст. 104 ЖК РФ, потому не может быть признан законным, в связи с чем, суд полагает обоснованными требования истца о признании настоящего договора недействительным.

Учитывая, что предоставленное жилое помещение не является служебным, фактические обстоятельства дела, такие как проживание истцов, в квартире на основании договора с 2006 года, открытие лицевого счета на имя ФИО9 подтверждают то обстоятельство, что отношения между сторонами возникли из договора социального найма, доказательств проживания истцов в спорном жилом помещении на иных условиях стороной ответчика не предоставлено.

Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

При указанных обстоятельствах исковые требования Овчинниковой О.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Иск Овчинниковой Ольги Васильевны, ФИО3, ФИО4 в лице законного представителя Овчинниковой Ольги Васильевны - удовлетворить.

Признать отказ КЭЧ <адрес> Овчинниковой О.В., в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> - незаконным.

Признать договор найма служебного жилого помещения , заключенного ДД.ММ.ГГГГ между КЭЧ <адрес> РБ и ФИО1недействительным.

Признать право пользования Овчинниковой Ольги Васильевны, ФИО3, ФИО4 жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.

Обязать КЭЧ <адрес> заключить с Овчинниковой Ольгой Васильевной, ФИО3, ФИО4 в лице законного представителя Овчинниковой Ольги Васильевны договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> собственность.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде.

Судья                                                                                    Гимадеева О.Л.