о защите права на приватизацию



        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года                                                                                       г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятии в составе:

председательствующего - судьи Гимадеевой О.Л.,

при секретаре Тугульдуровой Э.Ц.

с участием представителя истца Осеевой Л.Н. действующей на основании заявления,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску Шевченко Сергея Олеговича к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения, о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, о понуждении заключить договор о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истец Шевченко С.О. обратился в суд с иском к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения, о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, о понуждении заключить договор о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации.

Свои доводы мотивировал следующим, так он обратился в Кяхтинскую КЭЧ района с заявлением по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.

Из ответа Кяхтинской КЭЧ района следует, что у Кяхтинской КЭЧ района отсутствует право подписи и передачи в безвозмездное пользование жилых помещений, в связи с чем гр. Шевченко С.О. было отказано в передаче жилого помещения в собственность.

Считаем, что отказ начальника Кяхтинской КЭЧ района ФИО6, является незаконным и необоснованным, в связи с тем, что Кяхтинская КЭЧ района обладает правом оперативного управления жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Основанием для заселения гр. Шевченко С.О. в жилое помещение является ордер от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на основании решения исполкома справка ФИО4 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. № 80, заселение жилых помещений для постоянного проживания, служебных жилых помещений, предназначенных для временного проживания и общежитий производится по соответствующим ордерам. Выдача ордеров на служебные жилые помещения, а также вселение в служебные жилые помещения производится в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения, выдаются КЭЧ районов.

Из приведенных нормативных актов следует, что заселение в служебное жилое помещение производится на основании ордера установленного образца, выдаваемого КЭЧ районов, в данном случае КЭЧ <адрес>. Ордер от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям жилищного законодательства ФИО4, действовавшего в период получения ордера. Решение о выдаче ФИО1 ордера на право занятия служебного жилого помещения, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 105 ЖК ФИО4, КЭЧ <адрес> не принималось.

Кроме того, в соответствии со ст. 106 ЖК ФИО4 следует, что в случае выдачи гражданину ордера на служебное жилое помещение, с гражданином заключается письменный договор найма жилого помещения. Между тем с гр. Шевченко С.О. такой договор не заключался.

В спорной квартире гр. Шевченко С.О., согласно справке о составе семьи проживает один.

Из архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за квартирой <адрес> в <адрес>, не был закреплен статус «служебная квартира» и в последующем статус жилья не изменялся.

Также, имеющиеся документы указывают на отсутствие у спорного жилого помещения статуса «служебное». Таким образом, отказ Кяхтинской КЭЧ района передать истцу занимаемое жилое помещение в собственность, является незаконным и подтверждается ниже приведенными доказательствами.

Спорное жилое помещение закреплено за Кяхтинской КЭЧ района на праве оперативного управления и относится к ведомственному жилищному фонду. В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемы гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорным жилым помещением, в данном случае КЭЧ <адрес>.

На основании изложенного, Шевченко С.О. просит признать право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, признать незаконным отказ КЭЧ Кяхтинского района в приватизации занимаемого жилого помещения, обязать ответчика заключить договор о безвозмездной передаче в собственность жилого помещения по адресу <адрес>.

Истец Шевченко С.О. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело с участием представителя.

Представитель истца Осеева Л.Н., действующая на основании заявления, поддержала исковые требования своего доверителя и доводы, изложенные в иске, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика - Кяхтинской КЭЧ района, будучи надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, каких-либо сведений о причинах неявки суду не представлял, ходатайства об отложении дела слушанием от последнего не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск к КЭЧ <адрес> подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В ст.2 названного Закона указано, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Кроме того, суд полагает необходимым учесть п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года №8 (с изменениями), в котором указано «требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). »

В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Из сообщения начальника Кяхтинской КЭЧ района на заявление Шевченко С.О. о передаче жилого помещения в собственность безвозмездно следует, что у Кяхтинской КЭЧ района право подписи и передачи в безвозмездное пользование жилых помещений отсутствует.

Из копии ордера от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шевченко С.О. и членам его семьи жене ФИО2, сыну ФИО8, было предоставлено право на проживание в жилом помещении по адресу: <адрес>, на основании решения исполкома ФИО4 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ .

Из справки о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Звездочка» следует, что Шевченко С.О. проживает и зарегистрирован по месту жительства: <адрес> имеет состав семьи : жена ФИО2, сын ФИО3.

Выписка из лицевого счета подтверждает, что нанимателем жилого помещения по адресу <адрес> является Шевченко С.О., и члены его семьи жена ФИО2, сын ФИО3.

Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют.

Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Шевченко Сергея Олеговича на объекты недвижимости на территории <адрес> и <адрес> отсутствуют.

Из постановления МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шевченко С.О. разрешено не включать несовершеннолетнего ФИО3, 2000 года рождения в договор приватизации по адресу <адрес>

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу <адрес>, является служебной, кроме того по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Шевченко С.О. участия в приватизации на территории <адрес> не принимал.

Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации № 86 от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Кяхтинской городской администрации № 5 от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением закреплен статус служебной квартиры.

Постановлением администрации <адрес> № 40 от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> № 5 от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Администрации <адрес> № 138 от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес>» спорное жилое помещение не значится в прилагаемом списке.

Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации № 39 от ДД.ММ.ГГГГ, № 114 от ДД.ММ.ГГГГ, № 196 от ДД.ММ.ГГГГ, № 252 от ДД.ММ.ГГГГ, № 249 от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, не значится.

Согласно выписки из послужного списка личного дела ФИО1 следует, что истец состоял в трудовых отношениях с Министерством Обороны РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 не возражает против приватизации квартиры, расположенной по адресу <адрес>, что подтверждается нотариально оформленным согласием.

Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.

Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

По правилам 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно ч.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии со ст. 6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.

В судебном заседании установлено, что Кяхтинская КЭЧ района осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением, что подтверждается свидетельством о внесении таких сведений в реестр федерального имущества, поэтому суд приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Кяхтинскую КЭЧ района.

Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием таких сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42.

Приходя к такому выводу, суд учитывает, что постановлениями администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 263, от ДД.ММ.ГГГГ № 207 отменены Постановления администрации МО «<адрес>» № 138 от ДД.ММ.ГГГГ, № 86 от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, поэтому отказ КЭЧ <адрес> в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истцов.

В соответствии с п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. № 80, заселение жилых помещений для постоянного проживания, служебных жилых помещений, предназначенных для временного проживания и общежитий производится по соответствующим ордерам. Выдача ордеров на служебные жилые помещения, а также вселение в служебные жилые помещения производится в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения, выдаются КЭЧ районов.

Согласно ст. 47 ЖК РСФСР форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Пунктом 55 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года № 335, закреплено, что на служебные жилые помещения выдается ордер по установленной форме (Приложение № 5 к Правилам), который является единственным основанием для вселения в предоставленное служебное жилое помещение по договору найма.

Ордер от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на спорное жилое помещение, каких - либо сведений, указывающих на его принадлежность к «служебному» суду не содержит, кроме того, при предоставлении спорного жилого помещения каких-либо документов, свидетельствующих о том, что выделено именно служебное жилое помещение семье истца также не предоставлено.

Также судом установлено, что на имя истца открыт лицевой счет, он проживает в спорной квартире с 2004 года, имеет регистрацию, несет расходы по оплате коммунальных услуг.

Учитывая, что спорная квартира не относиться к категории служебных, суд приходит к выводу о том, что пользование истцом спорной квартиры происходит на условиях договора социального найма в соответствии со ст. 60 ЖК РФ. Доказательств того, что истец проживает в спорном жилом помещении на иных условиях, стороной ответчика не было представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Шевченко Сергея Олеговича - удовлетворить.

Признать отказ КЭЧ <адрес> Шевченко С.О., в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>- незаконным.

Признать право пользования Шевченко Сергея Олеговича жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.

Обязать КЭЧ <адрес> заключить с Шевченко Сергеем Олеговичем договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде.

Судья                                                                                 Гимадеева О.Л.