РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2011 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Гимадеевой О.Л.,
при секретаре Шагдуровой Э.Ц.,
с участием представителя истца Лешковой Л.Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородавкиной Оксаны Сергеевны, ФИО5, ФИО6 в лице законного представителя Бородавкиной Оксаны Сергеевны к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истица и законный представитель несовершеннолетних Бородавкина О.С. обратилась в суд с иском к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании пользования и проживания в жилом помещении на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение, взыскании судебных расходов.
Свои доводы мотивировала следующим, так ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в КЭЧ <адрес> с заявлением по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения по вышеуказанному адресу. Нанимателем спорного жилого помещения является ее супруг ФИО1. Кроме него в спорном жилом помещении проживает истица и их несовершеннолетние дети.
Обращение истицы к начальнику КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осталось без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд, поскольку отсутствие решения на ее обращение свыше двухмесячного срока, установленного ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», она расценивает как отказ.. В устной форме начальник КЭЧ <адрес> в приватизации жилья отказал со ссылкой на то, что ею не были представлены в КЭЧ <адрес> сведения о том, что спорное жилое помещение находится в ее оперативном управлении. В силу чего начальник КЭЧ <адрес> не уполномочен заключить с нами Договор о безвозмездной передаче спорного жилого помещения в собственность.
Кроме того, в устной форме, в жилищной группе КЭЧ <адрес> истице пояснили, что занимаемое жилое помещение является «служебным» жильем, а также, что не заключен Договор найма жилого помещения.
Жилое помещение было распределено истцам в порядке улучшения жилищных условий в установленном порядке. Заселение в спорное жилое помещение произошло в июне 2010 года.
До заселения в спорное жилое помещение семья истицы проживала по адресу: <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В спорном жилом помещении проживали родители ее супруга и его сестра. В спорном жилом помещении до настоящего времени остаются зарегистрированными мать супруга ФИО2, сестра - ФИО3 и ее супру<адрес> 2009 года родители супруга получили ГЖС в <адрес>, где проживают по настоящее время. Сестра супруга проживает с семьей в <адрес> в собственном жилье. После сдачи ими спорного жилого помещения в мае 2010 года, оно было распределено в установленном порядке семье истицы.
Основанием для заселения в спорное жилое помещение является разрешение на заселение, выданное начальником жилищной группы ответчика, которое было сдано в ТСЖ «Звездочка». Однако при обращении в ТСЖ «Звездочка» за выдачей его заверенной копии, выяснилось, что оно отсутствует. Между тем, обстоятельства, изложенные выше, подтверждаются справками ТСЖ «Звездочка» за номерами № от ДД.ММ.ГГГГ.
В период проживания в спорном жилом помещении она неоднократно обращалась к начальнику КЭЧ <адрес> в устном порядке и просила заключить с ней Договор найма жилого помещения. Однако в заключении Договора ей было отказано со ссылкой на то, что договоры найма жилья заключаются Читинским ФГУ «Востокрегионжилье». Данный ответ она расценивает, как отказ заключить с ней и членами ее семьи Договор найма жилого помещения, поскольку за ответчиком до настоящего времени сохраняется право оперативного управления жилищным фондом военных городков на территории <адрес>, в том числе и за спорным жильем.
Правоотношения по поводу спорного жилья возникли в период действия Жилищного кодекса РФ. Согласно ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования. При этом жилищный фонд в обязательном порядке подлежит государственному и техническому учету. Жилищный фонд коммерческого использования у ответчика также отсутствует.
Так, истица и несовершеннолетние дети вселены в спорное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями супруга в системе МО РФ - службой по контракту. Супруг является нанимателем спорного жилого помещения, а она и дети - члены семьи нанимателя, своевременно производят оплату коммунальных услу<адрес>, что спорная квартира не относится к категории «служебных» и жилых помещений для коммерческого использования, то пользование ею, происходит на условиях социального найма.
На основании изложенного, Бородавкина О.С. просит признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>; признать право пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязать Кяхтинскую КЭЧ района заключить договор о передаче его в собственность.
Истица Бородавкина О.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя.
Представитель истца Лешкова Л.Ю., действующая на основании заявления, в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы, изложенные в иске, настаивала на удовлетворении.
Представитель ответчика - КЭЧ <адрес> надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, каких-либо сведений о причинах неявки суду не представлял, ходатайства об отложении дела слушанием от последнего не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя.
Выслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В ст.2 названного Закона указано, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Кроме того, суд полагает необходимым учесть п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года №8 (с изменениями), в котором указано «требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). »
В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Так, ДД.ММ.ГГГГ Бородавкина О.С. обратилась с заявлением к начальнику Кяхтинской КЭЧ района по вопросу приватизации спорного жилого помещения.
Письменного ответа от начальника КЭЧ <адрес> на заявление Бородавкиной О.С. не последовало, в материалах дела отсутствует. Отсутствие ответа на заявление суд расценивает как отказ в удовлетворении заявления о приватизации спорного жилья.
Из справки ТСЖ «Звездочка» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО14 проживает и зарегистрирован по месту жительства <адрес>, имеет состав семьи : жена ФИО4, сын ФИО5, 2005 года рождения, дочь ФИО6, 2010 года рождения.
Выписка из лицевого счета № подтверждает, что нанимателем спорного жилого помещения является ФИО7, и членным его семьи жена ФИО2, сын ФИО1, дочь ФИО3, сноха ФИО4, внук ФИО5, внучка ФИО6.
Свидетельство заключении брака подтверждает, что ФИО1 и ФИО4 состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетельства о рождении ФИО8 и ФИО6 подтверждают, что их родителями действительно являются Бородавкина Оксана Сергеевна, ФИО1.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Звездочка» следует, что ФИО1 действительно проживал по адресу <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и задолженности по квартплате, отоплению, водоотведению и водоснабжению не имеет.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Звездочка» следует, что ФИО1 и члены его семьи действительно проживают по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и задолженности по квартплате, отоплению, водоотведению и водоснабжению на ДД.ММ.ГГГГ не имеют.
Из карточки регистрации ФИО7 следует, что с ДД.ММ.ГГГГ он снят с регистрационного учета в спорном жилом помещении.
Из справки в/ч № следует, что ФИО1 проходит военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его выслуга лет составляет в календарном исчислении 8 лет 6 месяцев, в льготном исчислении 11 лет 09 месяцев.
Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют.
Из уведомлений УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Бородавкиной Оксаны Сергеевны, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ на объекты недвижимости на территории Республики Бурятия, отсутствуют.
Из справок №,1226 отДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу <адрес>, является служебной, кроме того по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Бородавкина О.С., участия в приватизации на территории <адрес> не принимала.
Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации № 86 от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Кяхтинской городской администрации № 5 от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением закреплен статус служебной квартиры.
Постановлением администрации <адрес> № 40 от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> № 5 от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Администрации <адрес> № 138 от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес>» спорное жилое помещение значится в прилагаемом списке.
Постановлением Администрации <адрес> №207 от ДД.ММ.ГГГГ отменено Постановление администрации <адрес> № 86 от ДД.ММ.ГГГГ.
Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации № 39 от ДД.ММ.ГГГГ, № 114 от ДД.ММ.ГГГГ, № 180 от ДД.ММ.ГГГГ, № 252 от ДД.ММ.ГГГГ, № 249 от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> не значится.
В постановлении № 249 от ДД.ММ.ГГГГ Администрации <адрес>, закреплен статус «служебного « жилья за спорным жилым помещением.
ФИО1, ФИО3, ФИО2, каждый в отдельности, не возражают против приватизации квартиры, расположенной по адресу <адрес>, что подтверждается нотариально оформленным согласиями.
Согласно передаточного акта № от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.
Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
По правилам 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно ч.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии со ст. 6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.
В судебном заседании установлено, что Кяхтинская КЭЧ района осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением, что подтверждается свидетельством о внесении таких сведений в реестр федерального имущества, поэтому суд приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Кяхтинскую КЭЧ района.
Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием таких сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42.
Приходя к такому выводу, суд учитывает, что постановлениями администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 263 и от ДД.ММ.ГГГГ № 207, от ДД.ММ.ГГГГ № 239 отменены Постановления администрации <адрес> № 138 от 16.декабря 2003 года, № 86 от ДД.ММ.ГГГГ, № 249 от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, поэтому отказ КЭЧ <адрес> в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истцов.
Принимая во внимание, что вселение в спорное жилое помещение было произведено на основании разрешения на заселение в служебное жилое помещение, на имя ФИО13 был открыт лицевой счет, истцы проживают в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, производят оплату коммунальных услуг, поэтому, по мнению суда, между сторонами сложились жилищные правоотношения. А отсутствие у ответчика сведений об отнесении спорного жилого помещении к категории «служебного» жилья, позволяют суду прийти к выводу о признании права пользования истицей жилым помещением на условиях социального найма, доказательств проживания истицы в спорном жилом помещении на иных условиях стороной ответчика не предоставлено.
Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Статьей 69 Жилищного кодекса РФ предусматривается, что члены семьи нанимателя жилого помещения имеют равные с нанимателем права и обязанности. В связи с чем, истица и несовершеннолетние дети также имеет равные с нанимателем жилого помещения права и обязанности.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
При указанных обстоятельствах исковые требования истцов подлежат удовлетворению в полном объеме.
Относительно требований возмещения судебных расходов, суд в соответствии со ст. ст. 94,98 ГПК РФ, считает необходимым возместить истице судебные расходы в виде госпошлины в сумме 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Иск Бородавкиной Оксаны Сергеевны, ФИО5, ФИО6 в лице законного представителя Бородавкиной Оксаны Сергеевны - удовлетворить.
Признать отказ КЭЧ <адрес> ФИО4, в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, <адрес> - незаконным.
Признать право пользования Бородавкиной Оксаны Сергеевны, ФИО5, ФИО6 жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.
Обязать КЭЧ <адрес> заключить с Бородавкиной Оксаны Сергеевны, ФИО5, ФИО9 лице законного представителя ФИО4 договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> долевую собственность.
Взыскать с КЭЧ <адрес> РБ в пользу Бородавкиной Оксаны Сергеевны <данные изъяты>)рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде.
Судья Гимадеева О.Л.