26.12.2011 по иску Кожевниковой О.В. о защите права на приватизацию



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2011 года                                                                       г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Гимадеевой О.Л.,

при секретаре Шагдуровой В.В.

с участием представителя истца Лешковой Л.Ю., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожевниковой Ольги Владимировны, ФИО1, ФИО2, ФИО3 в лице законного представителя Кожевниковой О.В., к КЭЧ Кяхтинского района, ФГУ « Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании краткосрочного договора найма жилого помещения незаконным, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Истица и законный представитель несовершеннолетних Кожевникова О.В. обратилась в суд с иском к КЭЧ Кяхтинского района о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании краткосрочного договора найма жилого помещения незаконным, о признании пользования и проживания в жилом помещении на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение.

Свои доводы мотивировала следующим, так ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в КЭЧ Кяхтинского района с заявлением по вопросу приватизациизанимаемого жилого помещения по адресу <адрес>, так как является нанимателем указанного жилого помещения.

Однако обращение истицы к начальнику КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осталось без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд, поскольку отсутствие решения на обращение, с учетом реорганизации ответчика, истица расценивает как отказ в приватизации жилья. В устной форме начальник КЭЧ Кяхтинского района в приватизации жилья истице и ее несовершеннолетним детям отказал со ссылкой на то, что не были представлены в КЭЧ Кяхтинского района сведения о том, что спорное жилое помещение находится в оперативном управлении. В силу чего начальник КЭЧ Кяхтинского района не уполномочен заключить Договор о безвозмездной передаче спорного жилого помещения в долевую собственность.

Кроме того, в устной форме, в жилищной группе КЭЧ Кяхтинского района ей пояснили, что занимаемое жилое помещение является «служебным» жильем, так как основанием для проживания в нем является Краткосрочный договор найма жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ.

Далее истица указывает, что в соответствии со статьями 6 и 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление, которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

По передаточному акту государственного имущества на праве оперативного управления <адрес>, в котором находится спорное жилое помещение, был передан КЭЧ Кяхтинского района в оперативное управление. Право оперативного управления в отношении <адрес>, в том числе и в отношении занимаемого спорного жилого помещения, сохраняется за КЭЧ Кяхтинского района до настоящего времени. Следовательно, отказ начальника КЭЧ кяхтинского района заключить договор о безвозмездной передачи занимаемого жилого помещения в собственность, является незаконным и необоснованным.

        Основанием для проживания в спорном жилом помещении действительно является Краткосрочный договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение было предоставлено супругу истицы, в период его работы в КЭЧ Кяхтинского района. В системе МО РФ супруг работал с декабря 1994 года по сентябрь 2007 года. В жилом помещении они фактически проживают на основании краткосрочных договоров, который перезаключался ежегодно.

КЭЧ Кяхтинского района не были представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что в отношении спорной квартиры было принято решение об отнесении ее к специализированному жилищному фонду.

Правоотношения по поводу спорного жилья возникли в период действия Жилищного кодекса РФ. Согласно ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования. При этом жилищный фонд в обязательном порядке подлежит государственному и техническому учету, Это требование закреплено в ч. 4 и ч.5 ст. 19 ЖК РФ. Аналогичное требование предусмотрено пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года N 1301.

Часть 3 ст. 19 ЖК РФ включает в себя понятие жилищного фонда коммерческого использования как совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование. Между тем, согласно уведомлению У ФРС по РБ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничения (обременения) в отношении квартиры, расположенной по адресу <адрес>, отсутствуют. Следовательно, жилищный фонд коммерческого использования у ответчика также отсутствует.

Истица и ее несовершеннолетние дети вселены в спорное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями ее супруга в системе МО РФ. После его смерти на ее имя открыт лицевой счет, где она значится как наниматель, имеет регистрацию в спорном жилье и производит оплату коммунальных услуг. Учитывая, что спорная квартира не относится к категории «служебных» и жилых помещений для коммерческого использования, то пользование ею, происходит на условиях социального найма.

На основании изложенного, истица просит признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>; признать краткосрочный договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признать право пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязать Кяхтинскую КЭЧ района заключить договор о передаче его в собственность.

Истица и законный представитель несовершеннолетних Кожевникова О.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя.

Представитель истца Лешкова Л.Ю., действующая на основании заявления, в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы, изложенные в иске, настаивала на удовлетворении.

Представитель ответчика - КЭЧ Кяхтинского района надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, имеются сведения о прекращении деятельности юридического лица.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ».

Представитель соответчика ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ» ФИО8 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, при этом представив отзыв, из которого следует, что с требованиями истца ответчик не согласен, считает их незаконными. Кроме того, ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ не является надлежащим ответчиком по делу.

Выслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В ст.2 названного Закона указано, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 предусмотрено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в, соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть БТИ.

Кроме того, согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Так, ДД.ММ.ГГГГ Кожевникова О.В. обратилась с заявлением к начальнику Кяхтинской КЭЧ района по вопросу приватизации спорного жилого помещения.

          Письменного ответа от начальника КЭЧ <адрес> на заявление Кожевниковой О.В. не последовало, в материалах дела отсутствует. Отсутствие ответа на заявление суд расценивает как отказ в удовлетворении заявления о приватизации спорного жилья.

Из краткосрочного договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Кяхтинской КЭЧ района и Кожевниковой О.В., а также членами ее семьи дочерьми ФИО1, ФИО2, сыном ФИО3 следует, что нанимателю и членам его семьи предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки ТСЖ «Звездочка» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кожевникова О.В. проживает и зарегистрирована по месту жительства <адрес> ее состав семьи составляет дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Выписка из лицевого счета подтверждает, что нанимателем спорного жилого помещения является Кожевникова О.В., и члены ее семьи дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Свидетельство о заключении брака подтверждает, что ФИО9 и ФИО5 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о заключении брака № <адрес> отделом ЗАГ<адрес> заключения брака присвоены фамилии: мужу ФИО12, жене Кожевникова.

Из свидетельства о смерти видно, что ФИО9 скончался ДД.ММ.ГГГГ.

Из свидетельств о рождении ФИО1, ФИО2, ФИО4 усматривается, что их матерью действительно является Кожевникова Ольга Владимировна.

Из сведений трудовой книжки на имя ФИО9 усматривается, что он в период с 1994 года по 2007 год состоял в трудовых отношениях с МО РФ.

Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют.

Из уведомлений УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Кожевниковой Ольги Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на объекты недвижимости на территории Республики Бурятия отсутствуют.

Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации № 86 от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Кяхтинской городской администрации № 5 от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением закреплен статус служебной квартиры.

Постановлением администрации <адрес> № 40 от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> № 5 от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Администрации <адрес> № 138 от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес>» спорное жилое помещение не значится в прилагаемом списке.

Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации № 39 от ДД.ММ.ГГГГ, № 114 от ДД.ММ.ГГГГ, № 196 от ДД.ММ.ГГГГ, № 252 от ДД.ММ.ГГГГ, № 249 от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> не значится.

Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.

Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

По правилам 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно ч.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии со ст. 6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.

В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.

Согласно передаточного акта от 01.04.2011 года Федеральное Государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.

Так, суд считает установленным то обстоятельство, что ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением, поэтому приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Федеральное Государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Поэтому доводы представителя ответчика о том, что ФГУ «СибТУИО» является по делу ненадлежащим ответчиком, являются несостоятельными.

Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием таких сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42.

Приходя к такому выводу, суд учитывает, что постановление администрацией Мо «<адрес>» от 05.0.2011 № 207 отменено постановление администрации <адрес> № 86 от ДД.ММ.ГГГГ.

Поэтому отказ КЭЧ Кяхтинского района в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истцов, поскольку спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, указанных в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В судебном заседании было установлено, что семья истицы проживает в спорном жилом помещении с 2006 года, которое было предоставлено КЭЧ Кяхтинского района ФИО9, в связи с трудовыми отношениями – в Кяхтинской КЭЧ района. Фактические обстоятельства дела, такие как проживание истцов, в квартире на основании договора, открытие лицевого счета на имя истицы, оплата коммунальных услуг подтверждают то обстоятельство, что отношения между сторонами возникли из договора социального найма, доказательств проживания истцов в спорном жилом помещении на иных условиях стороной ответчика не предоставлено.

В соответствии с п. 4 ч.3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, ч.4 указанной статьи Кодекса предусматривает, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в частности в соответствии с Постановлением от 13 октября 1997 г. N 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации».

Действующее гражданское законодательство регламентирует коммерческий наем жилого помещения нормами, содержащимися в главе 35 ГК РФ..

Договор коммерческого найма жилого помещения может быть заключен в любом жилищном фонде, за исключением жилищного фонда социального использования (п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ), в котором жилые помещения могут предоставляться только по договору социального найма

Кроме того, договор коммерческого найма является договором возмездным, предполагающим получение дохода (прибыли) от сдачи помещения по такому договору, поэтому суд полагает обоснованными требования о признании краткосрочного договора найма жилого помещения от 23.03.2010 года незаконным, поскольку его заключение противоречит действующему законодательству, не относится к категории жилого помещения фонда коммерческого использования, и не имеет статуса служебного жилого помещения, соответственно, не мог быть заключен.

    Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Отсутствие договора социального найма жилого помещения ( в письменной форме) не является препятствием для реализации права Кожевниковой О.В. и ее несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО4 на приватизацию занимаемого жилого помещения.

При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Иск Кожевниковой Ольги Владимировны, ФИО1, ФИО2, ФИО3 в лице законного представителя Кожевниковой О.В - удовлетворить.

Признать отказ КЭЧ <адрес> Кожевниковой О.В., в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, <адрес>    - незаконным.

Признать краткосрочный договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между КЭЧ <адрес> и Кожевниковой О.В., незаконным.

Признать право пользования Кожевниковой О.В., ФИО1,, ФИО2, ФИО3, жилым помещении – квартирой , дома <адрес> на условиях социального найма.

Обязать ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» заключить с Кожевниковой Ольгой Владимировной, ФИО1, ФИО2, ФИО3, в лице законного представителя Кожевниковой О.В. договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в долевую собственность.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде.

Судья                                                                                 Гимадеева О.Л