РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2011 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Гимадеевой О.Л.,
при секретаре Шагдуровой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голицина Владислава Викторовича к КЭЧ Кяхтинского района, ФГУ « Сибирское Территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Голицин В.В. обратился в суд с иском к КЭЧ Кяхтинского района о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение.
Свои доводы мотивировал следующим, так он обратился в Кяхтинскую КЭЧ района с заявлением по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, ДОС 215, <адрес>.
Из ответа Кяхтинской КЭЧ района следует, что у Кяхтинской КЭЧ района право подписи и передачи в безвозмездное пользование жилых помещений отсутствует. В связи с чем, истцу в приватизации занимаемого жилого помещения было отказано.
Считает отказ начальника Кяхтинской КЭЧ района незаконным и необоснованным, в связи с тем, что Кяхтинская КЭЧ района обладает правом оперативного управления жилым помещением.
Жилое помещение по вышеуказанному адресу было предоставлено истцу в 2011 году, что подтверждается разрешением на заселение в служебное жилое помещение.
В спорной квартире Голицин В.В. проживает один.
Постановлением Администрации города Кяхта № от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением не был закреплен статус «служебного жилья».
Между тем, имеющиеся документы так же указывают на отсутствие у спорного жилого помещения статуса «служебное». Таким образом, отказ Кяхтинской КЭЧ района передать занимаемое жилое помещение в собственность, является незаконным и подтверждается ниже приведенными доказательствами.
Истец считает, что поскольку занимаемое им жилое помещение по адресу <адрес>, ул. ДОС 215, <адрес> не имеет в настоящее время статуса «служебное» жилье, не зарегистрировано в качестве такового в органе БТИ и УФРС по РБ, следовательно, у него имеются основания для его приватизации.
На основании изложенного, Голицин В.В. просит признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, ДОС 215 <адрес>; признать пользование жилым помещением на условиях социального найма, обязать Кяхтинскую КЭЧ района заключить договор о передаче его в собственность.
Истец Голицин В.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Крахмалева И.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика - КЭЧ Кяхтинского района надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в деле имеются сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с реорганизацией.
Определением суда от 12 декабря 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ», как правопреемник КЭЧ Кяхтинского района.
Представитель соответчика ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ» Савкина Е.С., в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, при этом представив отзыв, из которого следует, что согласно Закону Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. гражданам, проживающим в служебных жилых помещениях, запрещено их приватизировать, за исключением служебных жилых помещений совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных (ст. 4). О статусе данного жилого помещения свидетельствует как типовой договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Кяхтинской КЭЧ района и Голицыным В.В., приложенный к исковому заявлению, так и подтверждение самого истца, указывающего на то, что жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, было предоставлено ему по договору найма на период прохождения им военной службы в Кяхтинском гарнизоне.
Кроме того, представитель отмечает, что в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (далее - ФЗ «О статусе Военнослужащих») военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений ( улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих – граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Согласно п.14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилым помещением на безвозмездной основе от МО РФ предоставляется указанным гражданам один раз. А документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Считает, что истец к КЭЧ района или ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России с заявлением не обращался. Кроме того, Голицин В.В., не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответствующих документов наниматель не собирал и в уполномоченные органы им представлено не было. Соответственно предоставить Голицину В.В., жилое помещение по линии Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время не возможно.
Кроме того, как указал представитель, в соответствии с директивным указанием Министра обороны Российской Федерации № 205/2/709 от 15.10.2009 г., в целях безусловного выполнения поручения Президента Российской Федерации о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, исключение жилых помещений из специализированного жилого фонда запрещено. Предписано прекратить исключение жилых помещений из специализированного жилого фонда. При выявлении случаев исключения жилых помещений из специализированного жилого фонда проводить служебные расследования с привлечением конкретных лиц к ответственности.
Таким образом, считает что у истца отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации, поскольку занимаемое им жилое помещение продолжает иметь статус служебного жилья. В удовлетворении искового заявления просила отказать в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В ст.2 названного Закона указано, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в, соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть БТИ.
Кроме того, согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Из сообщения начальника Кяхтинской КЭЧ района на заявление Голицина В.В. о передаче жилого помещения в собственность безвозмездно следует, что у Кяхтинской КЭЧ района право подписи и передачи в безвозмездное пользование жилых помещений отсутствует.
После обращения командования войсковой части 69647 о разрешении на заселение в жилой фонд, находящейся в распоряжении Кяхтинской КЭЧ района, Голицину В.В. выдано разрешение на заселение в служебное жилое помещение по адресу <адрес>..
Из справки ТСЖ «Звездочка» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Голицин В.В. проживает по месту жительства <адрес>
Из выписки из лицевого счета № следует, что в <адрес> проживают наниматель: Голицин В.В., 1983 года рождения.
Из уведомления УФРС кадастра и картографии по Республике Бурятия об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют.
Из уведомлений УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Голицина В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения на объекты недвижимости отсутствуют.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу <адрес> является служебной, кроме того по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Голицин В.В.участия в приватизации на территории Кяхтинского района не принимал.
Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Ярославский филиал следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Голицин В.В.собственником объектов недвижимого имущества на территории <адрес> и <адрес> не зарегистрирован.
Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Кяхтинской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением закреплен статус служебной квартиры.
Постановлением администрации города Кяхта № от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации г. Кяхта № от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Администрации города Кяхта № от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ Кяхтинского района» спорное жилое помещение не значится в прилагаемом списке.
Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> не значится.
Согласно передаточного акта № от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.
Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
По правилам 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно ч.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии со ст. 6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.
Согласно передаточного акта от01.04.2011 года Федеральное Государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.
Так, суд считает установленным то обстоятельство, что ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений», как правопреемник, осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением, поэтому приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Федеральное Государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием таких сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42.
Поэтому отказ КЭЧ Кяхтинского района в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истца, поскольку спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, указанных в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Принимая во внимание, что вселение в спорное жилое помещение было произведено на основании разрешения на заселение в служебное жилое помещение, на имя Голицина В.В. был открыт лицевой счет, истец проживает в спорной квартире с 2011 года, производит оплату коммунальных услуг, поэтому, по мнению суда, между сторонами сложились жилищные правоотношения. А отсутствие у ответчика сведений об отнесении спорного жилого помещении к категории «служебного» жилья, позволяют суду прийти к выводу о признании права пользования истцом жилым помещением на условиях социального найма, доказательств проживания истца в спорном жилом помещении на иных условиях стороной ответчика не предоставлено.
Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не отнесен к категории граждан, имеющих право состоять на учете для получения жилья по договору социального найма, вследствие чего он не вправе требовать заключения договора приватизации не основан на законе. Для реализации своего права на приватизацию занимаемого жилого помещения граждане не должны состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не содержит такого условия.
При указанных обстоятельствах исковые требования Голицина В.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Иск Голицина В.В., - удовлетворить.
Признать отказ КЭЧ Кяхтинского района Голицину В.В., в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> - незаконным.
Признать право пользования Голицина Владислава Викторовича жилым помещении – квартирой №, дома <адрес> на условиях социального найма.
Обязать ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» заключить с Голициным Владиславом Викторовичем договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде.
Судья Гимадеева О.Л.