решение от 26.12.2011 года по иску Илюхина к кяхтинской КЭЧ района о защите права на приватизацию



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2011 года                                                                       г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Гимадеевой О.Л.,

при секретаре Шагдуровой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Илюхина Дмитрия Владимировича к КЭЧ Кяхтинского района о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании договора найма служебного жилого помещения незаконным, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Илюхин Д.В. обратился в суд с иском к КЭЧ Кяхтинского района о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании договора найма служебного жилого помещения незаконным, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение.

Свои доводы мотивировал следующим, так он обратился в Кяхтинскую КЭЧ с заявлением по вопросу занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.

    Из ответа Кяхтинской КЭЧ следует, что у Кяхтинской КЭЧ отсутствует право подписи и передачи в безвозмездное пользование помещений, в    связи с    чем ему было в передаче жилого помещения в собственность.

            Считает, что отказ начальника Кяхтинской КЭЧ района Добродей Ю. Н., является незаконным    и необоснованным, так как КЭЧ обладает правом оперативного управления жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.          Жилое помещение по вышеуказанному адресу было предоставлено истцу в феврале2011 года по договору служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

    В спорной квартире истец проживает один, состоит на регистрационном учете в качестве нанимателя.

Постановлением Администрации города Кяхта от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением ранее был закреплен статус «служебного жилья».

Между тем, имеющиеся документы указывают на отсутствие у спорного жилого помещения статуса «служебное». Таким образом, отказ Кяхтинской КЭЧ района передать жилое помещение в собственность, является незаконным и подтверждается ниже приведенными доказательствами.

В связи с тем, что Кяхтинской КЭЧ района своевременно не были приняты меры по регистрации жилых помещений в число служебных квартир в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений (БТИ), в соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете фонда в РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.10,1997 г, , Постановлением администрации МО «Город Кяхта» от ДД.ММ.ГГГГ было отменено Постановление администрации МО «Город Кяхта» «О присвоении статуса «служебная» Кяхтинской КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, Илюхин Д.В. просит признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>; признать договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; признать право пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязать Кяхтинскую КЭЧ района заключить договор о передаче его в собственность.

Истец Илюхин Д.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Крахмалева И.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика - КЭЧ Кяхтинского района надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, имеются сведения о прекращении деятельности юридического лица. Определением суда от 12 декабря 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ».

Представитель соответчика ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ» Савкина Е.С., в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, при этом представив отзыв, из которого следует, что гражданам, проживающим в служебных жилых помещениях, запрещено их приватизировать, за исключением служебных жилых помещений совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. О статусе данного жилого помещения свидетельствует типовой договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Кяхтинской КЭЧ района и Илюхиным Д.В..

Кроме того, представитель отмечает, что в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (далее - ФЗ «О статусе Военнослужащих») военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений ( улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Истец к КЭЧ района или ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России с заявлением не обращался. Кроме того, Илюхин Д.В. не стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответствующих документов наниматель не собирал и в уполномоченные органы им представлено не было. Соответственно предоставить Илюхину Д.В. жилое помещение по линии Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время не возможно.

Таким образом, считает что у истца отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации, поскольку занимаемое им жилое помещение продолжает иметь статус служебного жилья. В удовлетворении искового заявления просила отказать в полном объеме.

Суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В ст.2 названного Закона указано, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 предусмотрено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в, соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть БТИ.

Из сообщения начальника Кяхтинской КЭЧ района на заявление Илюхина Д.В.о передаче жилого помещения в собственность безвозмездно следует, что у Кяхтинской КЭЧ района право подписи и передачи в безвозмездное пользование жилых помещений отсутствует.

Из договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Кяхтинской КЭЧ района и Илюхиным Д.В. следует, что последнему (нанимателю) предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> связи с прохождением службы.

Из справки ТСЖ «Звездочка» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Илюхин Д.В. проживает и зарегистрирован по месту жительства <адрес>, <адрес> <адрес>.

Выписка из лицевого счета подтверждает, что в спорном жилом помещении проживают наниматель Илюхин Д.В..

Из уведомления УФРС кадастра и картографии по Республике Бурятия об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют.

Из уведомлений УФРС кадастра и картографии по Республике Бурятия об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Илюхина Д.В. на объекты недвижимости на территории Республики Бурятия отсутствуют.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу <адрес> является служебной, кроме того по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Илюхин Д.В. участия в приватизации на территории Кяхтинского района не принимал.

Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ за спорным жилым помещением закреплен статус служебной квартиры, а постановлением Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ статус постоянной жилой площади.

Постановлением администрации города Кяхта от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации г. Кяхта от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Администрации города Кяхта от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ Кяхтинского района» спорное жилое помещение значится в прилагаемом списке.

Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «Кяхтинский район» РБ ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> не значится.

В постановлении Кяхтинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение значится как служебное.

Согласно выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выслуга лет на воинских должностях Илюхина Д.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: в календарном исчислении 05 лет 01 месяц 29 дней.

Согласно свидетельство о государственной регистрации права следует, что Илюхин Д.В.является собственником 1/5 жилого дома по адресу: <адрес> на основании договора о безвозмездной передаче в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки отдела по управлению муниципальным имуществом орловской области свердловского района следует, что Илюхин Д.В.свое право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения использовал в несовершеннолетнем возрасте по договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.

Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц деятельность КЭЧ Кяхтинского района прекращена путем реорганизации в форме присоединения ДД.ММ.ГГГГ, о чем произведена запись . Правопреемником указанного юридического лица является Федеральное Государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

По правилам 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно ч.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии со ст. 6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.

Согласно передаточного акта от 01.04.2011 года Федеральное Государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.

Так, суд считает установленным то обстоятельство, что ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением, поэтому приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Федеральное Государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием таких сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42.

Постановлением администрации МО «Город Кяхта» от ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановление администрации города Кяхта « О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ Кяхтинского района от ДД.ММ.ГГГГ, также постановлением администрации МО «Город Кяхта» от ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому заключение с Илюхиным Д.В., договора найма служебного жилого помещения не свидетельствует о том, что спорная квартира имеет режим служебного жилья.

Поэтому отказ КЭЧ Кяхтинского района в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истца, поскольку спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, указанных в ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры, соответственно по договору найма служебного жилого помещения.

Сделка является недействительной по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) ( ст. 166 ГК РФ).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения( ст. 167 ГК РФ).

Статья 168 ГК РФ предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Судом установлено, что спорная квартира не относится к категории служебных жилых помещений по вышеприведенным основаниям, поэтому договор найма служебного помещения между сторонами противоречит требованиям ч.1 и ч.3 ст. 104 ЖК РФ, потому не может быть признан законным, в связи с чем, суд полагает обоснованными требования истца о признании настоящего договора недействительным.

Учитывая, что предоставленное жилое помещение не является служебным, фактические обстоятельства дела, такие как проживание истца, в квартире на основании договора с 2011 года, открытие лицевого счета на имя Илюхина Д.В. подтверждают то обстоятельство, что отношения между сторонами возникли из договора социального найма, доказательств проживания истцов в спорном жилом помещении на иных условиях стороной ответчика не предоставлено.

    Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

Доводы представителя ответчика о том, что истец не отнесен к категории граждан, имеющих право состоять на учете для получения жилья по договору социального найма, вследствие чего он не вправе требовать заключения договора приватизации не основан на законе. Для реализации своего права на приватизацию занимаемого жилого помещения граждане не должны состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не содержит такого условия.

При указанных обстоятельствах исковые требования Илюхина Д.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Иск Илюхина Д.В., - удовлетворить.

Признать договор найма служебного жилого помещения , заключенного между КЭЧ Кяхтинского района и Илюхиным Д.В., ДД.ММ.ГГГГ - недействительным.

Признать отказ КЭЧ Кяхтинского района Илюхину Д.В., в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> - незаконным.

Признать право пользования Илюхина Д.В., жилым помещением – квартирой в <адрес> на условиях социального найма.

Обязать ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» заключить с Илюхиным Д.В., договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательном виде.

Судья                                                                                 Гимадеева О.Л.