23.01.2012 по иску Чебанюк Н.М. о защите права на приватизацию



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2012 года                                                                       г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Гимадеевой О.Л.,

при секретаре Шагдуровой В.В.

с участием представителя истца Лешковой Л.Ю., действующей на основании заявления,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебанюк Надежды Михайловны, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в лице законного представителя Чебанюк Н.М. к КЭЧ <адрес>, ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании договора найма служебного жилого помещения незаконным, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Истец и законный представитель Чебанюк Н.М. обратилась в суд с иском к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании договора найма служебного жилого помещения незаконным, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение.

     Свои доводы мотивировала следующим, так ДД.ММ.ГГГГ действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей обратилась в КЭЧ <адрес> с письменным заявлением по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения по адресу <адрес>.

Однако, её обращение к начальнику КЭЧ <адрес> года осталось без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд. В устной форме в приватизации жилья было отказано со ссылкой на то, что им не были представлены в КЭЧ <адрес> сведения о том, что спорное жилое помещение находится в его оперативном управлении. В силу чего начальник КЭЧ <адрес> не уполномочен заключить с ней договор о безвозмездной передаче спорного жилого помещения в собственность.

Кроме того, в устной форме, в жилищной группе КЭЧ <адрес> ей пояснили, что занимаемое жилое помещение является «служебным» жильем, так как основанием для проживания в нем является Договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ за .

По передаточному акту государственного имущества на праве оперативного управления жилой <адрес>, в котором находится спорное жилое помещение, был передан КЭЧ <адрес> в оперативное управление. Право оперативного управления в отношении <адрес>, в том числе и в отношении занимаемого истцом спорного жилого помещения, сохраняется за КЭЧ <адрес> до настоящего времени. Следовательно, как считает истец, отказ начальника КЭЧ <адрес> заключить Договор о безвозмездной передачи занимаемого жилого помещения в собственность, является незаконным и необоснованным.

КЭЧ Кяхтинского района не были представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что в отношении спорной квартиры было принято решение об отнесении ее к специализированному жилищному фонду.

Учитывая, как указал истец, что спорная квартира не относится к категории «служебных» и жилых помещений для коммерческого использования, то пользование ею, происходит на условиях социального найма.

Спорное жилое помещение закреплено за КЭЧ Кяхтинского района на праве оперативного управления и относится к ведомственному жилищному фонду.

На основании изложенного, истцы просят признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>; признать договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признать право пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязать Кяхтинскую КЭЧ района заключить договор о передаче его в долевую собственность, взыскать с ответчика судебные расходы.

Истица и законный представитель несовершеннолетних Чебанюк Н.М. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя.

Представитель истца Лешкова Л.Ю., действующая на основании заявления, в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы, изложенные в иске, при этом просила исключить требования о взыскании с ответчика судебных расходов, в остальной части заявленных требований настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика - КЭЧ Кяхтинского района в судебное заседание не явился, в деле имеются сведения о прекращении деятельности юридического лица.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ».

Представитель соответчика ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ» надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя.

Ранее, представителем названного соответчика Савкиной Е.С., был представлен отзыв, из которого следует, из которого следует, что с требованиями истца ответчик не согласен, считает их незаконными, поскольку предоставленное жилое помещение относится к служебному жилому помещению и приватизации не подлежит. Истец к КЭЧ района или ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России с заявлением не обращался. Кроме того, истец не стоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответствующих документов наниматель не собирал, и в уполномоченные органы им представлено не было. Соответственно предоставить жилое помещение по линии Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время не возможно. На основании изложенного считает, что у истца отсутствуют основания для признания права на приватизацию, права собственности на квартиру в порядке приватизации и занимаемое им жилое помещение продолжает иметь статус служебного жилья, в связи, с чем в удовлетворении искового заявления просила отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В ст.2 названного Закона указано, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в, соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть БТИ.

Кроме того, согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Так, ДД.ММ.ГГГГ Чебанюк Н.М. обратилась с заявлением к начальнику Кяхтинской КЭЧ района по вопросу приватизации спорного жилого помещения.

Ответа начальника КЭЧ <адрес> на его заявление в материалах дела не имеется. Отсутствие ответа на заявление, судом расценивается как отказ в удовлетворении заявления.

Из договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Кяхтинской КЭЧ района и Чебанюк Н.М., следует, что нанимателю и членам его семьи предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, в связи с работой. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены дочь ФИО12, сын ФИО13, опекаемые ФИО16 ФИО17., ФИО18

Из справки ТСЖ «Звездочка» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чебанюк Н.М. проживает и зарегистрирован по месту жительства <адрес>, имеет состав семьи - сын ФИО14, 1998 года рождения, опекаемые ФИО8 А.В. 2000 г.р., ФИО8 Р.В. 2001 г.р., ФИО8 К.В., 2002 г.р..

Из выписки из лицевого счета следует, что нанимателем спорного жилого помещения является Чебанюк Н.М., и члены её семьи сын ФИО14, 1998 года рождения, опекаемые ФИО8 А.В. 2000 г.р., ФИО8 Р.В. 2001 г.р., ФИО8 К.В., 2002 г.р..

Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации № 86 от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Кяхтинской городской администрации № 5 от ДД.ММ.ГГГГ год за спорным жилым помещением закреплен статус служебной квартиры.

Постановлением администрации <адрес> № 40 от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> № 5 от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Администрации <адрес> № 138 от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес>» спорное жилое помещение не значится в прилагаемом списке.

Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации № 39 от ДД.ММ.ГГГГ, № 114 от ДД.ММ.ГГГГ, № 196 от ДД.ММ.ГГГГ, № 249 от ДД.ММ.ГГГГ, № 252 от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> не значится. Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 207 было отменено Постановления администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ,

Из справок от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу <адрес> является служебной, кроме того Чебанюк Н.М., ФИО2, участия в приватизации на территории <адрес> не принимали.

Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют.

Из уведомлений УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Чебанюк Н.М., ФИО2, ФИО8 А.В., ФИО8 Р.В., ФИО8 К.В. на объекты недвижимости на территории Республики Бурятия отсутствуют.

Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.

Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц деятельность КЭЧ <адрес> прекращена путем реорганизации в форме присоединения 21.11.2011 г., о чем произведена запись . Правопреемником указанного юридического лица является Федеральное Государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

По правилам 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно ч.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии со ст. 6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилищным фондом.

В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.

Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ Федеральным Государственным учреждением «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.

Так, суд считает установленным то обстоятельство, что ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением как правопреемник, поэтому приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Федеральное Государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием таких сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42.

Постановлением администрации МО «<адрес>» № 207 от ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановление администрации <адрес> № 86 от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому заключение с Чебанюк Н.М. договора найма служебного жилого помещения не свидетельствует о том, что спорная квартира имеет режим служебного жилья.

Поэтому отказ КЭЧ <адрес> в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истцов, поскольку спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, указанных в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры, соответственно по договору найма служебного жилого помещения.

В ходе судебного заседания было установлено, что спорная квартира не относится к категории служебных жилых помещений, поэтому договор найма служебного помещения между сторонами противоречит требованиям ч.1 и ч.3 ст. 104 ЖК РФ, потому не может быть признан законным, поэтому суд полагает обоснованными требования истца о признании настоящего договора незаконным.

В судебном заседании было установлено, что истец проживает в спорном жилом помещении с июля 2010 года, которое было предоставлено КЭЧ <адрес> Чебанюк Н.М., в связи с трудовыми отношениями – в Кяхтинской КЭЧ района. Фактические обстоятельства дела, такие как проживание истцов, в квартире на основании договора найма жилья, открытие лицевого счета на имя нанимателя, оплата коммунальных услуг подтверждают то обстоятельство, что отношения между сторонами возникли из договора социального найма, доказательств проживания истцов в спорном жилом помещении на иных условиях стороной ответчика не предоставлено.

    Как следует из положений ст. 672 ГК РФ, в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

Доводы представителя ответчика о том, что истец не отнесен к категории граждан, имеющих право состоять на учете для получения жилья по договору социального найма, вследствие чего он не вправе требовать заключения договора приватизации не основан на законе. Для реализации своего права на приватизацию занимаемого жилого помещения граждане не должны состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не содержит такого условия.

При указанных обстоятельствах исковые требования Чебанюк Н.М. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Иск    Чебанюк Надежды Михайловны, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 - удовлетворить.

Признать договор найма служебного жилого помещения , заключенного между КЭЧ <адрес> и Чебанюк Н.М. от ДД.ММ.ГГГГ - незаконным.

Признать отказ КЭЧ <адрес> Чебанюк Н.М. в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> - незаконным.

Признать право пользования Чебанюк Надежды Михайловны, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 жилым помещением – квартирой №<адрес> <адрес> на условиях социального найма.

Обязать ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ заключить с Чебанюк Надеждой Михайловной, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 в лице законного представителя Чебанюк Н.М договор о передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в долевую собственность в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня получения решения суда в окончательном виде.

Судья                                                                                 Гимадеева О.Л.