РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2012 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Гимадеевой О.Л.,
при секретаре Шагдуровой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ладченко Елены Петровны к КЭЧ <адрес>, ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении передать жилое помещение в собственность в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Ладченко Е.П. обратилась в суд с иском к КЭЧ <адрес> о защите права на приватизацию.
Свои требования мотивировала следующим. Так, Ладченко Е.П., ДД.ММ.ГГГГ ода обратилась в Кяхтинскую КЭЧ района с заявлением по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>. Ответ на данное заявление не был получен. Считает, отсутствие ответа на ее заявление о разрешении приватизации данной квартиры нарушает ее права на приватизацию.
Жилое помещение по вышеуказанному адресу было предоставлено истице в сентябре 1999 года на основании ордера на жилое помещение №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Истица считает, что указанный ордер не соответствует требованиям жилищного законодательства, действовавшего на момент его выдачи. Кроме того, в случае выдачи ордера с гражданином заключается письменный договор найма жилого помещения. Между тем с истицей такой договор не заключался.
Истица указывает, что в спорной квартире, согласно справке о составе семьи, выписки из лицевого счета зарегистрирована и проживает она одна.
По мнению истицы, спорное жилое помещение, в настоящее время не является служебным. Таким образом, отказ Кяхтинской КЭЧ района передать истице занимаемое ею жилое помещение в собственность, является незаконным.
Спорное жилое помещение закреплено за Кяхтинской КЭЧ района на праве оперативного управления и относится к ведомственному жилищному фонду. В соответствии с требованиями закона от 04.07,1991 года № 1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласие собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется. Эти функции возложены на предприятие осуществляющее оперативное управление спорным жилым помещением.
Поскольку занимаемое истицей жилое помещение по адресу <адрес>, не имеет в настоящее время статуса «служебное» жилье, не зарегистрировано в качестве такового в органе БТИ и УФРС, следовательно, как считает истица, у нее имеются все основания для его приватизации.
На основании изложенного, истица просит признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>; признать право пользования жилым помещением на условиях социального найма; обязать Кяхтинскую КЭЧ района передать ей жилое помещение в собственность.
Истица Ладченко Е.П. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика - КЭЧ Кяхтинского района в судебное заседание не явился, в деле имеются сведения о прекращении деятельности юридического лица. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Представитель соответчика ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ» надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Также, представителем названного соответчика ФИО3 был представлен отзыв, из которого следует, что с требованиями истца ответчик не согласен, считает их незаконными, поскольку предоставленное жилое помещение относится к служебному жилому помещению и приватизации не подлежит.
О статусе данного жилого помещения свидетельствует ордер на служебное жилое помещение, который является единственным документом дающим разрешение на вселение в служебное жилое помещение. Представленная истцом копия ордера лишь подтверждает вселение истца в квартиру по указанному адресу.
Истец к КЭЧ района или ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России с заявлением не обращался. Кроме того, истец не состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответствующих документов наниматель не собирал, и в уполномоченные органы им представлено не было. Соответственно предоставить жилое помещение по линии Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время не возможно.
Кроме того, полномочиями по передаче жилья в собственность граждан возложены на Департамент жилищного обеспечения МО РФ и его региональные отделения, в частности ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
На основании изложенного считает, что у истца отсутствуют основания для признания права на приватизацию, права собственности на квартиру в порядке приватизации и занимаемое им жилое помещение продолжает иметь статус служебного жилья, в связи, с чем в удовлетворении искового заявления просила отказать в полном объеме.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В ст.2 названного Закона указано, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 предусмотрено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в, соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть БТИ.
Кроме того, согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Так, в июне 2011 года Ладченко Е.П. обратилась с заявлением к начальнику Кяхтинской КЭЧ района по вопросу приватизации спорного жилого помещения.
Ответа начальника КЭЧ <адрес> на её заявление в материалах дела не имеется. Отсутствие ответа на заявление, судом расценивается как отказ в удовлетворении заявления.
Из ордера №№ от ДД.ММ.ГГГГ выданного Кяхтинской КЭЧ района Ладченко Е.П., следует о предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, в связи с прохождением службы. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселена дочь истицы ФИО8.
Из справки ТСЖ «Звездочка» № 638 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ладченко Е.П. проживает и зарегистрирован по месту жительства <адрес>.
Из выписки из лицевого счета №648 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нанимателем спорного жилого помещения является Ладченко Е.П..
Из архивных выписок Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации № 86 от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Кяхтинской городской администрации № 5 от ДД.ММ.ГГГГ год за спорным жилым помещением закреплен статус служебной квартиры.
Постановлением администрации <адрес> № 40 от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> № 5 от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Администрации <адрес> № 138 от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес>» спорное жилое помещение значится в прилагаемом списке.
Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации № 39 от ДД.ММ.ГГГГ, № 114 от ДД.ММ.ГГГГ, № 196 от ДД.ММ.ГГГГ, №252 от ДД.ММ.ГГГГ, № 249 от ДД.ММ.ГГГГ квартира № 37 <адрес> не значится.
Из справки № 1343 от ДД.ММ.ГГГГ, № 1120 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу <адрес>, является служебной, кроме того Ладченко Е.П. участия в приватизации на территории <адрес> не принимала.
Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют.
Из уведомлений УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Ладченко Е.П. на объекты недвижимости на территории Республики Бурятия отсутствуют.
ФИО5 не возражает против приватизации квартиры, расположенной по адресу <адрес>, что подтверждается нотариально оформленным согласием.
Согласно передаточного акта № 182 от ДД.ММ.ГГГГ года Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой дом г. Кяхта.
Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц деятельность КЭЧ <адрес> прекращена путем реорганизации в форме присоединения 21.11.2011 г., о чем произведена запись № 2117536120810. Правопреемником указанного юридического лица является Федеральное Государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
По правилам 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно ч.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии со ст. 6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилищным фондом.
В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.
Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ Федеральным Государственным учреждением «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой дом №<адрес>.
Так, суд считает установленным то обстоятельство, что ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением как правопреемник, поэтому приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Федеральное Государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием таких сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42.
Приходя к такому выводу, суд учитывает, что постановлением администрации МО «<адрес>» № 263 от ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановление администрации <адрес> № 138 «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 207 отменено Постановления администрации МО «<адрес>» № 86 от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому предоставление Ладченко Е.П. служебного жилого помещения на основании ордера не свидетельствует о том, что спорная квартира имеет режим служебного жилья.
Отказ КЭЧ Кяхтинского района в приватизации истице спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истца, поскольку спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, указанных в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры, соответственно по договору найма служебного жилого помещения.
В судебном заседании было установлено, что истец проживает в спорном жилом помещении с сентября 1999 года, которое было предоставлено КЭЧ <адрес> Ладченко, в связи с прохождением военной службы в МО РФ. Фактические обстоятельства дела, такие как проживание истицы, в квартире на основании ордера, открытие лицевого счета на имя нанимателя, оплата коммунальных услуг подтверждают то обстоятельство, что отношения между сторонами возникли из договора социального найма, доказательств проживания истицы в спорном жилом помещении на иных условиях стороной ответчика не предоставлено.
Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не отнесен к категории граждан, имеющих право состоять на учете для получения жилья по договору социального найма, вследствие чего он не вправе требовать заключения договора приватизации не основан на законе. Для реализации своего права на приватизацию занимаемого жилого помещения граждане не должны состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не содержит такого условия.
Отсутствие договора социального найма жилого помещения (в письменной форме) не является препятствием для реализации права Ладченко Е.П. на приватизацию занимаемого жилого помещения.
При указанных обстоятельствах исковые требования Ладченко Е.П. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Иск Ладченко Елены Петровны - удовлетворить.
Признать отказ КЭЧ <адрес> Ладченко Е.П. в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> - незаконным.
Признать право пользования Ладченко Елены Петровны, жилым помещением – квартирой №№ дома №№ по <адрес> на условиях социального найма.
Обязать ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ передать ФИО1 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в собственность в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня получения решения суда в окончательном виде.
Судья Гимадеева О.Л.