решение от 30.01.2012 года по иску прокурора в интересах Буянтуева к МО `Кяхтинский район` о возложении обязанности постановки на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в обеспечении жилой площадью



                                                    2-33/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     г. Кяхта                                                                                   30 января 2012 года

           Кяхтинский районный суд Республики Бурятии в составе

председательствующего судьи Бутухановой Н.А.,

при секретаре Баторовой Д.Д.,

с участием ст.помощника прокурора Кяхтинского района Дырхеевой Р.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора Кяхтинского района Республики Бурятия, действующего в интересах Буянтуева Дениса Владимировича к администрации МО «Кяхтинский район» о возложении обязанности поставить на регистрационный учет детей-сирот в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Кяхтинского района обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что проведенной прокуратурой Кяхтинского района проверкой по обращению Бунтуева Д. В. на действия органа опеки и попечительства администрации МО «Кяхтинский район» выявлены нарушения законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проверки установлено, что Буянтуев Денис Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот, не имеет собственного жилья. Его родители скончались: отец - Буянтуев Владимир Гармажапович - ДД.ММ.ГГГГ, мать Буянтуева Виктория Бальжинимаевна - ДД.ММ.ГГГГ

    Постановлением администрации местного самоуправления Кяхтинского района от 15.10.2004 г. № 302 попечителем несовершеннолетних Буянтуева Д. В., его сестры Буянтуевой С. В. назначен Найданов Е.Б. Этим же постановлением за несовершеннолетними Буянтуевыми закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.

Как видно из информации заместителя руководителя администрации МО «Кяхтинский район» жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежал на праве собственности матери детей - Буянтуевой В.Б. Подтверждением этому является информация Кяхтинского филиала АУ РБ «Гостехинвентаризация-Республиканское БТИ».

Вместе с тем, закрепленное за несовершеннолетними детьми, относящимися к категории детей-сирот, жилое помещение по адресу: <адрес>, продано ДД.ММ.ГГГГ Найдановой Даримой Владимировной с учетом постановления администрации МО «Кяхтинский район» от 31.07.2006 г. № 197 «О разрешении продажи жилого дома».

При принятии решения о разрешении продажи дома постановление районной администрации от 15.10.2004 г. о закреплении указанного жилья за

несовершеннолетними Буянтуевыми местной администрацией учтено не было.

Более того, по вине администрации МО «Кяхтинский район», решением которой были ущемлены жилищные права детей-сирот, с момента продажи жилого дома, то есть с момента утраты закрепленного за ними жилья, до настоящего момента Буянтуев Д.В. не поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой-площадью.

Буянтуев Д.В. не имеет на праве собственности жилых помещений, что подтверждается справками Кяхтинского филиала АУ РБ «Гостехинвентаризация-Республиканское БТИ», Кяхтинского отдела Управления Росреестра по РБ.

25 ноября 2011 г. решением органа опеки и попечительства администрации МО «Кяхтинский район» Буянтуеву Д.В. отказано в постановке на регистрационный учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью.

Указанное решение не соответствует нормам действующего законодательства о социальной поддержке детей-сирот.

Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статьей 8 названного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона РБ № 899-111 «Об отдельных полномочиях органов государственной власти РБ по реализации ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти Республики Бурятия, вне очереди, жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Расходы на обеспечение жилой площадью финансируются за счет средств республиканского бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Бурятия.

    Положением о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства от 31.03.2005 г. № 102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Из п. 5 названного Положения усматривается, что органы местного самоуправления ведут учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья. В соответствии с п. 8 данного Положения дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, их законные представители обращаются с заявлением о предоставлении жилой площади в орган местного самоуправления в Республике Бурятия по месту их выявления.

Согласно п. 11 Положения дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, однократно обеспечиваются жилой площадью в форме предоставления субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств республиканского и (или) федерального бюджета.

Постановлением Правительства РБ от 01.11.2007 г. № 343 утверждено Положение о Республиканском агентстве по делам семьи и детей, согласно которому Республиканское агентство по делам семьи и детей является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики в области социальной защиты семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Пунктом 3.1.11 Положения предусмотрено, что агентство организует обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством. Согласно п. 3.1.20 Положения в соответствии с бюджетным законодательством осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета,

предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него полномочий.

По мнению прокурора, приведенные нормы законодательства свидетельствуют о том, что администрация МО «Кяхтинский район» как орган местного самоуправления, наделена полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по учету детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

В настоящее время в связи с достижением Буянтуевым Д.В. возраста 24 лет органом опеки и попечительства администрации МО «Кяхтинский район» отказано в постановке Буянтуева Д.В. на учет.

Прокурор считает, что данное решение принято в нарушение приведенных выше норм законодательства. При принятии указанного решения не учтено то, что администрацией МО «Кяхтинский район» со дня продажи закрепленного за Буянтуевым Д.В. жилья не приняты меры к постановке Буянтуева на регистрационный учет, тем самым нарушено право Буянтуева на реализацию гарантированного государством права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилой площадью, решением администрации созданы препятствия в осуществлении прав Буянтуева на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Прокурор обращает внимание на то, что проверка показала, что постановлением администрации МО «Кяхтинский район» о разрешении продажи закрепленного за Буянтуевыми, относящимися к лицам из числа детей-сирот, жилого дома, несовершеннолетние по вине администрации утратили закрепленное жилье.

В то же время администрацией МО «Кяхтинский район» меры по постановке несовершеннолетних Буянтуева Д.В., Буянтуевой С.В., относящихся к категории детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья, на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жильем приняты не были.

При изложенных выше обстоятельствах Буянтуев Д.В. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Неправомерным решением администрации МО «Кяхтинский район» об отказе в постановке Буянтуева Д.В. на регистрационный учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью нарушено право Буянтуева на реализацию своего права на обеспечение жилой площадью.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если основанием для такого обращения послужило обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

На основании изложенного, прокурор Кяхтинского района РБ просит обязать администрацию муниципального образования «Кяхтинский район» поставить Буянтуева Дениса Владимировича на регистрационный учет детей-сирот в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью.

В судебном заседании прокурор Кяхтинского района Дырхеева Р.Д., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, настаивая на их удовлетворении.

    Истец Буянтуев Д.В. в судебном заседании поддерживает исковые требования прокурора.

    Представитель ответчика органа опеки и попечительства АМО «Кяхтинский район» по доверенности Цыдыпова А.Н.-Ц. признала исковые требования прокурора Кяхтинского района в полном объеме, о чем подала соответствующее заявление о признании иска. Согласилась с доводом истца о том, что Буянтуеву необоснованно было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ следует, что признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождают последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Положением о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства от 31.03.2005 г. № 102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии с п. 11 указанного Положения дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, однократно обеспечиваются жилой площадью в форме предоставления субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств республиканского и (или) федерального бюджета.

Поскольку у суда нет оснований полагать, что признание ответчиком совершено в целях сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения, суд принимает во внимание заявление представителя ответчика Цыдыповой А.Н.-Ц. о признании требований прокурора в полном объеме. Соответственно суд считает подтвержденным в судебном заседании факт, что муниципальным образованием «Кяхтинский район» не принимаются необходимые меры, направленные на постановку Буянтуева Дениса Владимировича на регистрационный учет детей-сирот в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью, тем самым, затрагиваются права и интересы последнего на реализацию своего права на обеспечение жилой площадью.

Поэтому суд считает обоснованным требование прокурора о возложении обязанности на ответчика устранить имеющиеся нарушения, поскольку администрацией МО «Кяхтинский район» меры по постановке несовершеннолетних Буянтуева Д.В., Буянтуевой С.В., относящихся к категории детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья, на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жильем приняты не были и Буянтуев Д.В. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

             Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кяхтинского района – удовлетворить.

Возложить обязанность на МО «Кяхтинский район» поставить Буянтуева Дениса Владимировича на регистрационный учет детей-сирот в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью.

Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Верховного Суда Республики Бурятии в течение 30 дней со дня получения сторонами копии решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кяхтинский районный суд РБ.

Судья                                                                                  Бутуханова Н.А.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>