РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2012 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Гимадеевой О.Л.,
при секретаре Шагдуровой В.В.,
с участием истца Сутемьевой О.А., представителя истца ФИО4, действующей на основании заявления,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сутемьевой Олеси Александровны, ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 к КЭЧ Кяхтинского района, ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении передать жилое помещение в собственность,
У С Т А Н О В И Л:
Истец и законный представитель Сутемьева О.А. обратилась в суд с иском к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение.
Свои доводы мотивировала следующим, так она обратилась в КЭЧ <адрес> с заявлением по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.
Из ответа КЭЧ Кяхтинского района следует, что у КЭЧ Кяхтинского района право подписи и передачи в безвозмездное пользование жилых помещений отсутствует. В связи с чем, истцу в приватизации занимаемого жилого помещения было отказано.
Считает отказ начальника КЭЧ <адрес> незаконным и необоснованным, в связи с тем, что КЭЧ района обладает правом оперативного управления жилым помещением.
Жилое помещение по вышеуказанному адресу было предоставлено супругу истицы ФИО5 в мае 2010 года, что подтверждается разрешением на заселение в служебное жилое помещение.
Имеющиеся у истца документы указывают на отсутствие у спорного жилого помещения статуса «служебное». Таким образом, отказ Кяхтинской КЭЧ района передать занимаемое жилое помещение в собственность, является незаконным и подтверждается ниже приведенными доказательствами.
Истец считает, что спорное жилое помещение закреплено за КЭЧ <адрес> на праве оперативного управления и относится к ведомственному жилищному фонду. В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорным жилым помещением, в данном случае Кяхтинской КЭЧ района.
На основании изложенного, истцы просят признать незаконным отказ КЭЧ Кяхтинского района в приватизации занимаемого ими жилого помещения по адресу: <адрес>; признать пользование жилым помещением на условиях социального найма, обязать Кяхтинскую КЭЧ района передать жилое помещение в собственность.
В судебном заседании истец и законный представитель Сутемьева О.А., представитель истца Осеева Л.Н., действующая на основании заявления, поддержали исковые требования в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.
Третье лицо ФИО5 просил рассмотреть дело в его отсутствие, при этом возражений против заявленных требований не имел.
Представитель ответчика - КЭЧ <адрес> в судебное заседание не явился, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц деятельность КЭЧ <адрес> прекращена путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником указанного юридического лица является Федеральное Государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ».
Представитель соответчика ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ» Савкина Е.С., в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, при этом представив отзыв, из которого следует, что с требованиями истца ответчик не согласен, считает их незаконными, поскольку предоставленное жилое помещение относится к служебному жилому помещению.
Истец к КЭЧ района или ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России с заявлением не обращался. Кроме того, истец не стоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответствующих документов наниматель не собирал, и в уполномоченные органы им представлено не было. Соответственно предоставить жилое помещение по линии Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время не возможно.
Кроме того, полномочиями по передаче жилья в собственность граждан возложены на Департамент жилищного обеспечения МО РФ и его региональные отделения, в частности ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
На основании изложенного считает, что у истца отсутствуют основания для признания права на приватизацию, права собственности на квартиру в порядке приватизации и занимаемое им жилое помещение продолжает иметь статус служебного жилья, в связи, с чем в удовлетворении искового заявления просила отказать в полном объеме.
Суд, выслушав пояснение участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В ст.2 названного Закона указано, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" было разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в, соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть БТИ.
Кроме того, согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В п. 14 Правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Из сообщения начальника Кяхтинской КЭЧ района на заявление Сутемьевой М.А. о передаче жилого помещения в собственность безвозмездно следует, что у Кяхтинской КЭЧ района право подписи и передачи в безвозмездное пользование жилых помещений отсутствует.
Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 69647 от ДД.ММ.ГГГГ следует о выделении служебной жилой площади военнослужащему ФИО5 по адресу: <адрес>.
Из разрешения на заселение в служебное жилое помещение следует, что такое разрешение выдано ФИО5, на вселение в жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки ТСЖ «Звездочка» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сутемьева О.А. проживает и зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, имеет состав семьи: муж ФИО5, 1979 года рождения, сын ФИО1, 2009 года рождения.
Из выписки лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нанимателем спорного жилого помещения является ФИО5, супруга нанимателя Сутемьева О.А., сын нанимателя ФИО1, 2009 года рождения.
ФИО5 не возражает против приватизации квартиры, расположенной по адресу <адрес>, что подтверждается нотариально оформленным согласием.
Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют.
Из уведомлений УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Сутемьевой О.А., ФИО1 на недвижимое имущество на территории Республики Бурятия, отсутствуют.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу <адрес>, является служебной, кроме того по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, участия в приватизации на территории <адрес> не принимала.
Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Кяхтинской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Кяхтинской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ год за спорным жилым помещением закреплен статус служебной квартиры.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес>» спорное жилое помещение значится в прилагаемом списке.
Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.54 по <адрес> в <адрес> не значится. В постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> о закреплении статуса постоянного жилья <адрес> значится.
Согласно передаточного акта № от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.
Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц деятельность КЭЧ <адрес> прекращена путем реорганизации в форме присоединения ДД.ММ.ГГГГ, о чем произведена запись №. Правопреемником указанного юридического лица является Федеральное Государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
По правилам 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно ч.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии со ст. 6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.
Согласно передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ Федеральным Государственным учреждением «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, как правопреемником, принято имущество, в том числе жилой <адрес>, а также документация, все права и обязанности КЭЧ <адрес>.
Поэтому, суд считает установленным то обстоятельство, что ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением, поэтому приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Федеральное Государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием таких сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приходя к такому выводу, суд учитывает, что постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № было отменено Постановление администрации МО «<адрес>» № «О присвоении статуса «служебная» квартирам Кяхтинской КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № было отменено Постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поэтому отказ КЭЧ <адрес> в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истца, поскольку спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, указанных в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Принимая во внимание, что вселение в спорное жилое помещение было произведено на основании разрешения на заселение в служебное жилое помещение, на имя ФИО5 был открыт лицевой счет, истец проживает в спорной квартире с 2010 года, производит оплату коммунальных услуг, поэтому, по мнению суда, между сторонами сложились жилищные правоотношения. А отсутствие у ответчика сведений об отнесении спорного жилого помещении к категории «служебного» жилья, позволяют суду прийти к выводу о признании права пользования истцом жилым помещением на условиях социального найма, доказательств проживания истца в спорном жилом помещении на иных условиях стороной ответчика не предоставлено.
Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не отнесен к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий не основан на законе. Для реализации своего права на приватизацию занимаемого жилого помещения граждане не должны состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не содержит такого условия.
Отсутствие договора социального найма жилого помещения (в письменной форме) не является препятствием для реализации права Сутемьевой О.А. и её несовершеннолетним сыном ФИО1 на приватизацию занимаемого жилого помещения.
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Иск Сутемьевой Олеси Александровны, ФИО1 - удовлетворить.
Признать отказ КЭЧ <адрес> Сутемьевой Олеси Александровны в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> - незаконным.
Признать право пользования Сутемьевой О.А., ФИО1 жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.
Обязать ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ передать Сутемьевой Олесе Александровне, ФИО1 в лице законного представителя ФИО2, жилое помещение, расположенного по адресу <адрес> собственность в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня получения решения суда в окончательном виде.
Судья Гимадеева О.Л.