2-66/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кяхта 03 февраля 2012 года
Кяхтинский районный суд Республики Бурятии в составе
председательствующего судьи Бутухановой Н.А.,
при секретаре Баторовой Д.Д.,
с участием ст.помощника прокурора Кяхтинского района Дырхеевой Р.Д.,
рассмотрев гражданское дело по иску Прокурора Кяхтинского района, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МО «Кяхтинский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Кяхтинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МО «Кяхтинский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений указывая, что прокуратурой Кяхтинского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений с участием государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Забайкальского управления Ростехнадзора.
Прокурор отмечает, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон) гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Статьей 9 Закона установлено, что собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 8 Федерального закона №117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:
обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
Согласно ст. 10 Федерального закона №117-ФЗ на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Согласно ст. 17 Федерального закона №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Прокурор отмечает, что проверкой установлено, что на территории муниципального образования «Кяхтинский район» находится пруд на ручье Унгуркуй, расположенный в 300 м. выше с.Унгуркуй. Длина плотины составляет 254 м, максимальный напор на плотину 10,5 м. Ниже плотины пруда расположено с.Унгуркуй, попадающее в зону затопления в случае гидродинамической аварии на ГТС.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права (серия 03-АА №017744 от 21.12.2010 г.) пруд на ручье Унгуркуй находится в муниципальной собственности МО «Кяхтинский район».
В силу требований ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - пруда на ручье Унгуркуй относится к ведению МО «Кяхтинский район».
В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 10 Федерального закона №117-ФЗ требование о декларировании безопасности ГТС пруда на руч. Унуркуй не исполняется. Декларация безопасности гидротехнического сооружения не составлена.
В нарушение ст. 17 Федерального закона №117-ФЗ отсутствует информация о финансовом обеспечении безопасности гидротехнических сооружений пруда.
В нарушение ст.ст.З, 9 Федерального закона №117-ФЗ на верхнем откосе плотины имеются заросли деревьев и кустарников, способствующие разрушению тела плотины.
Кроме того, в нарушение ст. 8 Федерального закона №117-ФЗ не установлена водомерная рейка для наблюдения за уровнем воды в пруду. Не проведена расчистка русла ручья Унгуркуй с целью обеспечения эксплуатационных свойств ГТС.
Таким образом, неисполнение указанных требований закона МО «Кяхтинский район» может привести к созданию аварийной ситуации на гидротехническом сооружении, возникновению угрозы чрезвычайной ситуации в населенном пункте, нарушению конституционных прав граждан, на жилище, на достойные условия существования, здоровую среду обитания, гарантированные ст.ст. 7, 40 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципальных районов относится, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичные положения установлены в п.24 ст.4 Устава МО «Кяхтинский район», принятого решением Совета депутатов МО «Кяхтинский район» №3-5с от 19.06.2008 г.
Пунктами 5 и 21 части 3 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в собственности муниципальных районов могут находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичные положения установлены пунктами ст.52 Устава МО «Кяхтинский район».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», действие Федерального закона распространяется на гидротехнических сооружения, указанные в ст. 3 закона, повреждения которых могут привести к чрезвычайным ситуациям.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите территорий и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
На основании изложенного, прокурор Кяхтинского района РБ просит признать незаконным бездействие администрации МО «Кяхтинский район» по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, а именно: по декларированию безопасности пруда на ручье Унгуркуй; по финансовому обеспечению гражданской ответственности; по устранению на верхнем откосе плотины зарослей деревьев и кустарников, способствующие разрушению тела плотины; по установлению водомерной рейки для наблюдения за уровнем воды в пруду, проведения расчистки русла ручья Унгуркуй с целью обеспечения эксплуатационных свойств ГТС. Обязать муниципальное образование «Кяхтинский район» принять меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, а именно: составить декларацию безопасности пруда на ручье Унгуркуй; разработать финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения; принять меры по устранению на верхнем откосе плотины зарослей деревьев и кустарников, способствующие разрушению тела плотины пруда на ручье Унгуркуй; установить водомерную рейку для наблюдения за уровнем воды в пруду, провести расчистку русла ручья Унгуркуй с целью обеспечения эксплуатационных свойств ГТС.
В судебном заседании прокурор Кяхтинского района Дырхеева Р.Д., действующая на основании доверенности поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, настаивая на их удовлетворении, при этом уточнила срок исполнения исковых требований прокурора до 01 сентября 2013 года
Представитель ответчика МО «Кяхтинский район» по доверенности Ишеева Д.Г. признала исковые требования прокурора Кяхтинского района в полном объеме, о чем подала соответствующее заявление о признании иска, подтвердив, что ответчиком было проявлено бездействие по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в связи с чем представитель ответчика подтвердила необходимость устранения допущенных нарушений.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ следует, что признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождают последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствии с п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципальных районов относится, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Поскольку у суда нет оснований полагать, что признание ответчиком совершено в целях сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения, суд принимает во внимание заявление представителя ответчика Ишеевой Д.Г. о признании требований прокурора в полном объеме. Соответственно суд считает подтвержденным в судебном заседании факт, что Муниципальным образованием «Кяхтинский район» не принимаются необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, что может привести к созданию аварийной ситуации на гидротехническом сооружении, возникновению угрозы чрезвычайной ситуации в населенном пункте, нарушению конституционных прав граждан, на жилище, на достойные условия существования, здоровую среду обитания, гарантированные ст.ст. 7, 40 Конституции Российской Федерации.
Поэтому суд считает обоснованным требование прокурора о возложении обязанности на ответчика устранить имеющиеся нарушения соблюдения требований федерального законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, поскольку указанные нарушения и повреждения могут привести к чрезвычайным ситуациям.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кяхтинского района – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Кяхтинский район» по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, а именно: по декларированию безопасности пруда на ручье Унгуркуй; по финансовому обеспечению гражданской ответственности; по устранению на верхнем откосе плотины зарослей деревьев и кустарников, способствующие разрушению тела плотины; по установлению водомерной рейки для наблюдения за уровнем воды в пруду, проведения расчистки русла ручья Унгуркуй с целью обеспечения эксплуатационных свойств ГТС. Обязать муниципальное образование «Кяхтинский район» принять меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, а именно: составить декларацию безопасности пруда на ручье Унгуркуй; разработать финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения; принять меры по устранению на верхнем откосе плотины зарослей деревьев и кустарников, способствующие разрушению тела плотины пруда на ручье Унгуркуй; установить водомерную рейку для наблюдения за уровнем воды в пруду, провести расчистку русла ручья Унгуркуй с целью обеспечения эксплуатационных свойств ГТС в срок до 01 сентября 2013 года включительно.
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Верховного Суда Республики Бурятии в течение 30 дней со дня получения сторонами копии решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кяхтинский районный суд РБ.
Судья Бутуханова Н.А.