Решение об устранении нарушений водного законодательства, об охране окружающей среды



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<Дата обезличена> г. с. Кваркено

Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Красильникова Ю.А., при секретаре Лысиковой И.А., с участием зам. прокурора Кваркенского района Ажигуловой М.И., представителя ответчика СПК (колхоза) «Зауральный» председателя сельхозкооператива Карачкова ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кваркенского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к СПК (колхозу) «Зауральный» о понуждении СПК (колхоза) «Зауральный» в срок до <Дата обезличена>. устранить нарушения водного законодательства, законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации при эксплуатации склада хранения ГСМ, расположенного на земельном участке площадью 100 х 70 квадратных метров на северо- востоке <...> вдоль оврага, впадающего в русло реки Урал на расстоянии менее 200 метров, для чего склад ГСМ разместить в соответствии с разрешенными требованиями Водного кодекса Российской Федерации на расстоянии не менее 200 метров от разреза воды,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кваркенского района обратился в Кваркенский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к СПК (колхозу) «Зауральный» о понуждении СПК (колхоза) «Зауральный» в срок до <Дата обезличена>. устранить нарушения водного законодательства, законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации при эксплуатации склада хранения ГСМ, расположенного на земельном участке площадью 100 х 70 квадратных метров на северо- востоке <...> вдоль оврага, впадающего в русло реки Урал на расстоянии менее 200 метров, для чего склад ГСМ разместить в соответствии с разрешенными требованиями Водного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании исковые требования уточнил. Просит понудить ответчика разместить склад ГСМ в соответствии с разрешенными требованиями Водного кодекса Российской Федерации на расстоянии не менее 200 метров от разреза воды.

Указал, что приведенный объект используется СПК (колхозом) «Зауральный» для хранения дизтоплива, бензина, вследствие чего, на основании п.п. «в» п. 1 Приложения к Федеральному закону № 116- ФЗ от 21.07.97. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», относится к категории опасных производственных объектов, поскольку в нем хранятся, транспортируются, в частности, горючие вещества- жидкости, способные самовозгораться, а так же возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Эксплуатируется с нарушением действующего законодательства при отсутствии необходимой документации.

Состоит из 37 емкостей общим объемом 1340 кубических метров, 1 заправочной бензоколонки, 1 заправочной колонки ОКА- 111, маслораздаточной колонки и т.д. Размещен на площади 100 х 70 квадратных метров на северо- востоке <...> вдоль оврага, впадающего в русло реки Урал, менее, чем в 200 метрах от него. В результате чего, в период весеннего паводка не исключается возможность попадания воды на его территорию.

Сооружения и оборудование склада так же не исключают возможность выброса нефтепродуктов на почву, поскольку отсутствуют ливневая канализация и бензомаслоуловители. Бензозаправочные колонки не установлены на специальном заправочном островке с твердым покрытием и бензомаслоуловителями, обеспечивающими сбор ливневых вод и случайно разлитых нефтепродуктов.

Ответчиком не проводятся мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды.

В обоснование исковых требований сослался на :

· ст. 9 Федерального закона № 116- ФЗ от 21.07.97. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в соответствии с которой организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего закона, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию, допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, соответствующих квалификационным требованиям, не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе, обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением промышленной безопасности, предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц, заключать договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте, иметь проектно- сметную документацию и т.д.;

· ч. ч. 1, 2, 3, 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, согласно которым водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а так же сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью до 10 километров в размере 50 метров, от 10 до 50 километров в размере 100 метров, от 50 километров и более- в размере 200 метров. В границах водоохранных зон запрещается использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических и взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

· ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.02. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», из которой следует, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Зам. прокурора Кваркенского района Ажигулова М.И. в судебном заседании исковые требования поддержала. Просит их удовлетворить по изложенным в иске обстоятельствам и основаниям. Суду пояснила, что склад ГСМ размещен в водоохраной зоне реки Урал, протекающей по ряду регионов Российской Федерации. Угрожает экологической безопасности реки, Ириклинского водохранилища, чем затрагиваются интересы неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Полагает необходимым установить срок исполнения требований прокурора не до <Дата обезличена>., а до <Дата обезличена>.

Представитель ответчика Карачков В.М. иск признал. Суду пояснил, что не оспаривает нахождение склада ГСМ в водоохраной зоне реки Урал. Его перенос для сельхозкооператива, в силу тяжелого материального положения, затруднителен. Просит для этого предоставить срок до <Дата обезличена>.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 116- ФЗ от 21.07.97. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего закона, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию, допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, соответствующих квалификационным требованиям, не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе, обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением промышленной безопасности, предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц, заключать договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте, иметь проектно- сметную документацию и т.д.

Согласно требованиям ч. ч. 1, 2, 3, 15 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а так же сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью до 10 километров в размере 50 метров, от 10 до 50 километров в размере 100 метров, от 50 километров и более- в размере 200 метров. В границах водоохранных зон запрещается использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических и взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.

Из ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.02. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В обоснование исковых требований прокурором представлены и судом исследованы сообщение СПК (колхоза) «Зауральный» от <Дата обезличена>. <Номер обезличен>, акт проверки <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Государственным инспектором по охране природы Оренбургской области ФИО4 склада ГСМ СПК (колхоза) «Зауральный», согласно которым приведенный объект состоит из 37 емкостей общим объемом 1340 кубических метров, 1 заправочной бензоколонки, 1 заправочной колонки ОКА- 111, маслораздаточной колонки и т.д. Размещен на площади 100 х 70 квадратных метров на северо- востоке <...> вдоль оврага, впадающего в русло реки Урал.

Сооружения и оборудование склада не исключают возможность выброса нефтепродуктов на почву, поскольку отсутствуют ливневая канализация и бензомаслоуловители. Бензозаправочные колонки не установлены на специальном заправочном островке с твердым покрытием и бензомаслоуловителями, обеспечивающими сбор ливневых вод и случайно разлитых нефтепродуктов.

В соответствии с пояснениями суду привлеченного к участию в деле в качестве специалиста специалиста Государственной инспекции по охране окружающей среды Оренбургской области ФИО4, склад ГСМ СПК (колхоза) «Зауральный» эксплуатируется в нарушение действующего законодательства, не соответствует предъявляемым требованиям. Расположен в водоохранной зоне реки Урал, неподалеку от оврага, впадающего в указанную реку. В период весеннего паводка вода подходит вплотную к обваловке склада, которая, местами, разрушена. Существует опасность затопления склада водой, выброса нефтепродуктов, что может напрямую отразиться на экологической обстановке на реке Урал.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые заявления прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Эксплуатация склада ГСМ, по мнению суда, создает угрозу экологической безопасности на реке Урал, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании ст. 89 ГПК РФ от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются в числе иных лиц прокурор по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Кваркенского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, удовлетворить.

Обязать СПК (колхоз) «Зауральный» в срок до <Дата обезличена>. устранить нарушения водного законодательства, законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации при эксплуатации склада хранения горюче- смазочных материалов, расположенного на земельном участке площадью 100 х 70 квадратных метров на северо- востоке <...> вдоль оврага, впадающего в русло реки Урал на расстоянии менее 200 метров от него путем размещения склада горюче- смазочных материалов в соответствии с разрешенными требованиями Водного кодекса Российской Федерации на расстоянии не менее 200 метров от разреза воды.

Взыскать с СПК (колхоза) «Зауральный» в федеральный бюджет госпошлину в размере 4000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Кваркенского

районного суда Ю.А. Красильников

Решение суда в окончательной форме принято <Дата обезличена> г.