РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кваркено 04 августа 2010 года
Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Тарасенко А.Г.,
при секретаре Кувшиновой И.П.,
с участием заместителя прокурора Кваркенского района Ажигуловой М.И.,
представителя ответчика администрации МО Зеленодольский сельсовет – главы администрации Мамыкиной М.В.,
специалиста – представителя Северо-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области А.В. Кибякова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Кваркенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Зеленодольский сельсовет об обязывании устранить нарушения санитарного законодательства по подаче питьевой воды,
установил:
прокурор Кваркенского района обратился в Кваркенский районный суд с исками в интересах неопределенного круга лиц об обязывании администрации МО Зеленодольский сельсовет устранить до 01.11.2010 года имеющиеся нарушения санитарного законодательства при подаче питьевой воды, ориентиры расположения объектов по подаче питьевой воды: с. Зеленодольск, западная сторона улицы Зеленой, на расстоянии 2 метров от забора дома без номера семьи Я.; улица Молодежная, на расстоянии 1 метра от забора дома № 17; улица Молодежная, на расстоянии 1 метра от забора дома № 11, в котором проживает семья П.; улица Молодежная, на расстоянии 1,5 метров от забора двухквартирного дома № 25; ул. Центральная, на расстоянии 4 метров от забора дома № 16, в котором проживает семья П-ко.; ул. Зеленая, на расстоянии 3 метров от забора дома № 27, в котором проживает К...
В обоснование своих требований прокурор указал, что в соответствии с п. 4 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах этого поселения электро-, тепло-, водоснабжения населения, а также водоотведение. Собственником имущества – водопроводной трассы, водозаборных скважин, водозаборных колонок в с. Зеленодольск является МО Зеленодольский сельский совет. Согласно ст. 43 Водного Кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. В соответствии со ст. 18 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения, в том числе, водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Согласно п.п. 1.3; 1.4; 1.7; 1.11; 1.17 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4.1110-02), утвержденных Постановлением № 10 от 14.03.2002 года Главного Государственного санитарного врача РФ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН. На основании п. 3.2.1.4. СанПиН водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов. Как установлено в ходе прокурорской проверки мест подачи питьевой воды населению с. Зеленодольск на объектах подачи питьевой воды, расположенных на западной стороне улицы Зеленой, на расстоянии 2 метров от забора дома без номера семьи Я.; на улице Молодежной, на расстоянии 1 метра от забора дома № 17; на улице Молодежной, на расстоянии 1 метра от забора дома № 11, в котором проживает семья П.; на улице Молодежной, на расстоянии 1,5 метров от забора двухквартирного дома № 25; на ул. Центральной, на расстоянии 4 метров от забора дома № 16, в котором проживает семья П-ко; на ул. Зеленой, на расстоянии 3 метров от забора дома № 27, в котором проживает К., водоразборные колонки находятся в нерабочем состоянии, имеются железобетонные колодцы, края которых находятся на уровне земли. На дне колодцев имеются водоразборные системы, состоящие из металлических труб, ряд колодцев наполнен водой, сверху на некоторых колодцах лежат резиновые покрышки от автомобилей без дисков, некоторые колодцы не закрыты или накрыты неисправными крышками, досками. Подача питьевой воды осуществляется через резиновые шланги, выведенные из указанных колодцев на поверхность. Территория данных источников водоснабжения не защищены от умышленного химического или биологического загрязнения и доступа бродячих животных. На основании Устава сельского поселения и ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация водоснабжения населения отнесены к полномочиям администрации сельского поселения МО Зеленодольский сельсовет. Тем не менее, никаких мер администрацией МО Зеленодольский сельсовет к обеспечению водоснабжения населения в соответствии с требованиями федерального законодательства не принимается, в связи с чем, прокурор просил суд обязать ответчиков устранить имеющиеся нарушения санитарного законодательства на названном объекте.
В судебном заседании заместитель прокурора Кваркенского района Оренбургской области Ажигулова М.И. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Срок исполнения указанных мероприятий полагала возможным установить до 01.06.2011 года в целях реального исполнения решения суда.
Представитель ответчика администрации МО Зеленодольский сельсовет Мамыкина М.В. в судебном заседании признала заявленные прокурором требования, пояснила, что водопровод является муниципальной собственностью МО Зеленодольский сельсовет. В оперативное управление водопровод не передан из-за отсутствия желающих. Водопровод уже старый, доведен до критического состояния. Также критическим является и финансовое положение, поэтому разумным сроком для устранения нарушений будет срок до 01.06.2011 года.
Специалист Кибяков А.В. представитель Северо - Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в судебном заседании пояснил, что требования прокурора обоснованы, указанные прокурором нарушения санитарного законодательства в с. Зеленодольск имеют место. Существующее положение с подачей питьевой воды может явиться источником распространения и вспышки инфекционных заболеваний, полагала, что необходимо принять меры по устранению указанных нарушений, должны быть специальные конструкции, оборудованные смотровыми колодцами, необходима зона санитарной охраны.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает возможным исковые требования удовлетворить.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, водоснабжение населения, водоотведения.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В соответствии со ст. 18 ФЗ N 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе, водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно п.п. 1.3; 1.4; 1.7; 1.11; 1.17 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4.1110-02), утвержденных Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ № 10 от 14.03.2002 года, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости о ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН.
На основании п. 3.2.1.4 СанПиН водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Согласно протоколам осмотра от 13.07.2010 года, на местах подачи питьевой воды, расположенных в с. Зеленодольск обнаружено, что водозаборные колонки в нерабочем состоянии, отсутствуют рычаги нажатия для подачи воды. Рядом с колонками находятся железобетонные колодцы, часть которых не закрыты, на некоторых сверху лежат резиновые покрышки от колес автомашин. Из части колодцев выведены на поверхность резиновые шланги, к которым присоединены металлические краны, с помощью которых осуществляется подача воды. Водопроводные колонки не огорожены, резиновые шланги с которых набирается питьевая вода лежат на земле. Колонки не защищены от загрязнения и доступа бродячих животных.
Территории указанных источников водоснабжения не защищены от химического или биологического загрязнения, что в свою очередь, может привести к негативным последствиям, причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, стать источником инфекционных заболеваний.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что указанные выше требования прокурора Кваркенского района Оренбургской области подлежит удовлетворению в полном объеме.
Возложение обязанностей по устранению имеющихся нарушений санитарного законодательства при эксплуатации объектов по подаче питьевой воды надлежит возложить на ответчиков на основании следующего.
Из смысла п. 4 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 37 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что именно на местные администрации возложена обязанность водоснабжения населения.
Из смысла п. 1.17 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4.1110-02), утвержденных Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ № 10 от 14.03.2002 года, следует, что владельцы водопровода, в числе прочих лиц, не могут уклоняться от выполнения требований, предъявляемых указанным СанПиНом.
При подаче иска, на основании которого было возбуждено настоящее дело, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчиков надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
заявление прокурора Кваркенского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Зеленодольский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области до 01 июля 2011 года устранить имеющиеся нарушения санитарного законодательства при эксплуатации объектов по подаче питьевой воды, расположенных в с. Зеленодольск Кваркенского района Оренбургской области, на западной стороне улицы Зеленой, на расстоянии 2 метров от забора дома без номера семьи Я.; на улице Молодежной, на расстоянии 1 метра от забора дома № 17; на улице Молодежной, на расстоянии 1 метра от забора дома № 11, в котором проживает семья П.; на улице Молодежной, на расстоянии 1,5 метров от забора двухквартирного дома № 25; на ул. Центральной, на расстоянии 4 метров от забора дома № 16, в котором проживает семья П-ко; на ул. Зеленой, на расстоянии 3 метров от забора дома № 27, в котором проживает К., в связи с чем выполнить следующее:
1) установить водоразборные колонки;
2) провести ремонт колодцев;
3) установить запорные устройства на люках колодцев;
4) установить защитные санитарные зоны.
Взыскать с администрации муниципального образования Зеленодольский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области солидарно государственную пошлину в доход государства в размере 4000 рублей (четыре тысячи рублей).
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке, на решение может быть принесено кассационное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение десяти суток со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Тарасенко А.Г.
Мотивированное решение суда составлено 06 августа 2010 года.
Судья Тарасенко А.Г.