Решение по делу №2-266/10 по иску прокурора о возложении обязанности обеспечить жильем



Дело №2-266Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

с. Кваркено 05 августа 2010 года

Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тарасенко А.Г.

при секретаре Кувшиновой И.П.,

с участием представителя процессуального истца

заместителя прокурора Кваркенского района Ажигуловой М.И.,

с участием материального истца Ширшова Д.Н.,

представителя ответчика Шепиной О.В.,

действующей на основании доверенности №1199 от 10.09.2009 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кваркенского района к администрации муниципального образования «Кваркенский район» Оренбургской области в интересах Ширшова Д.Н. о возложении обязанности обеспечить жильем на территории МО «Красноярский поссовет»,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Кваркенского района обратился в суд с иском к администрации МО Кваркенский район Оренбургской области в интересах Ширшова Д.Н. о возложении на администрацию МО Кваркенский район обязанности обеспечения указанного лица жильем не менее установленной нормы на территории МО Красноярский поссовет Кваркенского района Оренбургской области.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Кваркенского района проведена проверка соблюдения требований законодательства, направленного на обеспечение защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проведенная проверка показала, что администрация МО «Кваркенский район» не в полной мере реализуются полномочия по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение гарантированного права на получение жилья.

В поддержку доводов прокурор ссылается на положения ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ и Закона Оренбургской области от 26.11.2007 года №1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними».

Прокурор указал, что Ширшов Д.Н., Дата обезличена года рождения, являвшийся ребенком, оставшимся без попечения родителей, после срочной службы в рядах Вооруженных сил РФ, нуждающийся в жилье, до настоящего времени не обеспечен жильем по установленным нормам, при отсутствии у него закрепленного жилья.

Таким образом, в результате нарушения администрацией МО «Кваркенский район» требований законодательства о защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, нарушены права и законные интересы Ширшова Д.Н..

Просит обязать администрацию МО Кваркенский район обеспечить Ширшова Д.Н. жильем на территории МО Красноярский поссовет Кваркенского района Оренбургской области не менее установленной нормы.

В предварительном судебном заседании заместитель прокурора Кваркенского района Ажигулова М.И. уточнила заявленное прокурором требование. Просит обязать администрацию МО Кваркенский район обязанности обеспечить Д.Н. Ширшова жильем не менее установленной нормы на территории МО Красноярский поссовет Кваркенского района Оренбургской области, предоставив это жильё по договору социального найма до Дата обезличена года.

В судебном заседании заместитель прокурора Кваркенского района Ажигулова М.И. поддержала заявленные прокурором и уточненные требования, в обоснование требований прокурора представитель прокуратуры привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Материальный истец Ширшов Д.Н. в судебном заседании поддержал заявленное прокурором требование, пояснив, что он желает получить жильё от администрации в собственность.

Представитель ответчика О.В. Щепина в судебном заседании признала заявленные прокурором требования, пояснив, что Ширшов Д.Н. при администрации МО Кваркенский район состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время возможность предоставления социальной выплаты из областного бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отсутствует, поскольку отменено соответствующее постановление администрации Оренбургской области от 14.06.2005 года №156-п, которое устанавливало возможность и определяло порядок предоставления такой социальной выплаты. В течение лета 2010 года администрацией района будет проведен аукцион для приобретения жилья, предназначенного для такой категории лиц. После приобретения жилья, в срок до Дата обезличена года, Ширшову Д.Н. указанное выше жильё будет передано по договору социального найма.

Выслушав пояснения заместителя прокурора Кваркенского района, материального истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из представленного свидетельства о смерти следует, что отец Ширшова Д.Н. Ш-ов умер Дата обезличена года л.д. ...).

Из представленной копии вступившего в законную силу решения Кваркенского районного суда от 05.02.2003 года л.д. ...) следует, что мать Ширшова Д.Н. лишена родительских прав.

Из распоряжения главы Кваркенского района Оренбургской области л.д. ...) от 15.11.2002 года №597-р следует, что над несовершеннолетним Ширшовым Д.Н. установлена опека.

Таким образом, Ширшов Д.Н. до своего совершеннолетия фактически имел официальный статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Представленной справкой военного комиссариата №17 от 23.07.2010 года л.д. ...) установлено, что 26.11.2009 года Ширшов Д.Н. был уволен из рядов ВС РФ.

Исследованным в судебном заседании распоряжением главы администрации Красноярского поселкового совета Кваркенского района Оренбургской области №31 от 17.07.2006 года установлено, что за Ширшовым Д.Н. и Ш-ым закреплено жилье по адресу: п. Красноярский, ..., ... л.д. ...).

Представленным актом о непригодности жилья от 12.01.2009 года л.д. ...) установлено, что указанное выше жилье непригодно для проживания.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации, в числе прочего, устанавливаются гарантии социальной защиты. Ч. 1 ст. 39 Конституции РФ установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Абзац второй п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ содержит следующее правило. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право, в том числе, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ.

Ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ определяет понятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанной норме лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Преамбулой ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ установлено, что указанный ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, законом уравнен правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании указанных выше норм суд полагает, что требование прокурора подлежит удовлетворению. Данный вывод основан на том, что орган исполнительной власти по месту жительства материального истца не исполнил свою обязанность об обеспечении Ширшова Д.Н. вне очереди жилой площадью, чего представитель ответчика не отрицает.

При подаче иска, на основании которого было возбуждено настоящее дело, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства. В том случае, если бы сам Ширшов Д.Н. обратился в суд с иском, на основании которого было возбуждено настоящее дело, Ширшову Д.Н. в соответствии с п.п. 2 п. 1 НК РФ надлежало уплатить 200 рублей. В силу данного обстоятельства с ответчика в доход государства надлежит взыскать государственную пошлину в указанном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое требование прокурора Кваркенского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области обеспечить по договору социального найма Ширшова Д.Н. жилым помещением на территории муниципального образования Красноярский поселковый совет Кваркенского района Оренбургской области не менее установленной нормы в срок до 01 ноября 2010 года.

Взыскать с администрации муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей (двести рублей).

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке, на решение может быть принесено кассационное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течении десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Тарасенко А.Г.

Мотивированное решение суда составлено 09 августа 2010 года.

Судья Тарасенко А.Г.