Дело №2-285
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кваркено 09 сентября 2010 года
Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе судьи
Тарасенко А.Г.
при секретаре Шевченко М.С.,
с участием истца Агеевой Н.И.,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца: Николаенко Е.И.,
Новоселовой Л.И.,
Комленковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агеевой Н.И. к Администрации Муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области о включении имущества в наследственную массу,
установил:
Агеева Н.И. обратилась в суд к Администрации МО Кваркенский район Оренбургской области о включении имущества в наследственную массу.
Требование мотивирует тем обстоятельством, что К-ва Дата обезличена года по договору купли - продажи приобрела дом по адресу: ..., ..., пос. ..., ..., ....
Государственная регистрация прав собственности не производилась до сих пор. Истица, третьи лица и ответчица являются родными сестрами, которые после смерти матери К-вой Дата обезличена года за принятием наследства к нотариусу не обратились, поскольку в доме оставался жить сожитель матери и их отец В-в, умерший Дата обезличена года. В доме осталась жить приехавшая к отцу в 2002 году и прописавшаяся там ответчица. В силу своих национальных традиций они не обращаются к государственным органам, в частности к нотариусу, о признании прав на имущество.
Когда умер отец они договорились с ответчицей, что имущество родителей будет разделено между всеми пятью сестрами по совести, так как расходы связанные с похоронами и поминальными обедами по отцу и матери несли все вместе, помогали сестре во всем, осуществляли ремонт дома. Но ответчица с лета 2009 года уехала жить к сожителю в ... и оставила родительский дом в безхозяйном состоянии. Сейчас ремонтом и содержанием дома занимается истица.
Родительский дом дорог сестрам как память и истица и третьи лица, в силу своих национальных традиций, на семейном совете решили, что в данном доме должна жить истица Агеева Н.И. с семьей.
Истица является фактически принявшей наследство после смерти матери, так как несла бремя расходов на содержание наследственного имущества, наравне со своими сестрами.
В обоснование своих требований истец привела ч. 2 ст. 1153 ГК РФ.
Истец указала, что согласно Технического паспорта от Дата обезличена года объектом договора купли-продажи от Дата обезличена года является жилой дом, приобретенный К-вой адресу: ..., ..., ..., ... ..., общей площадью 69,3 кв.м., жилой площадью 34,7 кв.м..
В настоящее время истцу необходимо включить в наследственную массу данный жил дом для дальнейшего оформления права собственности наследников.
Просит включить в наследственную массу жилой дом по адресу: ..., ..., ..., ... ..., оставшийся после смерти К-вой, скончавшейся Дата обезличена года.
Определением по делу от 25.08.2010 года с согласия истца ненадлежащий ответчик Комленкова А.И. заменена на надлежащего ответчика администрацию МО Красноярский поссовет Кваркенского района Оренбургской области. Этим же определением Комленкова А.И. привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца.
Истец Агеева Н.И. в судебном заседании поддержала заявленное ею требование и в обоснование этого требования привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Просит заявленное ею требование удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО Красноярский поссовет Кваркенского района в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным удовлетворить ходатайство представителя ответчика и рассмотреть дело в его отсутствие.
Администрация МО Красноярский поселковый совет Кваркенского района Оренбургской области не представила возражений на требование истца.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Николаенко Е.И. в судебном заседании полагает требование истца законным и обоснованным. Николаенко Е.И. пояснила, что после смерти матери она и сестры продолжали проживать в принадлежащем матери доме до выезда из дома в связи с замужествами.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Новоселова Л.И. в судебном заседании полагает требование истца законным и обоснованным. Новоселова Л.И. пояснила, что после смерти матери она и сестры продолжали проживать в принадлежащем матери доме до выхода замуж.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Комленкова А.И. в судебном заседании полагает требование истца законным и обоснованным. Комленкова А.И. пояснила, что после смерти матери она и сестры продолжали проживать в принадлежащем матери доме до их замужеств.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Назимова В.И. в судебное заседание не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Суд в силу смысла частей 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным удовлетворить ходатайство третьего лица Назимовой В.И. и рассмотреть дело в её отсутствие. В направленном в суд заявлении Назимова В.И. не представила возражений против удовлетворения требования истца.
Выслушав объяснения истца, присутствующих третьих лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
П. 1 ст. 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно п. 1 ст. 6 ФЗ от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В силу п. 2 ст. 6 ФЗ от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникшего до введения в действие указанного ФЗ права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие этого ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие данного ФЗ сделки с объектом недвижимого имущества.
П. 6 ст. 131 ГК РФ установлено правило о том, что порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с ГК РФ законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1 ст. 6 ФЗ от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В силу п. 2 ст. 6 ФЗ от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникшего до введения в действие указанного ФЗ права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие этого ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие данного ФЗ сделки с объектом недвижимого имущества.
В судебном заседании установлено, что Дата обезличена года К-ва по договору купли-продажи приобрела дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ... л.д. ....
Из представленной справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» л.д. ..., технического паспорта л.д. ... следует, что жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., действительно существует л.д. ....
Из справки администрации по месту нахождения указанного недвижимого имущества следует, что указанный в договоре купли-продажи от Дата обезличена года дом, именуемый домом, расположенным по адресу: ..., ..., ..., ..., именуется ныне домом, расположенным по адресу: ..., ..., ..., ... л.д. ....
Сообщением УФРС по Оренбургской области установлено, что в ЕГРП права собственника на указанный выше жилой дом ни за кем не зарегистрированы л.д. ....
Таким образом, в соответствии с указанными выше ст. 131 ГК РФ, ст. 6 ФЗ от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», умершая К-ва фактически являлась собственником жилого дома, находящегося по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., хотя право собственности на этот дом не было зарегистрировано в порядке, установленном ФЗ от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Представленным свидетельством о смерти установлено, что К-ва умерла Дата обезличена года л.д. ....
На день смерти К-вой действовал ГК РСФСР от 11.06.1961 года, поэтому в силу ст. 4 действующего ГК РФ, ст. ст. 5-8 ФЗ от 23.11.2001 года №147-ФЗ «О введении в действие части третьей ГК РФ» ГК РСФСР от 11.06.1961 года подлежит применению в части разрешения отношений, имевших место до введения в действия силу действующего ГК РФ.
После смерти К-вой наследниками первой очереди по закону на основании ст. 532 ГК РСФСР, аналогичной ей ст. 1142 действующего ГК РФ, стали, будучи детьми умершей, Агеева Н.И., Комленкова А.И., Николаенко Е.И., Новоселова Л.И. и Назимова В.И..
Данное обстоятельство подтверждается представленными свидетельствами о рождении истца и третьих лиц л.д. ....
Относительно данного обстоятельства представителем ответчика возражений представлено не было.
Из представленной справки нотариуса по месту открытия наследства следует, что после смерти К-вой в наследство никто не вступал, наследственное дело не заводилось, свидетельство о праве на наследство не выдавалось л.д. ....
Согласно ст. 546 ГК РСФСР от 11.06.1961 года для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Изложенные выше правила аналогичны правилам, содержащимся в ныне действующих п. 1 ст. 1153 ГК РФ.
Из пояснений истца и третьих лиц, отсутствия в этой части возражений ответчика следует, что все наследники умершей Комленковой Р.Ф., оставаясь проживать в принадлежащем матери доме, фактически приняли в установленном законом порядке и в срок, установленный законом, наследство после смерти К-вой хотя из представленного суду сообщения нотариуса по месту открытия наследства следует, что после смерти К-вой в наследство никто не вступал.
В силу указанного суд полагает, что стороны приняли наследство после смерти К-вой.
Из представленных истцом документов следует, что имущество, которое истец требует включить в наследственную массу, обладает в настоящее время ввиду отсутствия официального собственника указанными в п. 1 ст. 225 ГК РФ признаками бесхозяйной недвижимой вещи.
Согласно смыслу п. 3 ст. 225 ГК РФ претендовать на безхозяйное недвижимое имущество вправе орган местного самоуправления, на территории которого бесхозяйное недвижимое имущество находится.
Из ответа администрации МО Красноярский поселковый совет на запрос суда л.д. ... следует, что местная администрации по месту нахождения спорного имущества не обращалась в регистрирующий орган для постановки имущества на учет в качестве бесхозяйного имущества. Администрация не обращалась также и в суд для признания указанного выше имущества бесхозяйным и приобретения права собственности на это имущество.
На основании изложенного, принимая во внимание, что для приобретения наследства правопреемниками умершей К-вой возникла необходимость включения наследственного имущества: жилого дома, находящегося по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., в состав наследственного имущества, требование истца о включении указанного имущества в наследственную массу подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Агеевой Н.И. удовлетворить.
Включить жилой дом, находящийся по адресу: ..., ..., пос. Красноярский, ..., ..., в состав наследства, образовавшегося после смерти К-вой.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Тарасенко А.Г.
Мотивированное решение суда составлено 13 сентября 2010 года.
Судья Тарасенко А.Г.