Решение по делу №2-320/10 о признании незаконным и отмене постановления ТИК



Дело №2-320

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кваркено 07 октября 2010 года

Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тарасенко А.Г.

при секретаре Шевченко М.С.,

с участием прокурора Кваркенского района Чкалина В.А.,

заявителя Яковлева Е.В.,

представителя территориальной избирательной комиссии Кваркенского района, осуществляющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования Кваркенский район

Балянова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яковлева Е.В. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Кваркенского района, возложении на территориальную комиссию обязанности до выборов дать опровержение в районную газету «Степной маяк», компенсации морального вреда,

установил:

Яковлев Е.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Кваркенского района, возложении на территориальную комиссию обязанности до выборов дать опровержение в районную газету «Степной маяк», компенсации морального вреда.

Свои требования Яковлев Е.В. мотивирует тем, что 27.09.2010 года территориальной избирательной комиссией Кваркенского района принято постановление Номер обезличен «О предупреждении кандидату на должность главы муниципального образования Кваркенский район Яковлеву Е.В.», в котором ему вынесено предупреждение за нарушение п. 7 ч. 4 ст. 30 Закона «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области».

С указанным постановлением не согласен по следующим основаниям.

1. В соответствии с п. 12 ст. 75 ФЗ от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», при рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

В нарушении указанного пункта комиссия приняла решение в его отсутствие, без уведомления его о дне и времени рассмотрения указанной жалобы. О том, что в отношении него в ТИК поступила жалоба, и ему было вынесено предупреждение, он узнал только 30.09.2010 года. Кроме того, информация о предупреждении сразу была дана для опубликования в газету «Степной Маяк».

2. В жалобе, заявленной доверенным лицом кандидата на должность главы муниципального образования З., указывается на то, что им были проведены агитационные выступления в рабочее время в ..., и что тем самым им нарушен п. «а», ч. 5 ст. 40 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Указанный пункт запрещает привлекать лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в рабочее время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов.

ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Законом Оренбургской области от 12.05.2004 года № 1153/177-Ш-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» не запрещено проводить предвыборную агитацию в рабочее время.

В соответствии со с пунктами 2, 3 ст. 42 закона «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» помещения для проведения указанных агитационных мероприятий были выделены собственниками помещений на основании поданных им заявок.

Согласно ст. 10 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», муниципальным служащим является гражданин, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы.

В настоящее время в соответствии с.п. 2 ст. 30 Закона «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области», он сложил с себя полномочия и с 01.09.2010 года не исполняем служебные обязанности. Исполняющим обязанности главы администрации района назначен Е-в. Главный врач района М. и начальник отдела культуры К-ва находятся в непосредственном подчинении у исполняющего обязанности главы администрации района. Директора школ подчиняются непосредственно начальнику отдела образования. В связи с чем считает доводы доверенного лица о том, что им были использованы преимущества служебного положения, путем нарушения п. «а» ч. 5 ст. 40 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» необоснованными.

В своем постановлении ТИК устанавливает факт использования им преимущества служебного положения путем нарушения пункта п. 7 ч. 4 ст. 30 Закона «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области», выразившегося в проведении агитационного выступления в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия организуемого государственными органами или муниципальными органами, организациями независимо от собственности.

Однако, агитация проходила до начала семинара. Считает, что в связи с тем, что в настоящее время он освобожден от исполнения служебных обязанностей, проведенная агитация не может рассматриваться как проведенная с использованием преимущества его должностного положения.

Принятием указанного незаконного постановления и публикацией его в средстве массовой информации ему причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях. Он является кандидатом на должность главы района на предстоящих 10.10.2010 года выборах, считает, что информирование избирателей через газету «Степной Маяк» о вынесении ему предупреждения повлияло на его деловую репутацию, тем самым снизило его рейтинг.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Со ссылкой на ст. 75 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» просит отменить постановление территориальной избирательной комиссии Кваркенского района от 27.09.2010 года Номер обезличен «О предупреждении кандидату на должность главы муниципального образования Кваркенский район Яковлеву Е.В.», обязать территориальную комиссию муниципального образования Кваркенский район дать опровержение в районную газету «Степной Маяк», обязать территориальную комиссию муниципального образования Кваркенский район возместить компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

В судебном заседании заявитель Яковлев Е.В. поддержал заявленные им требования, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении.

Заинтересованное лицо кандидат на должность главы МО Кваркенский район З. и его представитель О-в в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом своевременно извещенными о месте и времени слушания дела ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Суд на основании ч. 1 ст. 260.1 ГПК РФ полагает возможным удовлетворить ходатайство кандидата на должность главы МО Кваркенский район Оренбургской области З. и его представителя и рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Председатель территориальной избирательной комиссии Кваркенского района Оренбургской области Балянов А.Н. в судебном заседании не признал заявленные Яковлевым Е.В. требования, полагая, что вынесенное 27.09.2010 года в отношении заявителя постановление законным и обоснованным. Балянов А.Н. признал, что в силу его упущения и упущения членов комиссии Яковлев Е.В. не был извещен о месте и времени слушания дела по жалобе доверенного лица кандидата на должность главы района З. О-ва. В силу указанного обстоятельства Яковлев Е.В. не присутствовал на заседании комиссии 27.09.2010 года, когда было вынесено постановление в отношении заявителя.

Свидетель В. в судебном заседании пояснила, что она является членом территориальной избирательной комиссии Кваркенского района. В силу исполнения ею обязанностей члена избирательной комиссии ей было известно, что 24.09.2010 года представитель кандидата на должность главы МО Кваркенский район З. О-в направил в избирательную комиссию жалобу на действия Е.В. Яковлева. Уполномоченное Яковлевым Е.В. лицо Я. была извещена о получении жалобы. На 27.09.2010 года было назначено и состоялось слушание дела по указанной жалобе. Яковлев Е.В. на слушании не присутствовал, она не извещала Яковлева Е.В., уполномоченных им лиц, доверенных лиц Яковлева Е.В. о месте и времени слушания дела по жалобе. Ей неизвестно, были ли извещены указанные лица другими членами или председателем комиссии. На заседании комиссии из девяти её членов отсутствовал только один член комиссии Н.

Свидетель Б. в судебном заседании пояснила, что она является членом территориальной избирательной комиссии Кваркенского района. В силу исполнения ею обязанностей члена избирательной комиссии ей было известно, что 24.09.2010 года представитель кандидата на должность главы МО Кваркенский район З. О-в направил в избирательную комиссию жалобу на действия Е.В. Яковлева. На 27.09.2010 года было назначено и состоялось слушание дела по указанной жалобе. Яковлев Е.В., его доверенные лица на слушании не присутствовали, она не извещала Яковлева Е.В., уполномоченных им лиц, доверенных лиц Яковлева Е.В. о месте и времени слушания дела по жалобе. Ей неизвестно, были ли извещены указанные лица другими членами или председателем комиссии. На заседании комиссии из девяти её членов присутствовало восемь членов.

Свидетель Н. в судебном заседании пояснила, что она является членом территориальной избирательной комиссии Кваркенского района. В силу исполнения ею обязанностей члена избирательной комиссии ей было известно, что 24.09.2010 года представитель кандидата на должность главы МО Кваркенский район З. О-в направил в избирательную комиссию жалобу на действия Е.В. Яковлева. На 27.09.2010 года было назначено и состоялось слушание дела по указанной жалобе. Яковлев Е.В., его доверенные лица на слушании не присутствовали, она не извещала Яковлева Е.В., уполномоченных им лиц, доверенных лиц Яковлева Е.В. о месте и времени слушания дела по жалобе. Ей неизвестно, были ли извещены указанные лица другими членами или председателем комиссии. На заседании комиссии из девяти её членов присутствовало восемь членов.

Свидетель С. в судебном заседании пояснил, что он является членом территориальной избирательной комиссии Кваркенского района. В силу исполнения им обязанностей члена избирательной комиссии ему было известно, что 24.09.2010 года представитель кандидата на должность главы МО Кваркенский район З. О-в направил в избирательную комиссию жалобу на действия Е.В. Яковлева. На 27.09.2010 года на 13 часов было назначено и состоялось слушание дела по указанной жалобе. Яковлев Е.В., его доверенные лица на слушании не присутствовали, он не извещал Яковлева Е.В., уполномоченных им лиц, доверенных лиц Яковлева Е.В. о месте и времени слушания дела по жалобе. Ему неизвестно, были ли извещены указанные лица другими членами или председателем комиссии. На заседании комиссии из девяти её членов присутствовало восемь членов.

Свидетель К-ва в судебном заседании пояснила, что она работает ... МО Кваркенский район. 24.09.2010 года в ДК Колос в с. Кваркено проводился семинар работников культуры. Начало семинара было назначено на 11 часов 30 минут. Около 10 часов этого дня перед началом семинара в ДК прибыл Яковлев Е.В. и произнес в течении приблизительно 25 минут перед явившимися к этому времени участниками семинара агитационную предвыборную речь. Приглашенные на семинар лица к 10 часам прибыли не все, по мере прибытия автобусов из сел. Работники культуры, приглашенные на семинар прибывали в за ДК в течении выступления Яковлева. На семинаре присутствовали только приглашенные на семинар работники культуры, хотя запрета на доступ посторонних лиц не было. Работники культуры в её подчинении не находятся, поскольку это директора сельских клубов и библиотекари. Семинар не был мероприятием обязательным, прибывшие на семинар работники культуры явились туда добровольно. Запланировано проведение семинара было в начале 2010 года, однако приглашенные работники были извещены о возможности явки на семинар непосредственно за несколько дней до семинара по телефонам. Никто из других кандидатов на должность главы МО Кваркенский район в этот день не проводил предвыборных мероприятий в ДК Колос. Сведения о проведении в этот день семинара были открытыми. В районной администрации имелся доступный для всеобщего обозрения график семинаров. До начала семинара проводилась репетиция художественной самодеятельности.

В своём заключении по делу прокурор Кваркенского района указал, что постановление избирательного комитета подлежит отмене, поскольку нарушена процедура рассмотрения жалобы доверенного лица З. Кроме того, выступление Яковлева Е.В. происходило до начала семинара. Сам Яковлев Е.В. в период предвыборной кампании находился в отпуске. Прокурор полагал, что требование Яковлева Е.В. о публикации в местной прессе сведений об отмене постановления избирательной комиссии удовлетворению не подлежит. Необходимость публикации опровержения отсутствует, поскольку реально это опровержение может быть напечатано только после выборов, учитывая, что выборы состоятся уже 10.10.2010 года, при том, что судебное заседание по делу происходит 07.10.2010 года. В части взыскания компенсации за причинение морального вреда прокурор полагает, что данное требование удовлетворению не подлежит, поскольку заявителем не доказано, что он претерпел нравственные или физические страдания в результате незаконных действий избирательной комиссии.

Выслушав доводы сторон, объяснения свидетелей, мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, в числе прочих, кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями или действиями (бездействием), в том числе, избирательной комиссии, нарушаются избирательные права, вправе обратиться с заявлением в суд.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение является законным. Кассационная жалоба на решение суда, частная жалоба на определение суда по делу о защите избирательных прав, вынесенные в период избирательной кампании, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом указанных решения, определения.

Из представленного средства массовой информации местной газеты «...» Номер обезличен (9411) от 20.07.2010 года л.д. ... следует, что решение о назначении выборов главы МО Кваркенский район опубликовано в указанном номере газеты «...» 20.07.2010 года. В газете указано, что выборы назначены на 10.10.2010 года.

Из исследованного в судебном заседании постановления избирательной комиссии Кваркенского района л.д. ... следует, что Яковлев Е.В. является кандидатом на должность главы МО Кваркенский район.

Из представленного суду постановления территориальной избирательной комиссии Кваркенского район, осуществляющей полномочия избирательной комиссии МО Кваркенский район от 27.09.2010 года Номер обезличен (копиял.д. ... следует, что данным постановлением было решено кандидату на должность главы МО Кваркенский район Яковлеву Е.В. вынести предупреждение за нарушение п. 7 ч. 4 ст. 30 Закона «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области», проинформировать избирателей о принятом решении через газету «Степной маяк».

Указанное постановление мотивировано тем, что после проверки фактов, изложенных в жалобе кандидата на должность главы МО З. по поводу нарушения ограничений, связанных с должностным или служебным положением, кандидатом на должность главы МО Кваркенский район Яковлевым Е.В., территориальная комиссия установила, что данное нарушение имело место.

В судебном заседании исследовано обращение в избирательную комиссию доверенного лица кандидата на должность главы МО Кваркенский район З. О-ва, на основании которого избирательная комиссия вынесла рассматриваемое постановление (копиял.д. ... В обращении О-в просит представить письменное объяснение по факту агитационного выступления Яковлева Е.В. на прошедшем 24 сентября в 11 часов в ДК Колос семинаре работников культуры. Подобные выступления были в рабочее время в .... На основании п.п. «а» п. 5 ст. 40, п.п. «в» п. 7 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участии в референдуме граждан РФ» О-в просил принять меры в соответствии с действующим законодательством.

Из указанного следует, что О-в предполагал в действиях Яковлева Е.В. использование в процессе проведения избирательной кампании преимуществ должностного или служебного положения в целях, что, в соответствии с п.п. «в» п. 7 ст. 76 ФЗ от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" может повлечь отмену регистрации кандидата судом.

Суд полагает необходимым исследовать доводы обращения О-ва в избирательную комиссию и ссылку О-ва на нормы закона, поскольку эти доводы и ссылка положены в основу выводов и заключения постановления избирательной комиссии, которое требует отменить заявитель.

П.п. «а» п. 5 ст. 40 ФЗ от 12.06.2002 года N 67-ФЗ определено, что под использованием преимуществ должностного или служебного положения в указанном ФЗ понимается привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума.

Аналогичное определение содержится в п. 1 ч. 4 ст. 30 Закона Оренбургской области от 12.05.2004 года N 1153/177-III-ОЗ "О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области".

Из всех представленных суду и исследованных в судебном заседании материалов не усматривается факта привлечения кандидатом Яковлевым Е.В. государственных и муниципальных служащих, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости от Яковлева Е.В., которые в служебное (рабочее) время осуществляли деятельность, способствующую избранию Яковлева Е.В. на должность главы МО.

Сам по себе факт агитационного выступления Яковлева Е.В. на прошедшем 24.09.2010 года в 11 часов в ДК Колос семинаре работников культуры, факт выступлений в рабочее время в ..., не является доказательством того, что Яковлев Е.В. привлекал государственных и муниципальных служащих, находящихся в его подчинении или в иной служебной зависимости, которые в служебное (рабочее) время осуществляли деятельность, способствующую избранию Яковлева Е.В. на должность главы МО.

Таким образом, доводы обращения О-ва в избирательную комиссию судом приняты быть не могут.

Судом проанализирован вывод избирательной комиссии о том, что Яковлевым Е.В. нарушен п. 7 ч. 4 ст. 30 Закона Оренбургской области от 12.05.2004 года N 1153/177-III-ОЗ.

Положения п. 7 ч. 4 ст. 30 Закона Оренбургской области от 12.05.2004 года N 1153/177-III-ОЗ не могут быть применены без применения взаимоувязанных с ними норм закона.

П. 7 ч. 4 ст. 30 Закона Оренбургской области от 12.05.2004 года N 1153/177-III-ОЗ в единой совокупности с положениями частей 1 и 2 указанной нормы фактически налагает запрет на агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий. Данный запрет наложен на лиц, обладающих должностным или служебным положением при условии, что указанные лица не освобождены от выполнения должностных или служебных обязанностей.

П. «ж» ч. 5 ст. 40 ФЗ от 12.06.2002 года N 67-ФЗ в единой совокупности с положениями частей 1 и 2 указанной нормы также фактически установлен запрет для лиц, обладающих должностным или служебным положением, на агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий. Данный запрет также наложен на лиц, обладающих должностным или служебным положением при условии, что указанные лица не освобождены от выполнения должностных или служебных обязанностей.

Яковлев Е.В. в судебном заседании не отрицал того обстоятельства, что 24.09.2010 года в ДК Колос проводился семинар работников культуры, организованный отделом культуры Кваркенского района. Данное обстоятельство подтвердила свидетель К-ва.

В судебном заседании исследованы сведения, полученные из администрации МО Кваркенский район л.д. ... из которых следует, что глава администрации района находится в отпуске без сохранения заработной платы на период проведения предвыборной кампании.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на период избирательной кампании Яковлев Е.В. был фактически освобожден от исполнения должностных и служебных обязанностей. При этом надлежит учесть, что срок действия контракта с заявителем, как с главой местной администрации, истекает в день выборов.

Суд полагает, что при таких обстоятельствах право Яковлева Е.В., при том, что на период проведения предвыборной агитационной кампании освобожден от исполнения должностных и служебных обязанностей, на равные условия агитации с другими кандидатами на должность главы МО, не имеющими ограничений на проведение предвыборных агитационных мероприятий, связанных с должностным или служебным положением, нарушено быть не может.

Кроме того, в судебном заседании на основании объяснения свидетеля К-вой, исследованной программы семинара л.д. ... установлено, что Яковлев Е.В. проводил агитационное выступление до проведения публичного мероприятия, организуемого муниципальным органом.

В части доводов заявителя о том, что при рассмотрении обращения О-ва избирательной комиссией была нарушена процедура рассмотрения, суд пришел к следующему.

Ч. 12 ст. 75 ФЗ от 12.06.2002 года N 67-ФЗ установлено, что при рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

Председатель избирательной комиссии, свидетели – члены избирательной комиссии подтвердили то обстоятельство, что Яковлев Е.В. не был приглашен на заседание избирательной комиссии, чем право заявителя было безусловно нарушено, поскольку Яковлев Е.В. не мог осуществить свою защиту.

Таким образом, требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии от 27.09.2010 года в его отношении подлежит удовлетворению.

Вытекающее из требования о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии от 27.09.2010 года в отношении Яковлева Е.В. его требование о возложении на избирательную комиссию обязанности дать опровержение в районную газету «...» подлежит частичному удовлетворению. Данный вывод основан на том, что в силу смысла гражданского процессуального закона суд обязан выносить только такие решения, которые могут быть реально исполнены. Решение по настоящему делу может быть реально исполнено, с учетом возможности его обжалования, только после проведения выборов.

В части требования Яковлева Е.В. о компенсации морального вреда суд пришел к следующим выводам.

Ст. 151 ГК РФ определяет моральный вред как физические или нравственные страдания, причинённые действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Заявитель не представил доказательств того, что действиями избирательной комиссии ему были причинены нравственные и физические страдания, поэтому суд не усматривает оснований для удовлетворения указанного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ст. ст. 260.1, 261 ГПК РФ, суд

решил:

требования Яковлева Е.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии Кваркенского района, осуществляющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования Кваркенский район, от 27 сентября 2010 года Номер обезличен о предупреждении кандидату на должность главы муниципального образования Кваркенский район Яковлеву Е.В..

Возложить на территориальную избирательную комиссию Кваркенского района, осуществляющую полномочия избирательной комиссии муниципального образования Кваркенский район, обязанность опубликовать в районной газете «Степной маяк» сведения об отмене указанного постановления после вступления решения в законную силу.

В остальной части исковых требований Яковлеву Е.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке, на решение может быть принесено кассационное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Тарасенко А.Г.

Мотивированное решение суда составлено 07 октября 2010 года в 17 часов 30 минут.

Судья Тарасенко А.Г. Решение вступило в законную силу.