Решение по делу № 2-150/11 по исковому заявлению об обязывании к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.



Дело № 2-150Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кваркено 26 апреля 2011 года

Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тарасенко А.Г.,

при секретаре Шевченко М.С.,

с участием заместителя прокурора Кваркенского района Ажигуловой М.И.,

представителя ответчика главы администрации муниципального образования Просторский сельсовет Подкорытова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кваркенского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Просторский сельсовет» и обязывании к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Кваркенского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Просторский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Просторский сельсовет» и обязывании к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

В обоснование своего заявления прокурор, сославшись на положения ст. 15 Конституции РФ, указал, что согласно ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупционными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Прокурор указал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Кваркенского района установлено, что Советом депутатов МО «Просторский сельсовет» принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования и их проектов».

В обоснование своих требований прокурор ссылается на основании ст. 2 указанного выше закона на то, что основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

- оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

- сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Прокурор указал также, что согласно требованиям ч. 3 ст. 3 того же закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с этим ФЗ, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

Бездействие органов местного самоуправления сельского поселения в данной сфере создает угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Просторский сельсовет» выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов главы администрации в сфере муниципальной собственности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства и обязать администрацию муниципального образования «Просторский сельсовет» обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов главы администрации муниципального образования «Просторский сельсовет» и их проектов в сфере муниципальной собственности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства в соответствии с решением Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Просторскийй сельсовет и их проектов».

В судебном заседании представитель прокуратуры заместитель прокурора Кваркенского района Ажигулова М.И. поддержала заявленные прокурором требования, уточнив эти требования. Просила признать незаконным бездействие администрации МО «Просторский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов главы администрации в сфере муниципальной собственности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства и обязать администрацию МО «Просторский сельсовет» обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов главы администрации МО «Просторский сельсовет» в сфере муниципальной собственности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства в соответствии с решением Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Просторский сельсовет и их проектов».

Представитель администрации МО Просторский сельсовет глава администрации Подкорытов А.В. полностью признал заявленные прокурором и уточненные представителем прокуратуры требования. Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что с момента принятия решения Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Просторский сельсовет и их проектов» антикоррупционная экспертиза правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования и их проектов не проводилась.

Заслушав заместителя прокурора Кваркенского района, представителя МО Просторский сельсовет, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупционными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Ст. 2 указанного закона, основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

- оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

- сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Согласно требованиям ч. 3 ст. 3 того же закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с этим ФЗ, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

Исследованными в судебном заседании выпиской из ЕГРЮЛ ... и свидетельством о государственной регистрации юридического лица ... установлено, что администрация МО Просторский сельсовет является юридическим лицом.

Исследованными в судебном заседании решением Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Просторский сельсовет и их проектов» ... порядка проведения экспертизы ... методических рекомендаций ... установлено, что Советом депутатов МО «Просторский сельсовет» установлен соответствующий порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Просторский сельсовет и их проектов

Из сообщения главы администрации МО Просторский сельсовет заместителю прокурора Кваркенского района следует, что с момента принятия решения Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Просторский сельсовет и их проектов» антикоррупционная экспертиза правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования и их проектов не проводилась ...

Таким образом, в судебном заседании установлено, что уточненные требования прокурора являются законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Кваркенского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Просторский сельсовет» Кваркенского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов главы администрации в сфере муниципальной собственности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства.

Обязать администрацию муниципального образования «Просторский сельсовет» Кваркенского района Оренбургской области обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов главы администрации муниципального образования «Просторский сельсовет» в сфере муниципальной собственности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства в соответствии с решением Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Просторский сельсовет и их проектов».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке, на решение может быть принесено кассационное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Тарасенко А.Г.

Мотивированное решение суда составлено 29 апреля 2011 года.

Судья Тарасенко А.Г. Решение вступило в законную силу 11.05.2011 г.