Дело № 2-148Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кваркено 27 апреля 2011 года
Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тарасенко А.Г.,
при секретаре Шевченко М.С.,
с участием прокурора Кваркенского района Чкалина В.А.,
представителя ответчика главы администрации муниципального образования Таналыкский сельсовет Куканова Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кваркенского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Таналыкский сельсовет» и обязывании к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Кваркенского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Таналыкский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Таналыкский сельсовет» и обязывании к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.
В обоснование своего заявления прокурор, сославшись на положения ст. 15 Конституции РФ, указал, что согласно ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупционными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Прокурор указал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Кваркенского района установлено, что Советом депутатов МО «Таналыкский сельсовет» принято решение №98 от 31.03.2009 г. «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования и их проектов».
В обоснование своих требований прокурор ссылается на основании ст. 2 указанного выше закона, основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
- оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
- сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Прокурор указал также, что согласно требованиям ч. 3 ст. 3 того же закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с эти ФЗ, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.
Бездействие органов местного самоуправления сельского поселения в данной сфере создает угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Таналыкский сельсовет» выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов главы администрации в сфере муниципальной собственности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства и обязать администрацию муниципального образования «Таналыкский сельсовет» обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов главы администрации муниципального образования «Таналыкский сельсовет» и их проектов в сфере муниципальной собственности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства в соответствии с решением Совета депутатов № №98 от 31.03.2009 г. «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Таналыкский сельсовет и их проектов».
В судебном заседании прокурор Кваркенского района Чкалин В.А. поддержал заявленные им требования, уточнив эти требования. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Таналыкский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов главы администрации в сфере муниципальной собственности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства и обязать администрацию МО «Таналыкский сельсовет» обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов главы администрации МО «Кваркенский сельсовет» в сфере муниципальной собственности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства в соответствии с решением Совета депутатов №98 от 31.09.2009 года «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Кваркенский сельсовет и их проектов».
Представитель администрации МО Таналыкский сельсовет глава администрации Куканов Б.А. полностью признал заявленные и уточненные прокурором требования. Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что с момента принятия решения Совета депутатов №98 от 31.03.2009 г. «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Таналыкский сельсовет и их проектов» антикоррупционная экспертиза правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования и их проектов не проводилась.
Заслушав прокурора Кваркенского района, представителя МО Таналыкский сельсовет, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Конституции РФ, ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупционными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Согласно ст. 2 указанного закона основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
- оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
- сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Согласно требованиям ч. 3 ст. 3 того же закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.
Исследованными в судебном заседании выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. _________) и свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. __________) установлено, что администрация МО Таналыкский сельсовет является юридическим лицом.
Из сообщения главы администрации МО Таналыкский сельсовет заместителю прокурора Кваркенского района следует, что с момента принятия решения Совета депутатов №98 от 31.03.2009 г. «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Таналыкский сельсовет и их проектов» антикоррупционная экспертиза правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования и их проектов не проводилась (л.д. _________).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что требования прокурора являются законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
заявление прокурора Кваркенского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Таналыкский сельсовет» выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов главы администрации в сфере муниципальной собственности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства.
Обязать администрацию муниципального образования «Таналыкский сельсовет» обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов главы администрации муниципального образования «Таналыкский сельсовет» в сфере муниципальной собственности, земельного, градостроительного, жилищного законодательства в соответствии с решением Совета депутатов №98 от 31.03.2009 г. «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Таналыкский сельсовет и их проектов».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке, на решение может быть принесено кассационное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Тарасенко А.Г.
Мотивированное решение суда составлено 29 апреля 2011 года.
Судья Тарасенко А.Г. Решение вступило в законную силу 11.05.11.