Решение по делу № 2-361/11 по иску об обязывании устранить нарушения санитарного законодательства по подаче питьевой воды.



Дело №2-361

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кваркено 06 сентября 2011 года

Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Тарасенко А.Г.,

при секретаре Шевченко М.С.,

с участием помощника прокурора Кваркенского района

Бабешко В.А.,

представителя ответчика администрации МО Бриентский сельсовет – главы администрации Карачкова М.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кваркенского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Бриентский сельсовет об обязывании устранить нарушения санитарного законодательства по подаче питьевой воды,

установил:

прокурор Кваркенского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц об обязывании администрации МО Бриентский сельсовет устранить имеющиеся нарушения санитарного законодательства при подаче питьевой воды, ориентиры расположения объекта по подаче питьевой воды: <адрес>, у <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем выполнить следующее:

1) установить водоразборную колонку;

2) провести ремонт колодца;

3) установить запорные устройства на люке колодца;

4) установить защитную санитарную зону;

5) территорию водоразборной колонки очистить от травы.

В обоснование своего заявления прокурор указал, что в соответствии с п. 4 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах этого поселения электро-, тепло-, водоснабжения населения, а также водоотведение. Собственником имущества – водопроводной трассы и водозаборных скважин на территории МО Бриентский сельсовет является администрация Бриентского сельсовета. Согласно ст. 43 Водного Кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. В соответствии со ст. 18 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения, в том числе, водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Согласно п.п. 1.3; 1.4; 1.7; 1.11; 1.17 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4.1110-02), утвержденных Постановлением № 10 от 14.03.2002 года Главного Государственного санитарного врача РФ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН. На основании п. 3.2.1.4. СанПиН водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов. Как установлено в ходе прокурорской проверки мест подачи питьевой воды населению <адрес> на объекте подачи питьевой воды, расположенном на <адрес> в районе <адрес> на расстоянии 10 метров через дорогу от дома семьи К., водоразборная колонка на месте отсутствует, имеется колодец. Смотровой колодец находиться в полуразрушенном состоянии. Форма колодца окружной формы, сверху которого резиновая покрышка от сельскохозяйственной техники. Подача питьевой воды осуществляется через резиновый шланг, выведенный из указанного железобетонного колодца на поверхность. К данному шлангу присоединена железная трубка. Вокруг водоразборной колонки высокая трава, кусты полыни. Территория данного источника водоснабжения не защищена от умышленного химического или биологического загрязнения. На основании Устава сельского поселения и ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация водоснабжения населения отнесены к полномочиям администрации сельского поселения МО Бриентский сельсовет. Никаких мер администрацией сельского поселения МО Бриентский сельсовет к обеспечению водоснабжения населения в соответствии с требованиями федерального законодательства не принимается, в связи с чем, прокурор просил суд обязать ответчика устранить имеющиеся нарушения санитарного законодательства на названном объекте до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель прокуратуры Кваркенского района уточнил и поддержал заявленные прокурором требования, просил их удовлетворить. Уточнение состояло в том, что срок исполнения указанных мероприятий полагал возможным установить до ДД.ММ.ГГГГ в целях реального исполнения решения суда.

Представитель ответчика администрации МО «Бриентский сельсовет» Карачков М.Ф. в судебном заседании признал заявленные прокурором и уточненные требования.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает возможным уточненные исковые требования прокурора удовлетворить.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, водоснабжение населения, водоотведения.

Согласно ст. 43 ВК РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В соответствии со ст. 18 ФЗ N 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе, водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно п.п. 1.3; 1.4; 1.7; 1.11; 1.17 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4.1110-02), утвержденных Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ № 10 от 14.03.2002 года, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости о ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН.

На основании п. 3.2.1.4 СанПиН водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

Согласно протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, на месте подачи питьевой воды, расположенном в <адрес> на расстоянии 10 метров от забора <адрес> семьи К. имеется колодец обнаружено, что водозаборная колонка отсутствует. Смотровой колодец находится в полуразрушенном состоянии. Форма колодца окружной формы, сверху которого резиновая покрышка от сельскохозяйственной техники. Подача питьевой воды осуществляется через резиновый шланг, выведенный из указанного железобетонного колодца на поверхность. На конце резинового шланга имеется металлическая трубка. Вокруг колодца много травы. Водопроводная колонка не огорожена, резиновый шланг с которого набирается питьевая вода лежит на земле.

Территория указанного источника водоснабжения не защищена от химического или биологического загрязнения, что в свою очередь, может привести к негативным последствиям, причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, стать источником инфекционных заболеваний.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что настоящее исковое заявление прокурора Кваркенского района Оренбургской области подлежит удовлетворению в полном объеме.

Возложение обязанностей по устранению имеющихся нарушений санитарного законодательства при эксплуатации объектов по подаче питьевой воды надлежит возложить на ответчиков на основании следующего.

Из смысла п. 4 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 37 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что именно на местные администрации возложена обязанность водоснабжения населения.

Из смысла п. 1.17 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4.1110-02), утвержденных Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ № 10 от 14.03.2002 года, следует, что владельцы водопровода, в числе прочих лиц, не могут уклоняться от выполнения требований, предъявляемых указанным СанПиНом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

заявление прокурора Кваркенского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Бриентский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области устранить имеющиеся нарушения санитарного законодательства при эксплуатации объекта по подаче питьевой воды, расположенного в <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем выполнить следующее:

1) установить водоразборную колонку;

2) провести ремонт колодца;

3) установить запорные устройства на люке колодца;

4) установить защитную санитарную зону;

5) территорию водоразборной колонки очистить от травы.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке, на решение может быть принесено кассационное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Тарасенко А.Г.

Мотивированное решение суда составлено 08 сентября 2011 года.

Судья Тарасенко А.Г. Решение вступило в законную силу 20.09.11.