Решение по делу № 2-333/11 по иску о возложении обязанности оборудовать место захоронения биологических отходов в соответствии с требованиями законодательства.



Дело №2-333

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кваркено 15 сентября 2011 года

Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Тарасенко А.Г.,

при секретаре Шевченко М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к сельскохозяйственному производственному кооперативу - колхозу «Бриентский» о возложении обязанности оборудовать место захоронений биологических отходов в соответствии с требованиями законодательства,

установил:

Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Кваркенский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к СПК колхозу «Бриентский» о возложении обязанности оборудовать место захоронений биологических отходов в соответствии с требованиями законодательства.

В обоснование требований прокурор указал, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом ГУ «Кваркенское районное управление ветеринарии» С.Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения ветеринарно-санитарного законодательства при эксплуатации и содержании скотомогильника, расположенного в <адрес> на территории муниципального образования «Бриентский сельсовет» Кваркенского района Оренбургской области.

В ходе проверки установлено, что на территории МО «Бриентский сельсовет» Кваркенского района располагается скотомогильник, который не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года № 13-7-2/469 и зарегистрированным в Минюсте РФ 05.01.1996 года № 1005. А именно: в нарушение п. 5.6 Правил плита, огораживающая скотомогильник, повалена, что предоставляет возможность свободного доступа к скотомогильнику людям и животным. В нарушение п. 5.3 Правил площадь скотомогильника менее 600 квадратных метров (около 120 кв.м.). В нарушение п. 5.7 указанных Правил отсутствует вытяжная труба из биотермической ямы. В нарушение п. 5.8 Правил отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. В нарушение п. 6.2. Правил на момент осмотра скотомогильника ворота скотомогильника открыты, отсутствует замок, крышка биотермической ямы на замок не заперта. Кроме того, на момент осмотра на территории скотомогильника располагаются останки животных. Согласно справке председателя СПК «Бриентский» от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в ГУ «Кваркенское районное управление ветеринарии» указанный скотомогильник числится на балансе СПК колхоз «Бриентский». Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Бриентский сельсовет» балансодержателем скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования «Бриентский сельсовет» является СПК «Бриентский». Скотомогильник в <адрес> эксплуатируется жителями <адрес> и СПК «Бриентский», хотя фактически надлежаще не оборудован, что создает угрозу загрязнения окружающей природной среды и распространению опасных инфекционных заболеваний. Согласно ветеринарно-санитарным правилам скотомогильник - это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Скотомогильники являются потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний.

В обоснование требований прокурор ссылается на положения ч. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, ч. 2 ст. 59 ВК РФ от 03.06.2006 года № 74-ФЗ, ст. 8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года №52-ФЗ, ч. 1 ст. 34 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 150 ГК РФ.

Прокурор полагает, что эксплуатация скотомогильника в <адрес> осуществляется без соблюдения экологической безопасности и с нарушениями установленных ветеринарно-санитарных правил.

Прокурор указал, что в соответствии с п. 6.1 Правил скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет. Согласно п. 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Указанные полномочия должным образом юридическим лицом СПК «Бриентский» не исполняются. Вопрос о приведении скотомогильника, расположенного в <адрес>, СПК «Бриентский» в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами до настоящего времени не решен. Это может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории МО и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст. 42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Просит признать незаконным бездействие юридического лица – СПК (колхоза) «Бриентский», выразившееся в непринятии мер к организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника, расположенного на территории МО «Бриентский сельсовет» Кваркенского района Оренбургской области. Обязать юридическое лицо СПК (колхоза) «Бриентский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к приведению скотомогильника в <адрес> МО «Бриентский сельсовет» Кваркенского района в надлежащее состояние в соответствии с законодательством, а именно: расширить площадь скотомогильника не менее чем на 600 квадратных метров; огородить территорию скотомогильника глухим забором высотой не менее 2 метров; ворота скотомогильника и крышку биотермической ямы запереть на замок; оборудовать на территории скотомогильника помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; вывести из ямы для хранения трупов животных вытяжную трубу диаметром 25 сантиметров и высотой 3 метра.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования в части возложения на ответчика обязанности принять меры к приведению скотомогильника в <адрес> МО «Бриентский сельсовет» Кваркенского района в надлежащее состояние в соответствии с законодательством. В частности, прокурор просил возложить на ответчика принять указанные меры в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением по делу от ДД.ММ.ГГГГ ненадлежащий ответчик по делу СПК «Бриентский» с согласия представителя прокуратуры заменен на надлежащего ответчика Правительство Оренбургской области.

Дело рассмотрено по существу по следующим основаниям.

Хотя Правительство Оренбургской области располагается на территории подсудности Ленинского районного суда Оренбургской области, однако дело было принято без нарушений правил подсудности, поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 33 ГПК РФ подлежит рассмотрению судом принявшим дело к производству.

В судебное заседание стороны не явились, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным удовлетворить ходатайство сторон и рассмотреть дело в их отсутствие.

В направленном в суд заявлении ответчик не признал заявленные природоохранным прокурором требования, указав, что не согласно на замену ответчика. При этом, Правительство Оренбургской области не обжаловало определение суда о замене ответчика.

Не соглашаясь с существом заявленных прокурором требований, ответчик указал, что в соответствии с п. 6.10 «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Следовательно, вопросы содержания скотомогильников (биотермических ям) возлагаются на собственников этого имущества, а при их отсутствии (отсутствии местных администрации МО) такая обязанность относится к полномочиям РФ или субъектов РФ.

Ответчик ссылается на определение суда, где указано, что согласно справке председателя СПК «Бриентский» от ДД.ММ.ГГГГ указанный скотомогильник числится на балансе СПК (колхоз) «Бриентский».

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Бриентский сельсовет» балансодержателем скотомогильника, расположенного на территории МО «Бриентский сельсовет» является СПК (колхоз) «Бриентский».

Вместе с тем, работает местная администрация в режиме районных, сельских и поселковых советов.

Со ссылкой на п.п. 1,3 ст. 225 ГК РФ, постановление Правительства РФ от 17.09.2003 года N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», п.п. 1, 4 ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ответчик указал, что данный объект является бесхозяйным, поэтому подлежит принятию, постановке на учет по ходатайству местной администрации в Росреестре. Местная администрация впоследствии обязана обратиться в суд с требованием о признании права собственности на этот объект.

В возражении на иск ответчик ссылается также на с п. 2 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 8 п. 1 ст. 14, п. 1, абзаца 2 п. 2, п. 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 11 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», утвержденных ВС РФ 22.07.1993 года N 5487-1, подпункт 49 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Ответчик указал, что в настоящее время Правительством Оренбургской области принято Постановление №752-пп от 19.08.2011 года «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы».

Данная областная Программа принята во исполнение решений районных судов Оренбургской области по заявлениям районных прокуратур Оренбургской области.

Вместе с тем решение судов невозможно выполнить в короткие сроки, так как и исполнение исполнительного производства и исполнение Программы занимает достаточно продолжительное время и при этом необходимо выполнить ряд условий, в том числе по заключению соглашений Правительства с муниципальными образованиями.

На реализацию данной программы планируется выделить из областного бюджета <данные изъяты> рублей, в том числе; средства областного бюджета - <данные изъяты> рублей, средства муниципального образования, привлеченные в соответствии с заключенными соглашениями на участие в реализации Программы, - <данные изъяты> рублей.

Цели и основные задачи Программы: обеспечение безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами на территории Оренбургской области. Основные задачи Программы: устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, на здоровье населения и сельскохозяйственных животных в Оренбургской области; реализация комплекса мер по строительству, ремонту и консервации объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, приобретению специальной техники.

Программой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории области имеется <данные изъяты> скотомогильника, из них лишь у <данные изъяты> определены балансодержатели, а <данные изъяты> являются безхозяйными.

Отсутствие балансодержателей у скотомогильников существенно затрудняет осуществление государственного ветеринарного надзора и не позволяет своевременно принять меры по устранению выявленных нарушений ветеринарного законодательства.

Предоставление субсидий, в рамках данной Программы, из областного бюджета муниципальным образованиям области осуществляется при условии наличия муниципальных программ и объема средств, предусмотренных в местных бюджета на их реализацию, на основании соглашений, заключенных между администрациями муниципальных образований и органами исполнительной власти.

Основными критериями отбора муниципальных образований области на софинансирование строительства, ремонта и консервации объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, приобретение специальной техники является наличие правоустанавливающих документов на объекты.

Со ссылками на ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, п.п. 1, 3 ст. 149 ГПК РФ ответчик просит в требованиях, изложенных в заявлении Орского межрайонного природоохранного прокурора отказать.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Из представленного акта осмотра объекта от ДД.ММ.ГГГГ, осуществленного помощником Орского межрайонного природоохранного прокурора с участием государственного инспектора ветеринарного надзора, фотографий места осмотра следует, что указанным должностным лицом в присутствии представителя местной администрации и специалиста был осмотрен скотомогильник, расположенный на территории МО Бриентский сельсовет, в <адрес> Установлено, что площадь объекта составляет 120 квадратных метров. Ворота скотомогильника были открыты. Имеется свободный доступ к скотомогильнику животных и человека. На момент осмотра ров вокруг скотомогильника осыпался и требует обновления. Забор, огораживающий территорию скотомогильника, повалился, вдоль забора видны остатки трупов животных. Помещение для хранения дизсредств и инвентаря отсутствует, вытяжная труба отсутствует. На момент осмотра скотомогильника утилизация трупов животных производится жителями <адрес>. Люк на яме не закрыт на замок. Яма для помещения трупов находится при входе в скотомогильник. Скотомогильник стоит на балансе СПК «Бриентский». В настоящее время документы на передачу скотомогильника находятся у конкурсного управляющего.

Ст. 42 Конституции РФ устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу смысла данных установлений основного Закона и ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ любые действия либо бездействие, влекущие нарушения права на благоприятную окружающую среду, подлежат пресечению.

Согласно справке председателя СПК «Бриентский» и информации главы местной администрации находящийся на территории <адрес> скотомогильник находится на балансе СПК «Бриентский».

Однако, имеющиеся в справке сведения более никакими доказательствами не подтверждены.

Между тем, инвентаризационной описью основных средств: зданий, сооружений, машин и оборудования СПК колхоза «Бриентский» установлено, что скотомогильник на балансе данного предприятия не состоит, то есть СПК (колхоз) «Бриентский» не является собственником или владельцем скотомогильника, расположенного на территории МО «Бриентский сельсовет» Кваркенского района Оренбургской области.

Данное обстоятельство подтверждается сведениями Росреестра по месту нахождения указанного имущества.

Этими же сведениями, а также сообщениями, полученными от соответствующих органов местной власти, выяснилось также, что указанный скотомогильник не состоит на балансах администрации Кваркенского района Оренбургской области и администрации МО «Бриентский сельсовет» Кваркенского района Оренбургской области.

Допрошенный в судебном заседании свидетель глава МО Бриентский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области К.М.Ф. пояснил, что в настоящее время МО Бриентский сельсовет намеревается предпринять меры к постановке скотомогильника на учет в регистрирующем органе как безхозяйного имущества с последующим обращением в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Однако, в настоящее время соответствующие действия МО Бриентский сельсовет не совершались.

Таким образом, доводы ответчика со ссылками на п.п. 1,3 ст. 225 ГК РФ, постановление Правительства РФ от 17.09.2003 года N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», п.п. 1, 4 ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п. 2 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 8 п. 1 ст. 14. п. 1, абзаца 2 п. 2, п. 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; подпункт 49 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; п. 6.10 «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов»; Бюджетный кодекс РФ», приняты быть не могут на основании следующего.

Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ.

В силу подпункта 49 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" п. 2 ст. 26.11 ФЗ от 06.10.1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не предусматривает.

Суду не представлено доказательств того, что администрации МО Бриентский сельсовет Кваркенского района или администрации МО Кваркенский района передавались полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника.

Таким образом, закон устанавливает, что скотомогильники (биотермические ямы) могут находиться в собственности РФ и субъекта РФ.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ.

В силу указанных обстоятельств, с учетом изложенного, принятие мер по содержанию скотомогильника, находящегося <адрес>, и его оборудованию в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области, поэтому уточненные требования прокурора подлежат удовлетворению именно в отношении Правительства Оренбургской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника, расположенного на территории МО «Бриентский сельсовет» Кваркенского района Оренбургской области.

Обязать Правительство Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к приведению скотомогильника, расположенного <адрес> на территории муниципального образования «Бриентский сельсовет» Кваркенского района Оренбургской области, в надлежащее состояние в соответствии с законодательством, а именно: расширить площадь скотомогильника не менее чем на 600 квадратных метров; огородить территорию скотомогильника глухим забором высотой не менее 2 метров; ворота скотомогильника и крышку биотермической ямы запереть на замок; оборудовать на территории скотомогильника помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; вывести из ямы для хранения трупов животных вытяжную трубу диаметром 25 сантиметров и высотой 3 метра.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке, на решение может быть принесено кассационное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Тарасенко А.Г.

Мотивированное решение суда составлено 19 сентября 2011 года.

Судья Тарасенко А.Г. Решение вступило в законную силу 01.10.11.