Решение по делу № 2-473/11 по иску о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры к консервации скотомогильника.



Дело № 2-473/11 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кваркено 29 ноября 2011 г.

Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Красильникова Ю.А., при секретаре Кувшиновой И.П., с участием зам. прокурора Кваркенского района Ажигуловой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кваркенского района в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области о понуждении в срок до ДД.ММ.ГГГГ. принять меры по обустройству и содержанию скотомогильника, расположенного <адрес> в соответствии с ветеринарно- санитарными правилами и нормами,

у с т а н о в и л:

первоначально прокурор Кваркенского района обратился в Кваркенский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области, администрации муниципального образования сельского поселения Уртазымский сельсовет, в котором просил:

·       признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к консервации бесхозного скотомогильника, расположенного на территории <адрес> муниципального образования сельского поселения Уртазымский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области;

·       обязать Правительство Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ. принять меры к консервации скотомогильника в <адрес> муниципального образования сельского поселения Уртазымский сельсовет;

·       признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельского поселения Уртазымский сельсовет, выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство
Оренбургской области по выделению денежных средств на устройство и содержание скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования.

В дальнейшем, в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ., уточнил иск. Просил обязать Правительство Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ. принять меры по обустройству и содержанию скотомогильника, расположенного <адрес> в соответствии с ветеринарно- санитарными правилами и нормами.

В остальной части от иска отказался. Отказ рассмотрен и принят судом, о чем ДД.ММ.ГГГГ. вынесено определение.

В обоснование иска указал, что приведенный скотомогильник бесхозный, не эксплуатируется. Его территория не огорожена глухим забором, обвалована. Земляной вал осыпается, яма осыпалась, отсутствует навес над ямой.

В судебном заседании зам. прокурора Кваркенского района Ажигулова М.И. уточненное исковое требование поддержала в полном объеме. Просит его удовлетворить по изложенным в иске основаниям и обстоятельствам.

Представитель ответчика Правительства Оренбургской области просил рассмотреть дело в его отсутствие. Установить срок для выполнения требования прокурора до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. п. 1.2., 1.5., 5.6.? 5.7., 5.8., 6.10. Ветеринарно- санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4.12.95. № 13-7-2/469, скотомогильники- это место, отведенное для захоронения биологических отходов, к которым относятся: трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах, другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта.

Через траншею перекидывают мост.

При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 х 3,0 м. и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см. с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 х 30 см., плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см. и высотой 3 м.

Над ямой на высоте 2,5 м. строят навес длиной 6 м., шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

В соответствии с ч. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, земельные участки, на которых расположены скотомогильники, определены как зоны специального назначения.

Часть 2 ст. 59 Водного кодекса РФ относит скотомогильники к объектам, оказывающим негативное воздействие на состояние подземных вод.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.99. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.02. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Из п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г.№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно определению Верховного Суда РФ от 14.04.10. № 32-В10-5, в силу ст. 72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с эпидемиями находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Статьей 3 Закона РФ от 14.05.93. № 4979-1 «О ветеринарии» (в действующей редакции) установлены полномочия субъекта РФ в области ветеринарии, к которым относятся участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта РФ, защита населения от болезней, общих для животных и человека, решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.99. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты РФ. Осуществление мер по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.94. № 68- ФЗ «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в действующей редакции) предупреждение чрезвычайных ситуаций- это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В силу п. 49 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.99. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в действующей редакции) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий, согласно п.п. «ц» п. 2 ст. 26.11 того же Федерального закона, в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.93. № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Прокурором представлен и судом исследован акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому расположенный на территории муниципального образования сельского поселения Уртазымский сельсовет, <адрес> скотомогильник не соответствует требованиям действующего законодательства. Его территория не огорожена глухим забором, обвалована. Земляной вал осыпается, яма осыпалась, отсутствует навес над ямой.

Указанный скотомогильник, в соответствии с сообщениями администрации муниципального образования сельского поселения Уртазымский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ. , СПК (колхоза) «...», на балансах сельсовета, сельхозкооператива не состоит.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, исковое заявление прокурора Кваркенского района является обоснованным, подлежит удовлетворению, поскольку сложившаяся положение со скотомогильником, не отвечающим требованиям действующего законодательства, не имеющим собственника, приводит к несоблюдению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, тем самым наносит вред здоровью граждан.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление прокурора Кваркенского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Правительство Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ. принять меры по обустройству и содержанию скотомогильника, расположенного <адрес>, в соответствии с ветеринарно- санитарными правилами и нормами.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий : п/п Ю.А. Красильников

Решение по состоянию на 05.12.2011 года не вступило в законную силу.

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2- 473/11.

Копия верна:

Судья : Ю.А. Красильников

Секретарь: И.П. Кувшинова Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 16.12.11.