Именем Российской Федерации 30 ноября 2011 года с. Кваркено Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тарасенко А.Г., при секретаре Шевченко М.С., с участием помощника прокурора Кваркенского района Бабешко В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кваркенского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области, администрации муниципального образования сельского поселения Красноярский поссовет о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области и администрации муниципального образования Кваркенский сельсовет, возложении обязанности на Правительство Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к консервации скотомогильника в <адрес> МО Кваркенский сельсовет, У С Т А Н О В И Л: прокурор Кваркенского района обратился в суд с иском к Правительству Оренбургской области, администрации МО Красноярский поссовет в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области и администрации муниципального образования Кваркенский сельсовет, возложении обязанности на Правительство Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к консервации скотомогильника в <адрес> МО Кваркенский сельсовет. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Кваркенского района в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения ветеринарно-санитарного законодательства при эксплуатации и содержании мест утилизации биологических отходов на территории МО «Кваркенский сельсовет» Кваркенского района Оренбургской области В ходе проверки установлено, что на территории МО «Кваркенский сельсовет» Кваркенского района Оренбургской области располагается скотомогильник, который согласно информации предоставленной в прокуратуру Кваркенского района ГУ «Кваркенское районное управление ветеринарии» не имеет балансодержателя. Указанный скотомогильник не эксплуатируется, надлежаще не оборудован, что создает угрозу загрязнения окружающей природной среды и распространению опасных инфекционных заболеваний. Согласно акту осмотра местности от ДД.ММ.ГГГГ скотомогильник находится <адрес>. Территория скотомогильника не огорожена глухим забором, обвалована, яма осыпалась и отсутствует навес над ямой. Скотомогильник не действует, захоронение животных не производится. Согласно ветеринарно-санитарным правилам скотомогильники - это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Скотомогильники являются потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний. В обоснование заявленных требований прокурор процитировал ч. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, ч. 2 ст. 59 Водного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года №52-ФЗ, ч. 1 ст. 34 ФЗ РФ «об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, п. 6.10 Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, ст. ст. 5, 6, п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 3 Закона РФ от 14.05.1993 года №4979-1 «О ветеринарии», ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 года №68 ФЗ «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 49 ч. 2 ст. 26.3, подпункт «ц» п. 2 ст. 26.11 ФЗ РФ от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года № 2284. Прокурор указал также, что согласно информации, предоставленной из администрации МО Кваркенский сельсовет и указанный скотомогильник на балансе у них не состоит. Сослался на определение ВС РФ от 14.04.2010 года № 32-В10-5, ст. 72 Конституции РФ. Прокурор полагает, что вопросы создания и содержания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться РФ и субъект РФ. Указанные полномочия должным образом не исполняются органом государственной власти субъекта РФ - Правительством Оренбургской области, что свидетельствует о его бездействии. Указанным органом государственной власти не предпринято никаких мер по устранению нарушений ветеринарно-санитарного законодательства на территории <адрес> МО Кваркенский сельсовет и вопрос о консервации скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами до настоящего времени не решен, что может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории МО и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст.42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Прокурор просил признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к консервации безхозного скотомогильника, расположенного на территории с. Майский муниципального образования «Кваркенский сельсовет» Кваркенского района Оренбургской области и обязать Правительство Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к консервации скотомогильника в <адрес> МО «Кваркенский сельсовет». Просил также признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кваркенский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на устройство и содержание скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования. В ходе судебного разбирательства прокурор дважды уточнил заявленные им требования, отказавшись от требования о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к консервации бесхозного скотомогильника, расположенного на территории <адрес> МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области, и требований, заявленных к администрации МО «Красноярский поссовет». Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в этой части прекращено. Во втором уточнении прокурор указал, что срок для исполнения возложенным обязанностей может быть продлен до ДД.ММ.ГГГГ с учетом количества скотомогильников на территории Кваркенского района, не соответствующих требованиям законодательства. Полагает, что существует несколько способов устранения нарушений законодательства при эксплуатации скотомогильника, при этом выбор способа их устранения является исключительной компетенцией ответчика, ввиду чего суд в императивном порядке не вправе определить способ устранения допущенных нарушений при эксплуатации скотомогильника. С учетом изложенного прокурор уточил заявленные им требования, отказавшись от требования о возложении на Правительство Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принятия мер к консервации скотомогильника. Окончательно просил обязать Правительство Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по обустройству и содержанию скотомогильника, расположенного на территории <адрес> муниципального образования «Кваркенский сельсовет» Кваркенского района Оренбургской области, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами и нормами. Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части возложения на Правительство Оренбургской области обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ принятия мер к консервации скотомогильника прекращено. В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал заявленные и уточненные им требования. Представитель ответчика Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие. Суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным удовлетворить ходатайство представителя Правительства Оренбургской области и рассмотреть дело в его отсутствие. В своем письменном возражении на иск представитель Правительства Оренбургской области указал следующее. В настоящее время Правительством Оренбургской области принято Постановление №752-пп от 19.08.2011 года «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы» Данная программа принята в соответствии с требованиями, закрепленными в постановлении Правительства Оренбургской области от 22.08.2007 года №299-п «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Оренбургской области». Положения постановления Правительства Оренбургской области от 22.08.2007 года №299-п «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Оренбургской области» и постановление Правительства Оренбургской области №752-пп от 19.08.2011 года «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы» никто не обжаловал, законность данных постановлений не вызывает сомнений и должно исполняться всеми государственными органами, юридическими и физическими лицами на территории Оренбургской области, поэтому спор может быть разрешено только после обжалования указанных постановлений в соответствующей части. Денежные средства заложены в бюджет Оренбургской области на 2012 и последующие годы. Участие в Программе Кваркенского района планируется в 2013 году. Цели и основные задачи Программы: обеспечение безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами на территории Оренбургской области. Основные задачи Программы: устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, на здоровье населения и сельскохозяйственных животных в Оренбургской области; реализация комплекса мер по строительству, ремонту и консервации объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, приобретению специальной техники. Программой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории области имеется <данные изъяты> скотомогильника, из них лишь у <данные изъяты> определены балансодержатели, а <данные изъяты> являются безхозяйными. Отсутствие балансодержателей у скотомогильников существенно затрудняет осуществление государственного ветеринарного надзора и не позволяет своевременно принять меры по устранению выявленных нарушений ветеринарного законодательства. Предоставление субсидий, в рамках данной Программы, из областного бюджета муниципальным образованиям области осуществляется при условии наличия муниципальных программ и объема средств, предусмотренных в местных бюджета на их реализацию, на основании соглашений, заключенных между администрациями муниципальных образований и органами исполнительной власти. Основными критериями отбора муниципальных образований области на софинансирование строительства, ремонта и консервации объектов сбора утилизации и уничтожения биологических отходов, приобретение специальной техники является наличие правоустанавливающих документов на объекты. Решения судов невозможно выполнить в короткие сроки, так как и исполнение исполнительного производства и исполнение Программы занимает достаточно продолжительное время и при этом необходимо выполнить ряд условий, в том числе по заключению соглашений Правительства с муниципальными образованиями, которые на сегодня муниципальными образованиями не заключены. На реализацию данной программы планируется выделить из областного бюджета <данные изъяты>, в том числе; средства областного бюджета - <данные изъяты>, средства муниципального образования, привлеченные в соответствии с заключенными соглашениями на участие в реализации Программы, - <данные изъяты>. В обоснование возражений представитель Правительства Оренбургской области ссылается на п. 6.10. Ветеринарно-санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, которым ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, то есть на собственников этого имущества, а при их отсутствии такая обязанность относится к полномочиям РФ или субъектов РФ. В обоснование возражений представитель Правительства Оренбургской области цитирует пункты 1, 3 ст. 225 ГК РФ, п. 2 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подпункт 8 п. 1 ст. 14, п. 1, абзац 2 п. 2, п. 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 11 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, подпункт 49 пункта 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Полагает, что, до решения вопроса о собственности на скотомогильник, для участия в Программе муниципальное образование может взять его на баланс. Просит отказать в удовлетворении требований, заявленных к Правительству Оренбургской области. Определением по делу от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО Кваркенский район. Представители соответчиков администрации МО Кваркенский сельсовет и администрации МО Кваркенский район в судебное заседание не явились, хотя о месте и времени слушания дела были извещены надлежащим образом своевременно. Уважительности причин неявки представители администрации МО Кваркенский сельсовет и администрации МО Кваркенский район не представили и не ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. Суд на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть вопрос о прекращении дела в части в отсутствие указанных лиц В направленных в суд возражениях на иск прокурора соответчики администрация МО Кваркенский сельсовет и администрация МО Кваркенский район полагал, что содержание скотомогильников не относится к обязанностям органов местного самоуправления. Заслушав представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Исследованным в судебном заседании актом осмотра местности по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными фотографиями места осмотра, осуществленного прокурором совместно с государственным инспектором ГУ «Кваркенское районное ветеринарное управление», установлено следующее. На территории <адрес> МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района имеется скотомогильник, находящийся <адрес> Территория скотомогильника не огорожена глухим забором, обвалованный, земляной ров осыпается. Яма осыпалась, навес отсутствует. На основании акта осмотра сделано заключение о том, что осмотренный скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным правилам по сбору и утилизации биологических отходов. Требуется консервация или капитальный ремонт скотомогильника. Исследованным судом сообщением главы администрации МО Кваркенский сельсовет установлено, что скотомогильник, находящийся <адрес> на балансе МО Кваркенский сельсовет не состоит. Исследованными судом сведениями из ГУ «Кваркенское районное управление ветеринарии» установлено, что скотомогильник, находящийся в <адрес> не находится на балансе СПК и муниципального образования. Представители Правительства Оренбургской области, администрации МО Кваркенский район, администрации МО Кваркенский сельсовет не представили возражений относительно того, что расположенный у <адрес> скотомогильник имеется в наличии и указанный объект не содержится в соответствии с нормами санитарно-ветеринарного законодательства. Представленными и исследованными судом доказательствами, в отсутствие возражений со стороны Правительства Оренбургской области, администрации МО Кваркенский район, администрации МО Кваркенский сельсовет суд полагает рассматриваемые обстоятельства доказанными. Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ. В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. В соответствии п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственных инспектором РФ 04.12.1995 года № 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование «скотомогильника» (биотермической ямы) может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организации, в ведении которых находятся указанные объекты. На основании представленных суду доказательств в отсутствие возражений со стороны Правительства Оренбургской области, администрации МО Кваркенский район, администрации МО Кваркенский сельсовет суд полагает доказанным то обстоятельство, что скотомогильник, расположенный в тысячи метрах северо-восточнее <адрес>, ни на чьем балансе и ни в чьем ведении не состоит, является бесхозяйным. Таким образом, суд полагает заявленное прокурором требование о возложении на Правительство Оренбургской области обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по обустройству и содержанию скотомогильника, расположенного на территории <адрес> МО «Кваркенский сельсовет» Кваркенского района Оренбургской области, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами и нормами, соответственно не принимая доводы представителя Правительства Оренбургской области, изложенные им в возражении на иск прокурора. Обязанность принятия мер по обустройству и содержанию скотомогильника, расположенного на территории <адрес> МО «Кваркенский сельсовет» Кваркенского района Оренбургской области, в соответствии с указанными выше нормами может быть возложена только на Правительство Оренбургской области, поскольку МО «Кваркенский сельсовет» Кваркенского района Оренбургской области, МО Кваркенского района Оренбургской области не являются собственниками указанного скотомогильника, и этот скотомогильник не находится в ведении муниципальных образований или иных лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковые требования прокурора Кваркенского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Правительство Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по обустройству и содержанию скотомогильника, расположенного на территории <адрес> муниципального образования «Кваркенский сельсовет» Кваркенского района Оренбургской области, а именно <адрес>, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами и нормами. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке, на решение может быть принесено кассационное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья А.Г. Тарасенко Мотивированное решение суда составлено 02 декабря 2011 года. Судья А.Г. Тарасенко Копия верна Решение суда по состоянию на 02.12.11. не вступило в законную силу. Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-461/11. Судья А.Г. Тарасенко Секретарь М.С. Шевченко Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 13.12.11.