Решение по делу №2-130/10 об отмене дисциплинарного взыскания



                                                      Р Е Ш Е Н И Е

                                         Именем Российской Федерации

7 июня 2010 г. с. Кваркено

Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Красильникова Ю.А., при секретаре Лысиковой И.А., с участием истца главы местной администрации муниципального образования Кваркенский район Яковлева Е.В., представителя ответчика Совета депутатов муниципального образования Кваркенский район по доверенности Куликова П.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению главы местной администрации муниципального образования Кваркенский район Яковлева Е.В. к Совету депутатов муниципального образования Кваркенский район об отмене наложенного на него п. 1 решения Совета депутатов муниципального образования Кваркенский район от 11.02.10. № 289 дисциплинарного взыскания в виде выговора, 

у с т а н о в и л :

Глава местной администрации муниципального образования Кваркенский район Яковлев Е.В. обратился в Кваркенский районный суд с исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования Кваркенский район, в котором просит отменить наложенное на него п. 1 решения Совета депутатов муниципального образования Кваркенский район от 11.02.10.                  № 289 дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Указал, что приведенное дисциплинарное взыскание на него, как на главу местной администрации муниципального образования Кваркенский район, наложено за неисполнение должностных обязанностей, выразившееся в неисполнении вступившего в законную силу решения Арбитражного суда от 03.03.09. по делу № Номер обезличен г.

Полагает решение в части наложения дисциплинарного взыскания незаконным, необоснованным, поскольку, по его мнению, дисциплинарное взыскание на главу местной администрации муниципального образования может быть наложено только за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, связанных с решением вопросов местного значения, к которым ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.03.                        № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнение судебных актов не отнесено. Их перечень, согласно ч. 1 ст. 18 того же Закона, не может быть изменен иначе, как путем внесения изменений в закон.

В обоснование своих доводов сослался на:

· ст. 27 Федерального закона от 02.03.07. № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в соответствии с которой дисциплинарным проступком признается неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей;

·  ч.ч. 1, 3  ст. 37 Федерального закона от 06.10.03. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым местная администрация наделяется, в соответствии с законом и уставом, полномочиями по решению вопросов местного значения. Условия контракта для главы местной администрации муниципального района утверждаются представительным органом муниципального района в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

           Кроме того, по мнению истца, Совет депутатов муниципального образования не наделен полномочиями на наложение дисциплинарного взыскания на главу местной администрации муниципального образования.

           В обоснование своих доводов сослался на:

· ч.ч. 6, 11 ст. 37 Федерального закона от 06.10.03. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми представительному органу муниципального образования дано право назначать главу местной администрации по результатам конкурса, в судебном порядке расторгать с ним контракт в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

· ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.03. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а так же решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Помимо изложенного, по мнению истца, в круг его служебных обязанностей не входит исполнение судебных актов. Законодательством, Уставом муниципального образования Кваркенский район не установлен обязательный порядок действий главы местной администрации в случае невозможности исполнения решения суда из- за того, что в расходной части местного бюджета не предусмотрены средства для погашения задолженности по исполнительным документам.

В судебном заседании истец глава местной администрации Яковлев Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просит их удовлетворить по изложенным в иске обстоятельствам и основаниям. В суде не оспаривал факты поступления на исполнение в местную администрацию 17.08.09. решения Арбитражного суда Оренбургской области по гражданскому делу в отношении МУП Кваркенского района «...», соответствующего исполнительного листа, нахождения последнего документа у него до 12.01.10. Так же пояснил суду, что передавал исполнительный лист без надлежащего оформления передачи в финансовый отдел местной администрации, потом забрал оттуда. Не согласен с утверждением представителя ответчика о непринятии им мер по исполнению указанного судебного решения. Для этого при нем в проекте бюджета муниципального образования на 2010 год был заложен ... рублей. Согласен, что решение Арбитражного суда должно исполняться финансовым отделом. Так же по утверждению истца отсутствие в его действиях нарушений законодательства при исполнении решения Арбитражного суда подтверждено вступившим в законную силу решением Кваркенского районного суда от 9.03.10., которым главе муниципального образования отказано в иске о расторжении контракта с ним как с главой местной администрации.

Представитель ответчика Совета депутатов муниципального образования Кваркенский район Куликов П.Н. исковые требования не признал. Суду пояснил, что глава местной администрации Яковлев Е.В. оспариваемым п. 1  решения Совета депутатов привлечен к дисциплинарной ответственности за неисполнение контракта в части принятого им обязательства соблюдать действующее законодательство, удержание в период с 17.08.09. по 12.01.10. у себя дома исполнительного листа, выданного во исполнение решения Арбитражного суда по гражданскому делу в отношении МУП Кваркенского района «...». Указанное судебное решение подлежало исполнению с момента поступления в местную администрацию за счет средств местного бюджета финансовым органом (финансовым отделом местной администрации, имеющим статус юридического лица, созданным для осуществления финансовой политики муниципального образования). В результате платежи по исполнительному документу, реальные меры по его исполнению начали осуществляться только после 12.01.10. Полагает о наличии у Совета депутатов, как у работодателя по отношению к главе местной администрации, полномочий на применение к последнему мер дисциплинарной ответственности, в том числе и за дисциплинарные проступки, не связанные с решением вопросов местного значения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Решением Совета депутатов муниципального образования Кваркенский район от 7.12.05. за № 18 Яковлев Е.В. назначен на должность главы местной администрации муниципального образования Кваркенский район.

С ним 8.12.05. главой муниципального образования Кваркенский район заключен соответствующий контракт, на основании п.п. 2 п. 2 которого он принял на себя обязательства соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Устав Оренбургской области, законы Оренбургской области, Устав муниципального образования Кваркенский район.

Пунктом 1 решения Совета депутатов муниципального образования Кваркенский район от 11.02.10.   № 289 на главу местной администрации Яковлева Е.В. наложено дисциплинарное взыскание за неисполнение должностных обязанностей, выразившееся в неисполнении вступившего в законную силу решения Арбитражного суда от 03.03.09. по делу № Номер обезличен г.

С решением о наложении дисциплинарного взыскания последний 12.02.10. ознакомлен под роспись.

Как следует из содержания решения Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.09., вступившего в законную силу, оно вынесено по гражданскому делу по иску МУП Кваркенского района «...» к муниципальному образованию Кваркенский район в лице местной администрации муниципального образования Кваркенский район. Им постановлено взыскать с ответчика в пользу истца в порядке субсидиарной ответственности за счет казны муниципального образования ... рублей 78 копеек.

17.08.09. местной администрацией зарегистрировано поступление для исполнения указанного судебного решения с исполнительным листом, сопровождаемого соответствующим заявлением конкурсного управляющего МУП Кваркенского района «...».

В трехмесячный срок оно исполнено не было.

Сторонами данные обстоятельства не оспариваются.

Информацией прокурора Кваркенского района от 17.09.09. за № Номер обезличен главе местной администрации Яковлеву Е.В. указывалось на необходимость передачи решения Арбитражного суда и исполнительного листа для исполнения в финансовый отдел местной администрации.

Согласно пояснения заместителя начальника финансового отдела местной администрации С-вой от 4.03.10. исполнительный лист передавался в финансовый отдел главой местной администрации в октябре 2009 года, но потом, по его просьбе, ему же и возвращен.

В соответствии с объяснением специалиста 1 категории местной администрации О-вой от 12.01.10., актом от того же числа, подписанным главой муниципального образования З-м., и.о. главы местной администрации Е-м, заместителем главы местной администрации Г-вой, главным бухгалтером местной администрации К-вой, главным специалистом местной администрации К-вым, юристом местной администрации Щ-ной, ими от О-вой принят исполнительный лист Арбитражного суда  № Номер обезличен от 28.04.09., который она получила 12.01.10. от Яковлева Е.В. у дома последнего.

Сторонами данное обстоятельство так же не оспаривается.

В соответствии с ч. ч. 4, 5, 6, 7  ст. 242.2. БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета исполнительные документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 27 Федерального закона от 2.03.07. № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1)    замечание;

2)    выговор;

3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

С учетом изложенного, по мнению суда, в действиях истца, выразившихся в    удержании, в том числе хранении за пределами местной администрации, без направления для исполнения в финансовый орган в период с 17.08.09. по 12.01.10., исполнительного листа во исполнение решения Арбитражного суда, усматривается дисциплинарный проступок, повлекший нарушение приведенных выше норм бюджетного законодательства Российской Федерации, регламентирующих порядок обращения взыскания на бюджетные средства.

Финансовым органом, в данном случае, суд рассматривает финансовый отдел местной администрации, который, в соответствии с положением о финансовом отделе местной администрации муниципального образования Кваркенский район, утвержденным распоряжением главы местной администрации муниципального образования Кваркенский район от 30.12.05. № 2-р, является органом исполнительной власти Кваркенского района, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики и координирующим деятельность в этой сфере других органов исполнительной власти района. Обладает правами юридического лица.

По мнению суда, решение Арбитражного суда должно исполняться финансовым органом, поскольку взыскание по нему постановлено производить с муниципального образования Кваркенский район, т.е. с публично- правового образования, а не с  органа последнего.

Является несостоятельным утверждение истца об отсутствии в его действиях нарушений законодательства при исполнении решения Арбитражного суда, подтвержденное, по мнению последнего, вступившим в законную силу решением Кваркенского районного суда от 9.03.10., которым главе муниципального образования отказано в иске о расторжении контракта с ним как с главой местной администрации, поскольку этим решением (стр. 11)  указано на то, что факт хранения исполнительного документа вне пределов служебного помещения может служить основанием, в частности, привлечения главы местной администрации Яковлева Е.В. к дисциплинарной ответственности. Этот факт судом не исследовался.

Наложение дисциплинарного взыскания произведено в течение месяца с момента выявления проступка (выявлен 12.01.10., наложено 11.02.10.).

С главы местной администрации истребовалось объяснение по существу проступка на заседании Совета депутатов от 11.02.10. Так же последнему направлялись посредством почтовой связи с уведомлением о вручении соответствующие запросы от 18.01.10., 22.01.10. на представление объяснения, что он в суде не отрицает.

Согласно п.п. 1, 3 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 6.10.03. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования. Издает в пределах своих полномочий правовые акты.

            В соответствии с  ч.ч. 6, 6.1. ст. 37, ч. 3 ст. 43 того же Закона лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

            Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а так же решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Таким образом, по мнению суда, привлекать главу местной администрации к дисциплинарной ответственности вправе глава муниципального района, поскольку, в силу возложенных на него служебных обязанностей, является представителем нанимателя (работодателя) в отношении главы местной администрации. От имени работодателя заключил с ним контракт.

Совет депутатов подобным правом ни действующим законодательством, ни Уставом муниципального образования не наделен. Он вправе поручать главе муниципального образования решение этого вопроса.

Суд не принимает во внимание положение п.п. 6 п. 1 контракта, заключенного 8.12.05. с главой местной администрации муниципального образования Кваркенский район Яковлевым Е.В., которым право наложения на последнего дисциплинарного взыскания предоставлено Совету депутатов, считает его противоречащим действующему законодательству.

При таких обстоятельствах, исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку дисциплинарное взыскание на истца наложено некомпетентным органом. 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

                                                        Р Е Ш И Л:

Исковое заявление главы местной администрации муниципального образования Кваркенский район Яковлева Е.В. удовлетворить.

Отменить наложенное на главу местной администрации муниципального образования Кваркенский район Яковлева Е.В. п. 1 решения Совета депутатов муниципального образования Кваркенский район от 11.02.10.  № 289 дисциплинарное взыскание в виде выговора. 

         Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Кваркенского

районного суда Ю.А. Красильников

Решение суда в окончательной форме принято 10.06.2010 г.