Решение по делу № 2-105/12 по иску о понуждении принять меры по устранению выявленных нарушений на скважине питьевого водоснабжения.



Дело № 2-104/12 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кваркено 27 февраля 2012 г.

Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Красильникова Ю.А., при секретаре Кувшиновой И.П., с участием пом. прокурора Кваркенского района Бабешко В.А., представителя ответчика администрации муниципального образования сельского поселения Красноярский поссовет по доверенности, специалиста администрации Чертыковцевой С.П., индивидуального предпринимателя Бражниковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования сельского поселения Красноярский поссовет, индивидуальному предпринимателю Бражниковой В.В. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования сельского поселения Красноярский поссовет и понуждении принять меры по приведению скважины питьевого водоснабжения в соответствии с требованием санитарного законодательства, о признании незаконным бездействия индивидуального предпринимателя Бражниковой В.В. и понуждении принять меры по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства на скважине питьевого водоснабжения,

у с т а н о в и л:

Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Кваркенский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования сельского поселения Красноярский поссовет, индивидуальному предпринимателю Бражниковой В.В., в котором просит:

·       признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельского поселения Красноярский поссовет по непринятию мер к разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны скважины питьевого водоснабжения в <адрес> с координатами <данные изъяты>, ограждению зоны санитарной охраны I пояса скважины, не принятию мер к планированию ее территории для отвода поверхностного стока за ее пределы, оборудованию дорожек к скважине твердым покрытием в соответствии с требованиями санитарного законодательства;

·       признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Бражниковой В.В. по непринятию достаточных мер к обеспечению охраной и оборудованию скважины питьевого водоснабжения в <адрес> с координатами <данные изъяты>, аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности;

·       обязать администрацию муниципального образования сельского поселения Красноярский поссовет в срок до ДД.ММ.ГГГГ. устранить выявленные нарушения санитарного законодательства на скважине питьевого водоснабжения в <адрес> с координатами <данные изъяты> путем: разработки и утверждения проекта зоны санитарной охраны скважины питьевого водоснабжения; ограждения зоны санитарной охраны I пояса скважины питьевого водоснабжения в соответствии с требованиями Строительных норм и правил СНиП 2.04.02.-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», планирования ее территории для отвода поверхностного стока за ее пределы, оборудования дорожек к сооружению – скважине питьевого водозабора твердым покрытием;

·       обязать индивидуального предпринимателя Бражникову В.В. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. устранить выявленные нарушения санитарного законодательства на скважине питьевого водоснабжения в <адрес> с координатами <данные изъяты> путем: оборудования скважины питьевого водозабора водоизмерительными приборами для проведения мониторинга подземных вод для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, обеспечения скважины охраной.

В обоснование иска указал, что в муниципальной собственности муниципального образования сельского поселения Красноярский поссовет находится скважина колодцевого типа питьевого водоснабжения с координатами <данные изъяты>, которая эксплуатируется индивидуальным предпринимателем Бражниковой В.В. на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Питьевое водоснабжение на ней осуществляется путем добычи питьевых поземных вод.

В ходе проверки на данной скважине выявлены следующие нарушения:

·                        территрия первого пояса зоны санитарной охраны не имеет ограждения, не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, дорожка к сооружению не имеет твердого покрытия (нарушен п. 3.2.1.1. Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения);

·                        скважина не оборудована аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности (не соблюден п. 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02.);

·                        скважина питьевого водозабора не имеет проекта зоны санитарной охраны с заключением центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (не соблюдены п. 1.6., 1.11. и 1.13. СанПиН 2.1.141110-02, п.п. 10.3.-10.5. Строительных норм и правил СНиП 2.04.02.-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), не обеспечена охраной.

В судебном заседании пом. прокурора Кваркенского района Бабешко В.А. исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора поддержал в полном объеме. Просит удовлетворить по изложенным в иске основаниям и обстоятельствам. Считает необходимым установить срок для исполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика администрации муниципального образования сельского поселения Красноярский поссовет Чертыковцева С.П. иск признала. Просит, с учетом предстоящих работ, установить срок для исполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ.

Индивидуальный предприниматель Бражникова В.В. иск так же признала. Просит установить срок для исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1.2. Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Согласно ст. 22 указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить в том числе: соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр.

Из п. 1.15. Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 г. № 10 следует, что санитарные мероприятия должны выполняться:

А) в пределах первого пояса ЗСО – органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;

Б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

В соответствии с п. 10.12. Строительных норм и правил СНиП 2.04.02.-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 г. № 123, границы первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны устанавливаться от одиночного водозабора (скважина, шахтный колодец, каптаж) или от крайних водозаборных сооружений группового водозабора на расстояниях: 30 м. при использовании защищенных подземных вод, 50 м. при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Из п. п. 10.31., 14.4. СНиП 2.04.02.-84*, территория первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должна быть спланирована, огорожена и озеленена. Для площадок станций водоподготовки, насосных станций, резервуаров и водонапорных башен с зонами санитарной охраны первого пояса следует, как правило, принимать глухое ограждение высотой 2,5 м. – из колючей проволоки или металлической сетки, при этом во всех случаях должна предусматриваться колючая проволока в 4-5 нитей на кронштейнах с внутренней стороны ограждения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указанное благополучие, в том числе право на обеспечение безопасной, безвредной, питьевой водой, обеспечивается, в числе прочего, мерами по привлечению к гражданско-правовой ответсвенности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом испонительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

На основании п.п. 1.4. 1.5. Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 г. № 10, зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Пунктами 3.2.1.1. и 3.2.1.4. указанных санитарных правил установлено, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

В статье 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на то, чтобы услуга питьевого водоснабжения была безопасна для жизни и здоровья. Соблюдение требований, которые призваны обеспечивать безопасность оказываемой услуги, а также предотвращение причинения вреда этой услугой, являются обязательными.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, что обязывает его нести все обременения, связанные с его собственностью.

Прокурором представлены и судом исследованы:

·        акт осмотра местности (объекта) от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым территория скважины колодцевого типа с координатами <данные изъяты> не огорожена, ЗСО 1-го пояса частично спланирована для отвода поверхностных вод, на ее территории находится автотракторная техника, складированный навоз, отсутствует дорожка с твердым покрытием;

·        акт приема- передачи имущества, согласно которому в муниципальную собственность муниципального образования сельского поселения Красноярский поссовет переданы скважины;

·        договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между муниципальным образованием сельским поселением Красноярский поссовет и индивидуальным предпринимателем Бражниковой В.В., в соответствии с которым последней принято во временное пользование скважины.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, исковое заявление Орского межрайонного природоохранного прокурора является обоснованным, подлежит удовлетворению, поскольку сложившееся положение существенным образом нарушает личные неимущественные права неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельского поселения Красноярский поссовет по непринятию мер к разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны скважины питьевого водоснабжения в <адрес> с координатами <данные изъяты>, ограждению зоны санитарной охраны I пояса скважины, не принятию мер к планированию ее территории для отвода поверхностного стока за ее пределы, оборудованию дорожек к скважине твердым покрытием в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Бражниковой В.В. по непринятию достаточных мер к обеспечению охраной и оборудованию скважины питьевого водоснабжения в <адрес> с координатами <данные изъяты> аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения Красноярский поссовет в срок до ДД.ММ.ГГГГ. устранить выявленные нарушения санитарного законодательства на скважине питьевого водоснабжения в <адрес> с координатами <данные изъяты> путем:

·       разработки и утверждения проекта зоны санитарной охраны скважины питьевого водоснабжения;

·       ограждения зоны санитарной охраны I пояса скважины питьевого водоснабжения в соответствии с требованиями Строительных норм и правил СНиП 2.04.02.-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»;

·       планирования ее территории для отвода поверхностного стока за ее пределы;

·       оборудования дорожек к сооружению– скважине питьевого водозабора твердым покрытием.

Обязать индивидуального предпринимателя Бражникову В.В. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. устранить выявленные нарушения санитарного законодательства на скважине питьевого водоснабжения в <адрес> с координатами <данные изъяты> путем оборудования скважины питьевого водозабора водоизмерительными приборами для проведения мониторинга подземных вод для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, обеспечения скважины охраной.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Кваркенского

районного суда Ю.А. Красильников

Решение суда в окончательной форме принято 02.03.2012 г. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 02.04.12.