Решение по делу № 2-499/12 по иску о понуждении устранить нарушения требований законодательства о конкуренции посредством проведения процедур по передаче объектов водоснабжения хозяйствующим субъектам.



Дело № 2- 499/12 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кваркено 25 июля 2012 г.

Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Красильникова Ю.А., при секретаре Кувшиновой И.П., с участием пом. прокурора Кваркенского района Бабешко В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кваркенского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования сельского поселения Аландский сельсовет, к администрации муниципального образования сельского поселения Аландский сельсовет о понуждении устранить нарушения требований законодательства о конкуренции посредством проведения процедур по передаче объектов водоснабжения хозяйствующим субъектам,

у с т а н о в и л:

прокурор Кваркенского района обратился в Кваркенский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования сельского поселения Аландский сельсовет, о понуждении администрации муниципального образования сельского поселения Аландский сельсовет в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. устранить нарушения требований законодательства о защите конкуренции посредством проведения процедур по передаче объектов водоснабжения, согласно решения Совета депутатов муниципального образования сельского поселения Аландский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ. «О передаче объектов водоснабжения», хозяйствующим субъектам в соответствии с порядком, определенном ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.06. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Указал, что ответчиком не принимаются меры по передаче имущества, используемого для оказания услуг по водоснабжению, организациям либо индивидуальным предпринимателям в установленном законодательством порядке. Конкурсные процедуры по передаче имущества в соответствии со ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.06. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не проводятся.

В результате происходит ограничение конкуренции и нарушение принципов свободы экономической деятельности в Российской Федерации.

В судебном заседании пом. прокурора Кваркенского района Бабешко В.А. заявленное требование поддержал в полном объеме, просит удовлетворить по изложенным в иске основаниям и обстоятельствам.

Представитель ответчика администрации муниципального образования сельского поселения Аландский сельсовет Хорсов А.М. просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск признал.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ответчик имеет в муниципальной собственности объекты водоснабжения, используемые для оказания услуг по водоснабжению.

Эти объекты организациям либо индивидуальным предпринимателям в установленном законодательством порядке не переданы.

Изложенное не оспаривается сторонами, следует из:

·     решения Совета депутатов муниципального образования Аландский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ. «О передаче объектов водоснабжения», акта приема- передачи, справки к акту передачи, в соответствии с которыми .... муниципальному образованию сельскому поселению Аландский сельсовет переданы водопровод протяженностью <данные изъяты> метров, расположенный в <адрес>, водопровод протяженностью <данные изъяты> метров, расположенный в <адрес>, водяные скважины в количестве <данные изъяты> шт., расположенные в <адрес>, водяная скважина в количестве <данные изъяты> шт., расположенная в <адрес>, водяная скважина в количестве <данные изъяты> шт., глубинный насос, расположенные в <адрес>, <данные изъяты> башни Рожновского;

·     информации администрации муниципального образования сельского поселения Аландский сельсовет, согласно которой водопроводная трасса и скважины питьевого водоснабжения в доверительное управление ресурсоснабжающей организации не передавались, предоставлением коммунальной услуги занимается администрация.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.07.06. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Согласно ст. 17.1. того же Федерального закона, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

3) государственным и муниципальным учреждениям;

4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;

6) образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в пункте3 настоящей части государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;

7) для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;

8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

9) в порядке, установленном главой5 настоящего Федерального закона;

10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральнымзаконом от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;

11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);

12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;

13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральнымизаконами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;

14) являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;

15) лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;

16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.

На основании ст. 14 Федерального закона от 06.10.03. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, по мнению суда, заявление прокурора Кваркенского района является обоснованным, подлежит удовлетворению, поскольку, в сложившейся ситуации, ответчиком допускается совмещение функций хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления, тем самым происходит ограничение конкуренции и нарушаются принципы свободы экономической деятельности в Российской Федерации, что затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, муниципального образования.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление прокурора Кваркенского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования сельского поселения Аландский сельсовет, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения Аландский сельсовет в срок до ДД.ММ.ГГГГ. устранить нарушения требований законодательства о защите конкуренции посредством проведения процедур по передаче объектов водоснабжения, согласно решения Совета депутатов муниципального образования Аландский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ. «О передаче объектов водоснабжения», хозяйствующим субъектам в соответствии с порядком, определенном ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.06. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Кваркенского

районного суда Ю.А. Красильников

Решение суда в окончательной форме принято 30.07.2012 г. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 30.08.12.