Дело №2-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кваркено 15 марта 2011 года
Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тарасенко А.Г.,
с участием заместителя прокурора Ажигуловой М.И.,
представителя ответчика главы администрации МО Новооренбургский сельсовет Башаева М.Г.,
при секретаре Шевченко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кваркенского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО Новооренбургский сельсовет о признании незаконными бездействия органов местного самоуправления – администрации МО Новооренбургский сельсовет не принимающего меры к приобретению права собственности на бесхозяйственное гидротехническое сооружение - плотины без названия, расположенной в <адрес>, и обязывании обратиться в Управление Росприроднадзора по <адрес> с заявлением о внесении указанного гидротехнического сооружения в Российский Регистр гидротехнических сооружений,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Кваркенского района обратился в суд с иском к администрации МО Новооренбургский сельсовет о признании незаконными бездействия органов местного самоуправления – администрации МО Новооренбургский сельсовет не принимающего меры к приобретению права собственности на бесхозяйственное гидротехническое сооружение - плотины без названия, расположенной <адрес>, и обязывании обратиться в Управление Росприроднадзора по <адрес> с заявлением о внесении указанного гидротехнического сооружения в Российский Регистр гидротехнических сооружений.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности ГТС в <адрес>. В ходе проверки установлено, что в <адрес> находится гидротехническое сооружение без названия. Данная плотина находится на территории МО Новооренбургский сельсовет, однако на балансе администрации Новооренбургского сельсовета и СПК «...» не состоит, в муниципальной собственности не находится, фактически является бесхозной.
В обоснование своего заявления прокурор указал, что согласно ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся:
п. 8 - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
п. 26 - осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
п. 31- осуществление в пределах установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях в их использовании.
Прокурор указал, что в соответствии со ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относятся:
7). Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
24). Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
28). Осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.
В соответствие со ст. 8 Водного кодекса РФ:
1. Водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 этой статьи.
2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъектов РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии со ст. 7 ФЗ № 73-ФЗ от 03.06.2006 года «О введение в действие Водного кодекса РФ»:
1. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью РФ, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.
2. Земельные участки, которые не находятся в собственности РФ и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов РФ, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ.
3. Земельные участки, которые не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципального районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.
4. Земельные участки, которые не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
Прокурор полагает, что с момента вступления в законную силу ФЗ №73-ФЗ от 03.06.2006 года, законодательством установлено основание к признанию права собственности на земельный участок, на котором расположен водный объект, а именно его расположение в границах поселения, района, субъекта.
Принадлежность земельного участка в свою очередь в соответствие с Водным Кодексом РФ, определяет принадлежность водного объекта.
Вышеуказанный водный объект расположен на территории МО Новооренбургский сельсовет. Земельный участок, на котором расположена плотина, не является собственностью РФ, следовательно, должен являться собственностью поселения, и водный объект, должен быть собственностью поселения.
Правоустанавливающих документов на ГТС в СПК «...» и администрации МО Новооренбургский сельсовет» не имеется. Указанный ГТС на балансе администрации МО Новооренбургский сельсовет, СПК (колхозе) «...» не состоит.
Таким образом, бесхозное положение водных объектов может повлечь за собой ущерб окружающей среде, неопределенному кругу лиц, так как остается безнадзорным.
Прокурор района просит суд признать незаконными бездействия органов местного самоуправления – администрации МО Новооренбургский сельсовет не принимающего меры к приобретению права собственности на бесхозяйственное гидротехническое сооружение - плотины без названия расположенной в <адрес> и обязать ответчика обратиться в Управление Росприроднадзора по <адрес> с заявлением о внесении указанного гидротехнического сооружения в Российский Регистр гидротехнических сооружений.
В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил основания и предмет иска, указав, что Кваркенской районной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) в <адрес> в ходе которой установлено, что в северо-восточном направлении на расстоянии 1 км. от села Свободное на ручье Большая речка находится гидротехническое сооружение без названия. Данная плотина находится на территории муниципального образования Новооренбургский сельсовет, однако на балансе администрации Новооренбургского сельсовета и СПК «...» не состоит, в муниципальной собственности не находится, фактически является бесхозным. В обоснование уточненного иска прокурор ссылается на положения ст. ст. 14, 15 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Водного кодекса РФ, ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Прокурор также указал, что согласно ст. 225 ГК РФ, предусматривающей, что бесхозные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Фактическая бесхозяйственность данного гидротехнического сооружения свидетельствует о неисполнении органами местного самоуправления - администрацией МО <адрес>, администрацией сельского поселения Новооренбургский сельсовет перечисленных требований законодательства, то есть их бездействии.
Просит признать незаконным бездействие администрации МО Новооренбургский сельсовет по постановке на учет бесхозяйственного имущества - гидротехнического сооружения - плотины без названия расположенного на его территории в <адрес>. Просит также возложить на администрацию муниципального образования Новооренбургский сельсовет обязанность обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Россреестр) по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозного недвижимого имущества гидротехнического сооружения без названия расположенного в <адрес>.
В судебном заседании заместитель прокурора Кваркенского района Ажигулова М.И. заявленные и уточненные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО Новооренбургский сельсовет Башаев М.Г. суду пояснил, что действительно на территории МО Новооренбургский сельсовет расположено ГТС – плотина в <адрес>, на учет объект не поставлен. С требованиями прокурора района согласен в полном объеме.
Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика Чудаков В.И., будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Суд на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие соответчика Чудакова В.И..
Представитель третьего лица администрации МО Кваркенский район в судебное заседание не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие. Суд в силу смысла ч. 5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным удовлетворить ходатайство представителя третьего лица и рассмотреть дело в его отсутствие. В направленном в суд заявлении представитель третьего лица указала, что возражений на иск прокурора третье лицо не имеет.
Специалист – сотрудник отдела ГО и ЧС .. в судебном заседании, состоявшемся по делу ранее, дал следующую консультацию. Плотина, расположенная в <адрес>, находится в аварийном состоянии. Возложить обязанность надлежащим образом содержать плотину на какое-либо лицо в отсутствие собственника невозможно.
Специалист – сотрудник Росреестра ... в судебном заседании, состоявшемся по делу ранее, дал следующую консультацию. Плотина, расположенная в <адрес> находится на землях, принадлежащих неопределенному кругу собственников земельных участков, расположена в кадастровом квартале №.
Специалист – исполняющий обязанности председателя СПК «...» ... в судебном заседании, состоявшемся по делу ранее, дал следующую консультацию. Плотина, расположенная <адрес>, расположена на землях собственников, которые сдали свои земли Чудакову В.И..
Заслушав прокурора, представителя администрации МО Новооренбургский сельсовет, консультации специалистов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании справки, представленной администрацией МО Новооренбургский сельский совет Кваркенского района ... установлено, что на территории МО Новооренбургский сельсовет Кваркенского района в <адрес> расположена плотина. Этим же документом установлено, что указанное ГТС в муниципальной собственности не состоит.
Сведениями, полученными из отделений Росреестра и Российский Регистр гидротехнических сооружений ... установлено, что право собственности на плотину, расположенную в <адрес>, ни за кем не зарегистрировано.
Таким образом, в судебном заседании выяснилось, что собственник плотины, расположенной в <адрес>, не установлен.
Фактическая бесхозяйственность данного ГТС свидетельствует о неисполнении органами местного самоуправления - администрацией МО Новооренбургский сельсовет перечисленных требований законодательства, то есть имеет место бездействия ответчика.
Согласно п.8 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003года N131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Ст. 3 ФЗ № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено понятие гидротехнических сооружений. Согласно указанной норме плотины также относятся к гидротехническим сооружениям.
Нормой установлено также понятие собственника ГТС и безопасности ГТС. Собственником ГТС может быть, в частности муниципальные образование. Безопасность ГТС - свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Согласно ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 года № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления.
Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
П. 3 ст.225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
При указанных обстоятельствах, исходя из смысла изложенных норм, суд полагает, что ГТС, образовавший искусственный водоем, расположенный на расстоянии <адрес>, подлежит постановке в Росреестре именно МО Новооренбургский сельсовет.
Таким образом, взаимоувязанные требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку бездействие администрации МО Новооренбургский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области в части непринятия мер к приобретению права собственности на бесхозяйственное ГТС может привести к возникновению ситуации, опасной для жизни людей, здоровья людей, хозяйственной деятельности.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора Кваркенского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новооренбургский сельсовет по постановке на учет бесхозяйственного имущества - гидротехнического сооружения - плотины без названия расположенного на его территории в <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования Новооренбургский сельсовет обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Россреестр) по Оренбургской области с заявлением о принятии на учет как бесхозного недвижимого имущества гидротехнического сооружения без названия расположенного в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Тарасенко А.Г.
Мотивированное решение суда составлено 18 марта 2011 года.
Судья Тарасенко А.Г. решение вступило в законную силу 29.03.2011 года.