Дело № 2-73/11Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2011 г. с. Кваркено
Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Красильникова Ю.А., при секретаре Кувшиновой И.П., с участием представителя ответчика муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» директора школы Шаныгиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кваркенского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 20» о понуждении муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. произвести необходимые действия по предоставлению допуска инвалидам в здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20»,
у с т а н о в и л :
Прокурор Кваркенского района обратился в Кваркенский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит:
· обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» произвести необходимые действия по предоставлению допуска инвалидам в здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» по <адрес>;
· в срок до ДД.ММ.ГГГГ. построить на входе в здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» по <адрес> приспособления для инвалидов- пандус для подъезда на инвалидных колясках, поручни для доступного входа в помещение.
Указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что центральный вход в здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» по <адрес> не имеет приспособлений для маломобильных посетителей, нет ни пандусов для подъезда на инвалидных колясках, ни поручней для доступного входа инвалидов в здание школы.
Прокурор Кваркенского района просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддержал.
Представитель ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» Шаныгина Е.А. иск признала. Суду пояснила, что требования, заявленные прокурором, в настоящее время исполняются.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181- ФЗ от 24.11.95. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно- правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак- проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям).
Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый,
кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно
передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
На основании п. 6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» утвержденного Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22.12.99. № 74/ 51, разработанного в целях выполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95. № 181 -ФЗ и Градостроительного кодекса РФ, последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1449 местными органами архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, образования и т.д.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.
Согласно требованиям п. п. 1.1, 1.2, 1.4, 3.13, 3.14, 3.17 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 73 от 16.07.01., при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Требования настоящего документа распространяются только на функционально- планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство. Проектные решения объектов, доступные для маломобильных групп населения, должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда, удобство и комфорт среды жизнедеятельности. Объекты должны быть доступны для инвалидов и не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильной группы населения с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным устройствам стационарным устройствам по ГОСТ Р 5126. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах- колясках, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, или другие приспособления для перемещения инвалидов.
В соответствии со ст. ст. 36, 46 Федерального закона № 184- ФЗ от 27.12.02. «О техническом регулировании», ст.ст. 4, 8, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 6-8 Федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.04. «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению.
В обоснование заявленных требований прокурором представлен и судом исследован акт обследования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым в школе отсутствует вход, приспособленный для маломобильной группы населения.
На основании изложенного, по мнению суда, иск прокурора Кваркенского района является обоснованным, подлежит удовлетворению. Он направлен на защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, посещающих образовательное учреждение, постоянно меняется.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление прокурора Кваркенского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» произвести необходимые действия по предоставлению допуска инвалидам в здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» по <адрес>, для чего в срок до ДД.ММ.ГГГГ. построить на входе в здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» приспособления для инвалидов- пандус для подъезда на инвалидных колясках, поручни для доступного входа в помещение.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Кваркенского
районного суда Ю.А. Красильников
Решение суда в окончательной форме принято 01.04.2011 г. Решение вступило в законную силу 12.04.11 г.