решение о признании недействительным постановления администрации г.Кузнецка



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 августа 2010 года

Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Мисюра Е.В.,

при секретаре Терентьевой Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Кузнецка гражданское дело по иску Крадиновой П.А. к администрации г. Кузнецка Пензенской области о признании недействительным постановления от [Дата обезличена] [Номер обезличен],

УСТАНОВИЛ:

Крадинова П.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Кузнецка Пензенской области о признании недействительным постановления от [Дата обезличена] [Номер обезличен].

В обоснование исковых требований истец Крадинова П.А. указала, что постановлением администрации г. Кузнецка Пензенской области от [Дата обезличена]2010 [Номер обезличен] ей, вдове участника Великой Отечественной войны, было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 53 ЖК РФ.

Считает данное постановление незаконным, создающим препятствия к осуществлению ею прав и свобод, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Однако она никаких намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, не совершала. У нее в собственности до 29.01.2008 года имелся дом с земельным участком по адресу: ... района ..., ..., общая полезная площадь которого составляла 30,2 кв.м. Данный дом был частично благоустроен (имелось автономное отопление, подведен газ), при этом ни воды, ни туалета, ни ванной комнаты в доме не было.

Поскольку по состоянию здоровья и в силу возраста она не могла самостоятельно себя обслуживать, в 2006 году ее забрала в г. Кузнецк Пензенской области дочь М., которая постоянно осуществляла за ней уход. В связи с тем, что в данном доме она не проживала, [Дата обезличена] он был продан. В настоящее время она проживает со своей дочерью М. и зятем М. по адресу: ..., ....

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Она является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается пенсионным удостоверением [Номер обезличен].

Согласно Закону Пензенской области от 27.02.2010 № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в п. 1 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, в том числе являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.

На территории г. Кузнецка Пензенской области учетная норма жилья составляет 18 кв.м общей жилой площади.

У нее своего жилья не имеется, договор социального найма с органом местного самоуправления она не заключала. Проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности ее зятю М. Общая площадь квартиры составляет 47,8 кв.м. Количество проживающих в квартире - 3 человека: она (Крадиновой П.А.), ее дочь М., ее зять М. Данная квартира принадлежит М. на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от [Дата обезличена], запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Номер обезличен]. Таким образом, на троих членов семьи норма общей жилой площади должна составлять не менее 54 кв.м.

Кроме того, постановление является необоснованным, так как при его принятии применены нормы Закона не регулирующие правоотношения по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Просит признать недействительным постановление администрации г. Кузнецка Пензенской области от 17.06.2010 № 964 «О признании граждан малоимущими и принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включении в список участников подпрограммы «Социальная поддержка в улучшении жилищных условий работников бюджетной сферы города Кузнецка Пензенской области» на 2010-2015 годы, исключении из списка участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006-2010 годы по городу Кузнецку Пензенской области» и отменить его. Обязать принять ее, Крадинову П.А., на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Истец Крадинова П.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Крадиновой П.А. - Морозова Т.П., действующая в силу доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации г. Кузнецка Пензенской области Вольскова Е.А., действующая в силу доверенности, исковые требования не признала, считает постановление администрации г. Кузнецка Пензенской области от 17.06.2010 № 964 законным, просила в иске отказать.

Третье лицо на стороне истца - Морозова Т.П. исковые требования поддержала.

Третье лицо на стороне истца - М. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав представителей сторон, третье лицо, исследовав материалы гражданского дела, находит исковое заявление Крадиновой П.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной Войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить до 01.05.2010 обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.03.2005 членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (п. 4).

Статьей 23.2 указанного Закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона Пензенской области от 27.02.2010 № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом «О ветеранах», проживающих на территории Пензенской области: … члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Порядок формирования и ведения списков граждан, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий определяется Правительством Пензенской области. Постановка указанных граждан на учет, а также снятие с учета осуществляются в сроки и в порядке, определенные ЖК РФ (ст. 2).

Жилые помещения гражданам, указанным в п. 1 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, предоставляются на условиях социального найма уполномоченным Правительством Пензенской области исполнительным органом государственной власти Пензенской области в порядке, установленном ЖК РФ (ст. 3).

Обеспечение жильем граждан, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» за счет субвенций из федерального бюджета (ст. 5).

В судебном заседании установлено, что Крадинова П.А., [Дата обезличена] года рождения, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. Возможность обеспечения ее жильем ставится в зависимость от нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Из ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно п. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В настоящее время Крадинова П.А. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: ..., ..., ...107, общей площадью 47,8 кв.м, состоящим из двух жилых комнат. Собственником данного жилого помещения является зять истца М. (свидетельство о государственной регистрации права от [Дата обезличена] серии [Номер обезличен] [Номер обезличен]).

Ранее Крадиновой П.А. на праве собственности принадлежал жилой дом с земельным участком в ... района ..., .... Указанный жилой дом и земельный участок были проданы ею [Дата обезличена] (договор купли-продажи земельного участка и жилого дома, расположенного на нем, от [Дата обезличена]).

Суд не может принять во внимание доводы истца, изложенные и исковом заявлении, о том, что на долю Крадиновой П.А. приходится менее 18 кв.м общей площади жилого помещения по ... в ... области, поскольку Решением Собрания представителей г. Кузнецка от 11.08.2005 № 79-11/4 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе Кузнецке Пензенской области» определено, на территории г. Кузнецка Пензенской области установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 и менее кв.м общей площади жилого помещения на одного человека; норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 кв.м общей площади на одного человека.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и следует из пояснений представителя ответчика, администрация г. Кузнецка Пензенской области отказала истцу в постановке на учет со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ, мотивировав тем, что, продав дом, Крадинова П.А. умышленно ухудшила свои жилищные условия, с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При установленных судом обстоятельствах, в действиях Крадиновой П.А. не усматривается признаков умышленных действий по отчуждению жилого помещения, в целях признания ее нуждающейся в жилом помещении, доказательств этому в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.

Учитывая, что Крадинова П.А. продала дом в ... района ... не в связи с намерением ухудшить свои жилищные условия, а ввиду необходимости ухода за ней, отказ ответчика истцу в постановке истца на учет по основаниям, указанным в ст. 53 ЖК РФ, не основан на законе.

Поскольку Крадинова П.А. собственного жилья не имеет, доказательств, что она является членом семьи своего зятя М. суду также не представлено, следовательно, Крадинова П.А. имеет право на соответствующую социальную поддержку и должна быть поставлена на учет.

Таким образом, постановление администрации г. Кузнецка Пензенской области от 17.06.2010 № 964 об отказе в принятии Крадиновой П.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по указанным в нем основаниям, нельзя признать законным.

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования Крадиновой П.А. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Крадиновой П.А. удовлетворить.

Постановление главы администрации г. Кузнецка Пензенской области от 17.06.2010 № 964 об отказе в принятии Крадиновой Пелагеи Андреевны на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отменить.

Обязать администрацию г. Кузнецка Пензенской области поставить Крадиновой П.А. на учет в качестве нуждающей в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Кузнецкий городской суд Пензенской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 18.08.2010.

Судья: подпись.