решение по делу № 2-1064/10 г. о понуждении обеспечения пожарной безопасности и выделении финансовых средств для проведения мер противопожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 августа 2010 года

Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Мисюра Е.В.,

при секретаре Терентьевой Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке гражданское дело по иску прокурора г. Кузнецка в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - несовершеннолетних воспитанников МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка к МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка, администрации г. Кузнецка Пензенской области о понуждении обеспечения пожарной безопасности в МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка и выделении финансовых средств для проведения мер противопожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Кузнецка обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - несовершеннолетних воспитанников МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка к МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка, администрации г. Кузнецка Пензенской области о понуждении обеспечения пожарной безопасности в МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка и выделении финансовых средств для проведения мер противопожарной безопасности.

В обоснование исковых требований прокурор г. Кузнецка Емохонов А.В. указал, что прокуратурой г. Кузнецка проведена проверка соблюдения МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка норм и правил пожарной безопасности, законодательства об образовании. В ходе проверки выявлен ряд нарушений указанного законодательства.

Так, в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В ходе проведения проверки МДОУ детский сад № 2 «Крепыш», расположенного по адресу: Пензенской область, г. Кузнецк, ул. Приборостроителей, д. 1 «а», выявлены нарушения правил пожарной безопасности ППБ 01-03 в РФ, утвержденных приказом № 313 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003, а так же требований СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7.

В соответствии с п. 3 ППБ 01-03 в РФ наряду с настоящими Правилами, следует так же руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установлено порядке.

Так, в соответствии с п. 6.12* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек.

В нарушение данных требований, на момент проверки в МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка помещения спален в группах № 1, № 9, № 12 класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с требованием более 10 человек не обеспечены не менее чем двумя рассредоточенными эвакуационными выходами.

Согласно ст. 37 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Пункт 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.

Согласно п. 1 и п. 10 ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона РФ к вопросам местного значения городского округа относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона РФ «Об образовании» учредителем образовательного учреждения могут быть органы местного самоуправления.

МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка создано на основании постановления главы г. Кузнецка от 06.01.2004 № 2. Учредителем детского сада является управление образования г. Кузнецка.

Согласно ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся, в том числе: организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны.

Данное законодательное установление получило свое закрепление в п. 1 и п. 11 ч. 1 ст. 3 Устава г. Кузнецка Пензенской области, принятого Решением Собрания представителей г. Кузнецка от 26.11.2009 № 114-13/5.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Устава в структуру органов местного самоуправления города Кузнецка входят: 1) Собрание представителей города Кузнецка - представительный орган; 2) Глава города Кузнецка - глава муниципального образования; 3) администрация города Кузнецка - местная администрация, исполнительно-распорядительный орган города Кузнецка; 4) контрольно-счетная палата города Кузнецка; 5) иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с настоящим Уставом.

Согласно ст. 10 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Кузнецке Пензенской области, утвержденного Решением Собрания представителей г. Кузнецка от 25.10.2007 № 114-60/4 участниками бюджетного процесса в г. Кузнецке являются: 1) Собрание представителей города Кузнецка; 2) Администрация города Кузнецка; 3) Управление финансов города Кузнецка; 4) Контрольно-счетная палата города Кузнецка; 5) главные распорядители (распорядители) средств бюджета города; 6) получатели бюджетных средств; 7) администраторы поступлений в бюджет города Кузнецка; 8) администраторы источников финансирования дефицита бюджета города.

МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» является муниципальным учреждением. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета г. Кузнецка.

Таким образом, обязанность по надлежащему оборудованию и содержанию здания МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка возложена на муниципальное образование г. Кузнецк и его исполнительно-распорядительный орган - администрацию г. Кузнецка Пензенской области.

Однако в нарушении данных правовых норм муниципальное образование г. Кузнецк, администрация г. Кузнецка Пензенской области не осуществляет меры пожарной безопасности в полном объеме, не выделяет необходимые денежные средства для обеспечения реализации указанных мер.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Поскольку администрацией г. Кузнецка Пензенской области, МДОУ детский сад №2 «Крепыш» г. Кузнецка не выполняются требования пожарной безопасности в полном объеме, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью воспитанников указанного учреждения и руководствуясь ч. 1 ст. 31, п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ст. ст. 19, 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности», ст. 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», НПБ 110-03, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», ч. 4 ст. 27 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ просил обязать заведующую МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка оборудовать в здании детского сада помещения спален в группах № 1, № 4, № 9, № 12 класса функциональной пожарной безопасности Ф1.1 с пребыванием более 10 человек не менее чем двумя рассредоточенными эвакуационными выходам; обязать администрацию г. Кузнецка Пензенской области выделить финансовые средства, необходимые для оборудования в МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка помещений спален в группах № 1, № 4, № 9, № 12 класса функциональной пожарной безопасности Ф1.1 с пребыванием более 10 человек не менее чем двумя рассредоточенными эвакуационными выходами.

В судебном заседании помощник прокурора г. Кузнецка Михонин В.В. исковые требований поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении иска.

Представитель ответчика - МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка Сазонова В.А. иск признала, согласившись с предъявленными требованиями в части необходимости оборудования в здании детского сада помещений спален в группах № 1, № 4, № 9, № 12 класса функциональной пожарной безопасности Ф1.1 с пребыванием более 10 человек не менее чем двумя рассредоточенными эвакуационными выходами. Для устранения данных недостатков необходимо финансирование. При выделении материальных средств, указанные нарушения будут устранены.

Представитель ответчика - администрации г. Кузнецка Пензенской области Маслов А.В., действующий по доверенности, иск не признал, поскольку прокурор не предоставил доказательств того, что имеется техническая возможность для оборудования эвакуационных выходов в помещениях спален детского сада. Здание детского садика было построено по проекту и введено в эксплуатацию. При вводе данного объекта в эксплуатацию у ОГПН не возникало никаких вопросов о несоответствии здания детского сада пожарным нормам и правилам. Кроме того, в иске прокурора указывается об обязанности администрации г. Кузнецка Пензенской области выделения денежных средств на устранение нарушений, но не приведены расчеты требуемых сумм.

Представитель третьего лица - управления образования г. Кузнецка Королева В.А. с исковыми требованиями прокурора г. Кузнецка согласна.

Допрошенный судом в качестве специалиста инспектор ОГПН Кузнецкого района Сайков М.А. пояснил, что в марте 2010 года им совместно с помощником прокурора г. Кузнецка Михониным В.В. производилась проверка дошкольных и образовательных учреждений, расположенных в г. Кузнецке. По факту данной проверки были выявлены нарушения правил пожарной безопасности ППБ 01-03 в РФ, утвержденных приказом № 313 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003, а так же требований Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка. В нарушение данных требований на момент проверки в МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка помещения спален в группах №№ 1, 4, 9, 12 класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с пребыванием более 10 человек не обеспечены не менее чем двумя рассредоточенными эвакуационными выходами. В соответствии с п.6.30* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» лестницы третьего типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать у глухих (без световых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже REI 30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов. В июне 2010 года была проведена контрольная проверка, которая выявила что нарушения законодательства о пожарной безопасности, выявленные в марте 2010 года, заведующей МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка устранены не в полном объеме. Так до настоящего времени в здании детского сада помещения спален в группах №№ 1, 4, 9, 12 класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с пребыванием более 10 человек не оборудованы не менее чем двумя рассредоточенными эвакуационными выходами, что является нарушением п. 6.12 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Суд, выслушав стороны, третье лицо, специалиста, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно ст. 37 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Пункт 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.

Согласно п. 1 и п. 10 ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона РФ к вопросам местного значения городского округа относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона РФ «Об образовании» учредителем образовательного учреждения могут быть органы местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся, в том числе: организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны.

Данное законодательное установление получило свое закрепление в п. 1 и п. 11 ч. 1 ст. 3 Устава г. Кузнецка Пензенской области, принятого Решением Собрания представителей г. Кузнецка от 26.11.2009 № 114-13/5.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Устава в структуру органов местного самоуправления города Кузнецка входят: 1) Собрание представителей города Кузнецка - представительный орган; 2) Глава города Кузнецка - глава муниципального образования; 3) администрация города Кузнецка - местная администрация, исполнительно-распорядительный орган города Кузнецка; 4) контрольно-счетная палата города Кузнецка; 5) иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с настоящим Уставом.

Согласно ст. 10 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Кузнецке Пензенской области, утвержденного Решением Собрания представителей г. Кузнецка от 25.10.2007 № 114-60/4 участниками бюджетного процесса в г. Кузнецке являются: 1) Собрание представителей города Кузнецка; 2) Администрация города Кузнецка; 3) Управление финансов города Кузнецка; 4) Контрольно-счетная палата города Кузнецка; 5) главные распорядители (распорядители) средств бюджета города; 6) получатели бюджетных средств; 7) администраторы поступлений в бюджет города Кузнецка; 8) администраторы источников финансирования дефицита бюджета города.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Кузнецка проведена проверка соблюдения МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка норм и правил безопасности, законодательства об образовании. В ходе проведения проверки МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка, расположенного по адресу: Пензенской область, г. Кузнецк, ул. Приборостроителей, д. 1 «а», выявлены нарушения правил пожарной безопасности ППБ 01-03 в РФ, утвержденных приказом № 313 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003, а так же требований СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7.

В соответствии с п. 3 ППБ 01-03 в РФ наряду с настоящими Правилами, следует так же руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установлено порядке.

Так, в соответствии с п. 6.12* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек.

В нарушение данных требований, на момент проверки в МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» помещения спален в группах № 1, № 9, № 12 класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с требованием более 10 человек не обеспечены не менее чем двумя рассредоточенными эвакуационными выходами.

МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка создано на основании постановления главы г. Кузнецка от 06.01.2004 № 2. Учредителем детского сада является управление образования города Кузнецка.

МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка является муниципальным учреждением. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета г. Кузнецка.

Таким образом, обязанность по надлежащему оборудованию и содержанию здания МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка возложена на муниципальное образование г. Кузнецк и его исполнительно-распорядительный орган - администрацию г. Кузнецка Пензенской области.

Однако в нарушении данных правовых норм муниципальное образование г. Кузнецк, администрация г. Кузнецка Пензенской области не осуществляет меры пожарной безопасности в полном объеме, не выделяет необходимые денежные средства для обеспечения реализации указанных мер.

Доводы представителя ответчика администрации г. Кузнецка Пензенской области Маслова А.В. о не предоставлении истцом доказательств технической возможности для оборудования помещений спален в группах № 1, № 4, № 9, № 12 класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с пребыванием более 10 человек здания МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка не менее 2 рассредоточенными эвакуационными выходами, а также расчетов по требованию о выделении администрацией г. Кузнецка Пензенской области денежных средств, необходимых на устранение нарушений суд находит не состоятельными.

В судебном заседании представитель ответчика МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка Сазонова В.А. признала исковые требования в полном объеме, последствия признания исковых требований ей понятны.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, а суд принять признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При установленных обстоятельствах, суд принимает признание иска ответчиком, так как это не нарушает права и интересы других лиц и не противоречит закону.

Учитывая, что не устранение нарушений правил пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью воспитанников МДОУ детский сад «Крепыш» г. Кузнецка, суд считает исковые требования прокурора г. Кузнецка в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних воспитанников МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка к МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка, администрации г. Кузнецка Пензенской области о понуждении обеспечения пожарной безопасности в МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка и выделении финансовых средств для проведения мер противопожарной безопасности законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Кузнецка в защиту неопределенного круга лиц - несовершеннолетних воспитанников МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка удовлетворить.

Обязать заведующую МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка оборудовать помещения спален в группах № 1, № 4, № 9, № 12 класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с пребыванием более 10 человек здания МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка, расположенного в г. Кузнецке Пензенской области, ул. Приборостроителей, 1а, не менее 2 рассредоточенными эвакуационными выходами.

Обязать администрацию г. Кузнецка Пензенской области выделить финансовые средства, необходимые для оборудования помещения спален в группах № 1, № 4, № 9, № 12 класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с пребыванием более 10 человек здания МДОУ детский сад № 2 «Крепыш» г. Кузнецка, расположенного в г. Кузнецке Пензенской области, ул. Приборостроителей, 1а, не менее 2 рассредоточенными эвакуационными выходами.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Кузнецкий городской суд Пензенской области в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 11.08.2010.

Судья: подпись.