решение об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе



Дело № 2-1635/10 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2010 года

Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Пшечук Н.А.,

при секретаре Плясуновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке, Пензенской области ул. Рабочая, 199, в помещении суда

гражданское дело по заявлению прокурора города Кузнецка в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Кузнецка об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Кузнецка обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Кузнецка об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе.

В обоснование требований в заявлении указано, что прокуратурой города в ноябре текущего года проведена очередная проверка исполнения законодательства о муниципальной службе в администрации города Кузнецка, в ходе которой выявлены существенные нарушения закона.

Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в РФ установлены Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».

Согласно ст. 2 Федерального закона муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона должности муниципальной службы подразделяются наследующие группы: высшие должности муниципальной службы; главные должности муниципальной службы; ведущие должности муниципальной службы; старшие должности муниципальной службы; младшие должности муниципальной службы.

Из ч. 2 ст. 8 Федерального закона следует, что соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта РФ устанавливается законом субъекта РФ.

Проверкой установлено, что приказом главы администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела молодежной политики и развития спорта администрации города Кузнецка с 29 июля 2009 года назначена Боханова В.Е.

В соответствии с реестром должностей муниципальной службы Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от 10.10.2007 № 1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области», начальник отдела местной администрации относится к высшим должностям муниципальной службы.

Согласно типовым квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы в Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от 10.10.2007 № 1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области», к квалификационным требованиям и стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для высших должностей муниципальной службы в Пензенской области относятся - стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет либо стаж (опыт) работы по специальности не менее пяти лет, опыт и знание работы по которой необходимы для выполнения обязанностей по указанной должности.

Проверкой установлено, что Боханова В.Е. в органах муниципальной службы (государственной службы) не работала, стажа (опыта) работы, необходимых для выполнения обязанностей в должности начальника отдела молодежной политики и развития спорта администрации города, не имела. Она работала корреспондентом, заведующей парикмахерской, после чего была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

При данных обстоятельствах имеет место существенное нарушение квалификационных требований, установленных для муниципальных служащих органов местного самоуправления.

По этому факту 03 сентября 2009 года прокурором г. Кузнецка главе администрации г. Кузнецка внесено представление, в котором поставлен вопрос об устранении нарушений действующего законодательства. Но выявленные в ходе проверки недостатки действующего законодательства о муниципальной службе не устранены.

Предъявление особых требований к соблюдению данного законодательства имеет своей целью защиту прав и законных интересов граждан, в том числе и на реализацию местного самоуправления, что является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Должностные лица органов местного самоуправления обязаны исполнять действующее законодательство о муниципальной службе.

В результате бездействия администрации города Кузнецка Пензенской области Боханова В.Е., вопреки интересам муниципальной службы, продолжает занимать должность начальника отдела молодежной политики и развития спорта администрации города Кузнецка, чем существенно нарушает законодательство о муниципальной службе.

Просил признать незаконным бездействие администрации города Кузнецка Пензенской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений законодательства о муниципальной службе главой администрации г.Кузнецка Пензенской области в отношении должности начальника отдела молодежной политики и развития спорта администрации города Кузнецка Бохановой В.Е. и обязать администрацию г. Кузнецка устранить нарушения законодательства о муниципальной службе в отношении должности начальника отдела молодежной политики и развития спорта администрации города Кузнецка Пензенской области, в соответствии с Законом Пензенской области от 10.10.2007 № 1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области».

В судебном заседании прокурор Денисенков А.С. заявление и доводы, изложенные в нем поддержал в полном объеме, просил признать незаконным бездействие администрации города Кузнецка Пензенской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений законодательства о муниципальной в отношении начальника отдела молодежной политики и развития спорта администрации города Кузнецка, Пензенской области занимаемой в настоящее время Бохановой В.Е. и обязать администрацию г. Кузнецка устранить нарушения законодательства о муниципальной службе в отношении должности начальника отдела молодежной политики и развития спорта администрации города Кузнецка Пензенской области, в соответствии с Законом Пензенской области от 10.10.2007 №1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области».

Представитель администрации города Кузнецка Маслов А.В., действующий на основании доверенности, с заявлением прокурора города Кузнецка не согласился и суду пояснил, что порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения регулируется положениями главы 4 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в статьях 13, 14 содержит исчерпывающий перечень ограничений и запретов, препятствующих нахождению на муниципальной службе. Специальные основания для прекращения трудовых отношений с муниципальным служащим установлены статьей 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которой трудовой договор может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае: достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе; несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона; применения административного наказания в виде дисквалификации.

Исходя из содержания указанных выше правовых норм, обстоятельства, указанные в представлении прокурора, не могут рассматриваться как препятствующие нахождению Бохановой В.Е. на муниципальной службе.

В силу пункта 11 части первой статьи 77 и статьи 84 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.

Начальник отдела молодежной политики и развития спорта администрации города Кузнецка Пензенской области Боханова В.Е. в органах муниципальной службы (государственной службы) не работала, стажа (опыта) работы, необходимых для выполнения обязанностей в должности начальника отдела молодежной политики и развития спорта администрации города, Боханова В.Е. не имела. Она работала корреспондентом, заведующей парикмахерской, после чего была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Работая на указанных должностях, Боханова В.Е. приобрела объем знаний и опыта, необходимый ей для осуществления своих трудовых обязанностей в качестве начальника отдела молодежной политики и развития спорта администрации.

Полномочия прокурора установлены Федеральным законом от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации". В силу положений статей двадцать первой и двадцать второй данного Федерального закона прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и при осуществлении возложенных на него функций вносит представления об устранении нарушений закона.

Таким образом, в случае установления факта нарушения закона
руководителем организации (выявлены работники, не соответствующие
квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к занимаемым ими должностям) прокурор вправе внести представление об устранении допущенных нарушений.

Полномочию прокурора вносить названное представление корреспондирует обязанность должностного лица рассмотреть его. Порядок же исполнения представлений прокурора определяется работодателем самостоятельно, поскольку иное (требования, содержащиеся в представлении прокурора, об увольнении определенных работников) означает вмешательство в право работодателя принимать необходимые кадровые решения по своему усмотрению.

Указанная выше позиция изложена в Постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2008 года.

В настоящее время законодательная инициатива склоняется к уменьшению общего трудового стажа и стажа муниципальной службы как квалификационного требования для занятия определенных должностей, что является необходимым для привлечения молодых кадров на муниципальную и государственную службу.

Кроме того, Боханова В. зачислена в 2010 году в состав студентов 1 курса заочной формы обучения по специальности «менеджмент» на программу «Государственное и муниципальное управление» Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина, имеет на иждивении троих детей.

Просил в удовлетворении заявления прокурора города Кузнецка отказать.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, находит заявление прокурора города Кузнецка обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (с изменениями) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Ст. 4 данного Федерального закона указывает на основные принципы муниципальной службы.

Согласно ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности муниципальной службы; 2) главные должности муниципальной службы; 3) ведущие должности муниципальной службы; 4) старшие должности муниципальной службы; 5) младшие должности муниципальной службы.

Из ч. 2 данной статьи Федерального закона следует, что соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта РФ устанавливается законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 9 указанного ФЗ-25 для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Как установлено в судебном заседании Боханова В.Е. на момент назначения на должность начальника отдела молодежной политики и развития спорта администрации города Кузнецка, то есть на 29 июля 2009 года на ведущих должностях муниципальной службы (государственной службы) не работала, стажа (опыта) работы, необходимых для выполнения обязанностей в должности начальника отдела молодежной политики и развития спорта администрации города, Боханова В.Е. не имела. Она работала корреспондентом, заведующей парикмахерской, после чего была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Приказом главы администрации города Кузнецка № от ДД.ММ.ГГГГ, Боханова В.Е. принята на должность начальника отдела молодежной политики и развития спорта администрации города Кузнецка назначена Боханова В.Е.

Как следует из записей в трудовой книжке, Боханова В.Е.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала корреспондентом Телестудии НИКА ТВ-Армавир; ДД.ММ.ГГГГ принята корреспондентом Кузнецкого городского телевизионного канала «Кузнецк-10 канал»; ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией АОЗТ «Кузнецк -10 канал» переведена в МУП ГТРК «Кузнецк» на должность корреспондента, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ принята на должность диктора программ в ООО Телекомпания «Кузнецк ТВ», где проработала до ДД.ММ.ГГГГ и была уволена по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ принята на должность заведующей парикмахерской в ООО «Пищевик»; где проработала по ДД.ММ.ГГГГ и была уволена по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Боханова В.Е. назначена на должность начальника отдела молодежной политики и развития и спорта, где и работает по настоящее время.

Согласно копии диплома ЭВ № от ДД.ММ.ГГГГ И. в ДД.ММ.ГГГГ окончила Армавирский государственный педагогический университет, ей присвоена квалификация по специальности «русский язык и литература».

В соответствии с реестром должностей муниципальной службы Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от 10.10.2007 № 1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области» (Приложение 1 к Закону), начальник отдела молодежной политики и развития спорта местной администрации относится к главным должностям муниципальной службы.

Согласно типовым квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы в Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от 10.10.2007 №1390-ЗПО « О муниципальной службе в Пензенской области» (Приложение 2 к Закону), к квалификационным требованиям и стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для высших должностей муниципальной службы в Пензенской области относятся - стаж муниципальной службы (государственной службы) на ведущих должностях муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет либо стаж (опыт) работы по специальности не менее пяти лет на отдельных должностях руководителей в организациях, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения обязанностей по указанной должности (подп. 1 п. 2.2).

Ввиду допущенных администрацией города Кузнецка нарушений законодательства о муниципальной службе Главе администрации города Кузнецка Гусынскому О.С. после проведенной проверки прокуратурой города Кузнецка было внесено представление 03 сентября 2009 года, данных о рассмотрении администрацией города Кузнецка указанного представления и дачи ответа в деле нет.

Исходя из отсутствия реальных мер по устранению названного законодательства со стороны администрации города Кузнецка прокурором города Кузнецка подано соответствующее заявление в суд, что не противоречит, по оценке суда, его полномочиям, предоставленным федеральным законом, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - как работников администрации города Кузнецка на настоящий момент, так и потенциальных (будущих) её работников. В связи с чем, доводы представителя администрации города Кузнецка о том, что отсутствуют правовые основания для прекращения трудового договора с лицом, занимающим должность начальника отдела администрации города Кузнецка, а также нарушение главой администрации требований закона при приеме на муниципальную службу Бохановой В.Е., не препятствующих её нахождению на муниципальной службе, суд не может признать обоснованными и правильными.

Таким образом, исходя из названных и предусмотренных законом требований к квалификации и стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для главных должностей муниципальной службы в Пензенской области, на момент назначения Бохановой В.Е. начальником отдела молодежной политики и развития спорта администрации города Кузнецка - на 28 июля 2009 года, как и на момент вынесения названного решения, необходимого стажа муниципальной службы (государственной службы) у Бохановой В.Е. не имелось.

Данные обстоятельства представителем администрации города Кузнецка не оспаривались и оспорены в судебном заседании не были. Доказательств обратному в соответствии с требованиями гражданско-процессуального закона суду предоставлено не было.

Также, суд находит необоснованными и несоответствующими названным положениям закона доводы представителя администрации города Кузнецка о том, что Боханова В.Е., работая на указанных должностях, уже приобрела объем знаний и опыт, необходимые ей для осуществления своих трудовых обязанностей в качестве начальника отдела молодежной политики и развития спорта администрации.

При этом, суд не видит со стороны прокурора города Кузнецка нарушения закона и какого-либо вмешательства в кадровую работу администрации города Кузнецка путем подачи названного заявления, поскольку нахождение конкретных путей решения и выхода из сложившегося положения, ведущих соответственно к принятию действенных и реальных мер к устранению нарушений законодательства о муниципальной службе лежат на администрации города Кузнецка.

Незаконность бездействия администрации города Кузнецка в связи с непринятием реальных мер к устранению нарушений законодательства о муниципальной службе в отношении должности начальника отдела молодежной политики и развития спорта администрации города Кузнецка Пензенской области, суд находит достоверно доказанной.

Предъявление особых требований к соблюдению законодательства о муниципальной службе имеет своей целью защиту прав и законных интересов граждан, в том числе и на реализацию местного самоуправления, что является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Должностные лица органов местного самоуправления обязаны исполнять действующее законодательство о муниципальной службе.

В силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Согласно п. 19 этой же части статьи Налогового Кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ, вступившими в силу с 30 января 2010 года) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Поэтому, администрация города, как орган местного самоуправления, в силу действующего налогового законодательства подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины по данному делу.

Исходя из изложенного, суд находит заявление прокурора города Кузнецка законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора города Кузнецка Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Кузнецка Пензенской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений законодательства о муниципальной службе Пензенской области в отношении должности начальника отдела молодежной политики и развития спорта администрации города Кузнецка и обязать администрацию города Кузнецка Пензенской области устранить нарушения законодательства о муниципальной службе в отношении должности начальника отдела молодежной политики и развития спорта администрации города в соответствии с Законом Пензенской области от 10.10.2007 №1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через Кузнецкий городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 16.12.2010 года.

Судья

Кузнецкого городского суда: Н.А. Пшечук