решение об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе



Дело № 2-1672/10 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2010 года

Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Пшечук Н.А.,

при секретаре Плясуновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке, Пензенской области ул. Рабочая, 199, в помещении суда

гражданское дело по заявлению прокурора города Кузнецка в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Кузнецка об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Кузнецка в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации г.Кузнецка об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе.

В судебном заседании прокурор Денисенков А.С. поддержал заявление и суду пояснил, что постановлением главы администрации города № 263 от 15 февраля 2010 года начальником управления культуры города Кузнецка была назначена Ханова К.В.

Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что до назначения на указанную должность Ханова К.В. работала: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ менеджером по продаже недвижимости ООО «Мегаполис-Недвижимость»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ менеджером по работе с застройщиками ООО «Мегаполис-Недвижимость»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспектором отдела кадров ООО «Стройэлита».

Таким образом, на момент назначения на должность начальника управления культуры города, в органах муниципальной службы (государственной службы) Ханова К.В. не работала, опыта работы в рассматриваемой сфере, необходимого для выполнения обязанностей начальника управления культуры города, не имела. Более того, ее общий трудовой стаж составлял менее 3 лет.

При данных обстоятельствах имело место существенное нарушение квалификационных требований, установленных для муниципальных служащих органов местного самоуправления.

По результатам принятого прокуратурой города комплекса мер прокурорского реагирования, 10 июня 2010 года главой администрации г.Кузнецка договор с начальником управления культуры города Кузнецка Хановой К.В. расторгнут, в связи с переводом с ее согласия ведущим специалистом управления культуры города Кузнецка. Определением Кузнецкого городского суда от 17 июня 2010 г. прекращено производство по гражданскому делу по иску прокурора города в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации города Кузнецка, выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений законодательства о муниципальной службе, в связи с отказом от заявленных требований. В связи с переводом Хановой К.В. должность начальника управления культуры города Кузнецка стала вакантной.

Постановлением главы администрации города Кузнецка № 897 от 11.06.2010 г. временно по совместительству в свободное от основной работы время на 0,25 ставки начальником управления культуры города была назначена заместитель главы администрации города Кузнецка по социальным вопросам Константинова В.В.

Постановлением главы администрации г.Кузнецка №1014 от 21.06.2010 обязанности начальника управления культуры города Кузнецка возложены на Ханову К.В. - ведущего специалиста управления культуры города Кузнецка с 21 июня 2010 г. с выплатой разницы в окладах без освобождения от основной работы.

В ноябре текущего года при проведении прокуратурой города проверки исполнения трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе в администрации города Кузнецка, были выявлены существенные нарушения закона.

Согласно ст. 60-2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

В соответствии со ст.151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей) или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Федерального закона).

Согласно ст.2 Федерального закона муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности муниципальной службы; 2) главные должности муниципальной службы; 3) ведущие должности муниципальной службы; 4) старшие должности муниципальной службы; 5) младшие должности муниципальной службы.

Из ч.2 ст. 8 Федерального закона следует, что соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с реестром должностей муниципальной службы Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от 10.10.2007 №1390- ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области», начальник управления местной администрации относится к высшим должностям муниципальной службы.

Согласно типовым квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы в Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от 10.10.2007 №1390- ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области», к квалификационным требованиям и стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для высших должностей муниципальной службы в Пензенской области относятся - стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет либо стаж (опыт) работы по специальности не менее пяти лет, опыт и знание работы по которой необходимы для выполнения обязанностей по указанной должности.

В соответствии с ч.2 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1965 № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1965 № 820/39 (ред.от 11.12.1986 с изменениями от 11.03.2003)назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается. Это возможно только по должности, назначение на которую производится вышестоящим органом управления. При этом руководитель предприятия, учреждения, организации обязан не позднее месячного срока со дня принятия трудящегося на работу представить в вышестоящий орган управления документы для его назначения на должность. Этот орган в месячный срок со дня получения документов должен рассмотреть вопрос и сообщить руководителю о результатах.

При данных обстоятельствах имеет место существенное нарушение как законодательства о муниципальной службе, так и трудового законодательства.

По этому факту прокурором г.Кузнецка главе администрации г.Кузнецка вносилось представление, в котором поставлен вопрос об устранении нарушений действующего законодательства. Но выявленные в ходе проверки недостатки действующего законодательства не устранены.

Ханова К.В., вопреки действующему законодательству, продолжает исполнять обязанности начальника управления культуры города Кузнецка.

Должностные лица органов местного самоуправления обязаны исполнять действующее законодательство. В соответствии с п. 24 ст. 28 Устава города Кузнецка администрация города обеспечивает на территории города соблюдение законов, нормативных актов государственных органов и органов местного самоуправления, охрану прав и свобод граждан.

В результате бездействия администрации города Кузнецка Пензенской области, Ханова К.В., вопреки действующему законодательству, продолжает исполнять обязанности начальника управления культуры города Кузнецка, чем существенно нарушается действующее законодательство.

Просил суд признать незаконным постановление главы администрации города Кузнецка № 1014 от 21.06.2010 г. о возложении обязанностей начальника управления культуры города Кузнецка на ведущего специалиста управления культуры города Ханову К.В. с 21 июня 2010г. с выплатой разницы в окладах без освобождения от основной работы.

Представитель администрации города Кузнецка Маслов А.В., действующий на основании доверенности, с заявлением прокурора города Кузнецка не согласился и суду пояснил, что порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения регулируется положениями главы 4 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в статьях 13, 14 содержит исчерпывающий перечень ограничений и запретов, препятствующих нахождению на муниципальной службе: специальные основания для прекращения трудовых отношений с муниципальным служащим установлены статьей 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которой трудовой договор может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае: достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе; несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона; применения административного наказания в виде дисквалификации.

Исходя из содержания указанных выше правовых норм, обстоятельства, указанные в представлении прокурора, не могут рассматриваться как препятствующие нахождению Хановой К.В. на муниципальной службе.

В силу пункта 11 части первой статьи 77 и статьи 84 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.

Постановлением главы администрации г.Кузнецка № 1014 от 21.06.2010 исполнение обязанностей начальника управления культуры города Кузнецка возложены на ведущего специалиста управления культуры города Кузнецка Ханову К.В.

Возложение исполнения обязанностей не является назначением работника на вакантную должность, на которую распространяются квалификационные требования, т.е. фактически она исполняет обязанности отсутствующего начальника управления культуры города до принятия на указанную должность постоянного работника.

Таким образом, Ханова К.В. является ведущим специалистом управления культуры города Кузнецка и исполняет возложенные на нее обязанности отсутствующего начальника управления культуры.

Просил в удовлетворении заявления прокурора города Кузнецка отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора города Кузнецка обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (с изменениями) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Ст. 4 данного Федерального закона указывает на основные принципы муниципальной службы.

Согласно ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности муниципальной службы; 2) главные должности муниципальной службы; 3) ведущие должности муниципальной службы; 4) старшие должности муниципальной службы; 5) младшие должности муниципальной службы.

Из ч. 2 данной статьи Федерального закона следует, что соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта РФ устанавливается законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 9 указанного ФЗ-25 для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Как установлено в судебном заседании, постановлением главы администрации города Кузнецка № 1014 от 21.06.2010 года возложены обязанности начальника управления культуры г.Кузнецка на Ханову К.В. - ведущего специалиста управления культуры г. Кузнецка с 21 июня 2010 года с выплатой разницы в окладах без освобождения от основной работы.

Как следует из записей в трудовой книжке, Ханова К.В.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала менеджером по продаже недвижимости ООО «Мегаполис-Недвижимость»; ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в ООО «Мегаполис -Недвижимость» по п.5. ч.1 ст.77 ТК РФ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала менеджером по работе с застройщиками ООО «Мегаполис-Недвижимость»; ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор прекращен по соглашению сторон, по п.1 ч.1 ст. 77 ТК РФ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала инспектором отдела кадров ООО «Стройэлита»; ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, по п.3 ч.1. ст. 77 ТК РФ; ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность начальника управления культуры г.Кузнецка.

Согласно копии диплома ВСГ № от ДД.ММ.ГГГГ Ханова К.В. в 2008 году окончила Государственное образовательное учреждение, ей присвоена квалификация информатик -экономист по специальности «прикладная информатика ( экономика)».

В материалах дела имеются должностная инструкция начальника управления культуры г.Кузнецка; выписка из Устава города Кузнецка Пензенской области; приказ № 1 от 11.06.2010 года, согласно которому Ханова К.В. принята на работу в управление культуры г.Кузнецка на должность ведущего специалиста;

Согласно постановлению главы администрации города Кузнецка № 896 от 10.06.2010 года, расторгнут трудовой договор, заключенный с Хановой К.В., начальником управления культуры г.Кузнецка, в связи переводом с ее согласия ведущим специалистом управления культуры г.Кузнецка 10.06.2010 г.

Согласно постановлению главы администрации города Кузнецка № 897 от 10.06.2010 года, Константинова В.В. назначена заместителем главы администрации по социальным вопросам администрации г.Кузнецка, временно по совместительству в свободное время на 0,25 ставки начальником управления культуры г. Кузнецка с 11 июня 2010 года.

В соответствии с реестром должностей муниципальной службы Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от 10.10.2007 № 1390- ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области» (Приложение 1 к Закону), начальник управления местной администрации относится к высшим должностям муниципальной службы.

Согласно типовым квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы в Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от 10.10.2007 № 1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области», к квалификационным требованиям и стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для высших должностей муниципальной службы в Пензенской области относятся - стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет либо стаж (опыт) работы по специальности не менее пяти лет, опыт и знание работы по которой необходимы для выполнения обязанностей по указанной должности.

Ввиду допущенных администрацией города Кузнецка нарушений законодательства о муниципальной службе Главе администрации города Кузнецка после проведенной проверки прокуратурой города Кузнецка было внесено представление 07 сентября 2009 года. Выявленные нарушения не устранены, что усматривается из сообщения администрации от 05.10.2010 года.

Исходя из отсутствия реальных мер по устранению названного законодательства со стороны администрации города Кузнецка прокурором города Кузнецка подано соответствующее заявление в суд, что не противоречит, по оценке суда, его полномочиям, предоставленным федеральным законом, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - как работников администрации города Кузнецка на настоящий момент, так и потенциальных (будущих) её работников. В связи с чем, мотивы несогласия представителя администрации города Кузнецка с заявлением по таким основаниям, суд не может признать обоснованными и правильными.

Таким образом, исходя из названных и предусмотренных законом требований к квалификации и стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для высших должностей муниципальной службы в Пензенской области, на момент назначения на должность начальника управления культуры города, в органах муниципальной службы (государственной службы) Ханова К.В. не работала, опыта работы для выполнения обязанностей начальника управления культуры города не имела, кроме того, ее общий трудовой стаж составлял менее 3 лет.

По результатам принятого прокуратурой города комплекса мер прокурорского реагирования, 10 июня 2010 года главой администрации г.Кузнецка договор с начальником управления культуры города Кузнецка Хановой К.В. расторгнут в связи с переводом с ее согласия ведущим специалистом управления культуры города Кузнецка.

Постановлением главы администрации города Кузнецка № 897 от 11.06.2010 г. на 0,25 ставки начальником управления культуры города назначена заместитель главы администрации города Кузнецка по социальным вопросам Константинова В.В.

Постановлением главы администрации г.Кузнецка № 1014 от 21.06.2010 г. обязанности начальника управления культуры города Кузнецка возложены Ханову К.В. - ведущего специалиста управления культуры города Кузнецка с 21 июня 2010 г. с выплатой разницы в окладах без освобождения от основной работы.

Данные обстоятельства представителем администрации города Кузнецка не оспаривались и оспорены в судебном заседании не были. Доказательств обратному в соответствии с требованиями гражданско-процессуального закона суду предоставлено не было.

Суд находит необоснованными и несоответствующими названным положениям закона доводы представителя администрации города Кузнецка о том, что на Ханову К.В. возложены обязанности отсутствующего начальника управления культуры, что не является назначением ее на должность и на нее не распространяются квалификационные требования, установленные законом. Ханова К.В. не может выполнять обязанности начальника управления, поскольку не отвечает установленным квалификационным требованиям, на нее возложены обязанности отсутствующего работника с нарушением закона.Фактическое исполнение обязанностей начальника управления культуры лицом, не отвечающим установленным квалификационным требованиям нарушает права муниципального образования, в интересах которого предъявлен иск прокурором.

При этом, суд не усматривает нарушения закона и какого-либо вмешательства в кадровую работу администрации города Кузнецка путем подачи прокурором заявления, поскольку нахождение конкретных путей решения и выхода из сложившегося положения, ведущих соответственно к принятию действенных и реальных мер к устранению нарушений законодательства о муниципальной службе, лежат на администрации города Кузнецка.

Тем самым, незаконность бездействия администрации города Кузнецка, выразившегося в непринятии реальных мер к устранению нарушений законодательства о муниципальной службе в отношении исполняющего обязанности начальника управления культуры г.Кузнецка Пензенской области Хановой К.В., суд находит достоверно доказанным.

Предъявление особых требований к соблюдению данного законодательства имеет своей целью защиту прав и законных интересов граждан, в том числе и на реализацию местного самоуправления, что является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Должностные лица органов местного самоуправления обязаны исполнять действующее законодательство о муниципальной службе.

В силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Согласно п. 19 этой же части статьи Налогового Кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ, вступившими в силу с 30 января 2010 года) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Поэтому, Администрация города, как орган местного самоуправления, в силу действующего налогового законодательства подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины по данному делу.

Исходя из изложенного, суд находит заявление прокурора города Кузнецка законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора города Кузнецка Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы городской администрации города Кузнецка Пензенской области № 1014 от 21.06.2010 г. о возложении обязанностей начальника управления Культуры города Кузнецка на ведущего специалиста управления культуры города Ханову Ксению Владимировну с 21 июня 2010г. с выплатой разницы в окладах без освобождения от основной работы.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через Кузнецкий городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 23декабря 2010 года.

Судья

Кузнецкого городского суда: Н.А. Пшечук