Дело № 2-1521/10г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2010 года
Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Пшечук Н.А.,
при секретаре Плясуновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке, Пензенской области, по ул. Рабочая, 199, в помещении суда
гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области к религиозному объединению - Мусульманский Совет Старейшин г.Кузнецка Пензенской области о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области обратилось в суд с иском к религиозному объединению - Мусульманский Совет Старейшин г.Кузнецка Пензенской области о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, по следующим основаниям.
Религиозное объединение Мусульманский Совет Старейшин г.Кузнецка Пензенской области была зарегистрирована Отделом юстиции администрации Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ (ведомственный №). Адрес постоянно действующего органа Организации: <адрес>.
Организация осуществляет свою деятельность на территории г.Кузнецка Пензенской области.
Руководитель Организации - Председатель - Галиев К.А..
В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 Устава Организации, утвержденного общим собранием ДД.ММ.ГГГГ, основной целью деятельности Организации является объединение на добровольных началах граждан мусульманского вероисповедания, изъявляющих желание совместно исповедовать, изучать, распространять Исламские духовные ценности, совершать религиозные обряды и церемонии для религиозно-нравственного воспитания подрастающего поколения, для реализации прав граждан на свободу вероисповедания.
В соответствии с абзацем 3 пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация обязана ежегодно информировать Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе религиозной организации в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, религиозная организация обязана представлять в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме №ОР0001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 (в редакции постановления Правительства РФ от 10.04.2007 № 213).
На основании статьи 25 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 №147, на 29 сентября 2010 года была назначена плановая документальная проверка соответствия деятельности Религиозного объединения Мусульманского Совета Старейшин г.Кузнецка Пензенской области заявленным в уставе целям, задачам.
В целях получения информации о деятельности Организации Управлением ДД.ММ.ГГГГ за № по месту нахождения руководящих органов Организации было направлено уведомление о проведении плановой документальной проверки. Однако уведомление вернулось в Управление с отметкой органа почтовой связи «Организация переехала». Данное уведомление было направлено также по домашнему адресу руководителя (<адрес>). Уведомление было получено лично Галиевым К.А. В назначенный Управлением срок на проверку никто не явился, необходимые документы представлены не были.
Таким образом, Организацией не соблюдается обязанность информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
В связи с тем, что никакой документации представлено не было, проверка проводилась по материалам учетного дела Организации, которым в соответствии с законодательством располагает Управление.
В результате проверки материалов регистрационного дела Религиозного объединения Мусульманского Совета Старейшин г.Кузнецка Пензенской области было установлено, что руководством Организации неоднократно (с 1997 года по настоящее время) не исполняется требование абзаца 3 пункта 9 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» по ежегодному информированию органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе религиозной организации в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, в 2007, 2008, 2009 и 2010 годах Организацией не исполнена обязанность по представлению информации о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме OP001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в редакции постановления Правительства РФ от 10 апреля 2007 года № 213), до 15 апреля года, следующего за отчетным..
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, может повлечь за собой негативные последствия в виде невозможности осуществления контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.
№ (2)">Просит признать Религиозное объединение Мусульманский Совет Старейшин г.Кузнецка Пензенской области прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом и своевременно. В заявлении просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя и удовлетворить заявленные исковые требования.
Представитель ответчика - Религиозного объединения Мусульманский Совет Старейшин г.Кузнецка Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен, об уважительных причинах своей неявки не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом и своевременно. В суд поступило заявление, в котором руководитель Управления сообщает, что организация имеет задолженность по налогам и пени в сумме 356,86 рублей. Бухгалтерская и налоговая отчетность не представлялась. Просит рассмотреть дело без участия представителя.
Суд, изучив материалы дела, считает исковое заявление Управления Министерства юстиции по Пензенской области обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Согласно ст. 117 ГК РФ, общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
В соответствии со ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Как следует из ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Согласно ст. 26 Федерального закона «Об общественных объединениях», федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.
В соответствии со ст. 29 указанного Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано:
соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
На основании ст. 38 Федерального закона «Об общественных объединениях», орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:
запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
в случае выявления нарушений общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающем решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. Предупреждение, вынесенное органом, принимающем решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в судебном порядке.
Как было установлено в судебном заседании, общественная организация была зарегистрирована Отделом юстиции администрации Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ (ведомственный номер №). Адрес постоянно действующего органа Организации: <адрес>.
Из представленных суду документов следует, что Организацией не соблюдается обязанность информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Управлением Министерства юстиции РФ по Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ за № по месту нахождения руководящих органов Организации было направлено уведомление о проведении плановой документальной проверки. Однако уведомление вернулось в Управление с отметкой органа почтовой связи «Организация переехала». Данное уведомление было направлено также по домашнему адресу руководителя (<адрес>). Уведомление было получено лично Галиевым К.А. В назначенный Управлением срок на проверку никто не явился, необходимые документы представлены не были.
В результате проверки материалов регистрационного дела Религиозного объединения Мусульманского Совета Старейшин г.Кузнецка Пензенской области было установлено, что руководством Организации неоднократно (с 1997 года по настоящее время) не исполняется требование абзаца 3 пункта 9 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» по ежегодному информированию органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе религиозной организации в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, в 2007, 2008, 2009 и 2010 годах Организацией не исполнена обязанность по представлению информации о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме OP001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении религиозной организацией - Мусульманским Советом Старейшин г.Кузнецка Пензенской области вышеуказанных действующих норм законодательства РФ.
Таким образом, суд считает, что исковые требования Управления юстиции по Пензенской области о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Управления Министерства юстиции по Пензенской области удовлетворить.
Признать религиозную организацию - Мусульманский Совет Старейшин г.Кузнецка Пензенской области прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить религиозную организацию - Мусульманский Совет Старейшин г.Кузнецка Пензенской области из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Кузнецкий городской суд Пензенской области.
Судья: