Дело № 2-1586/10
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ29 декабря 2010 года
Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Мисюра Е.В.,
при секретаре Кутыревой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области
гражданское дело по иску Петрина И.Т. к администрации г. Кузнецка Пензенской области о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Петрин И.Т. обратился в суд с иском к администрации г. Кузнецка Пензенской области о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование исковых требований истец Петрин И.Т. указал, что он является инвалидом Великой Отечественной войны, после окончания войны он стал инвалидом 2 группы (отсутствует конечность (нога)).
На основании ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» он обратился в администрацию г. Кузнецка Пензенской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставив все необходимые документы.
Постановлением и.о. главы администрации г. Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, на основании подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что общая площадь жилья, приходящая на одного человека выше учетной нормы постановки на учет на 1,9 м.
Считает данное постановление незаконным, нарушающим его право на получение жилья, предусмотренное Конституцией РФ, Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Федеральным законом «О ветеранах».
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 12.01. 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ и ст. 2 Закона Пензенской области от 27.02.2010 № 1870-3ПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В 2002 году умерла его супруга. Жить одному в старом неблагоустроенном доме в <адрес> стало невозможно, в связи с чем он был вынужден переехать в <адрес> к своей дочери - Молчановой Т.И. и стал проживать вместе с ней в ее квартире по адресу: <адрес> дивизии, <адрес>. Кроме него (Петрина И.Т.) в квартире проживают его внук и дочь, которая осуществляет за ним уход. Общая площадь квартиры составляет 35,7 кв.м. Дом в <адрес>, в котором он ранее проживал, остался брошенным, в силу того, что является не пригодным к проживанию.
У него своего жилья не имеется, договор социального найма с органом местного самоуправления он не заключал. По адресу: <адрес> он (Петрин И.Т.) по письменному соглашению с зятем и дочерью, может проживать до того времени, пока не получит свое жилье или до женитьбы одного из внуков.
Один лишь факт регистрации инвалида Великой Отечественной войны в квартире, принадлежащей на праве собственности его родственникам, без учета иных обстоятельств, имеющих существенное значение, не может являться основанием для отказа в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. З Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнением им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой в соответствии с названными нормативными правовыми актами не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу ч. 1 ст. 40 и ч. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав или обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ (Постановление КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). Так, отсутствие регистрации само по себе не может служить основанием лишения права на жилище (Постановление КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Указанная квартира принадлежит на праве собственности ФИО3, которое зарегистрировано в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ № Постановка на регистрационный учет в вышеуказанной квартире была необходима для получения пенсии, мер социальной поддержки в качестве инвалида 2 группы Великой Отечественной войны. В соответствии с ч. 2 ст. 31 ЖК РФ собственники квартиры дали согласие на его (Петрина И.Т.) постановку на регистрационный учет с условием, что он обязуется сняться с учета после получения квартиры от государства.
Данный факт подтверждается договором безвозмездного найма жилого помещения, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между ним (Петриным И.Т.) и собственником квартиры ФИО3 В соответствии с ч. 2 ст. 288 ГК РФ жилые помещения могут сдаваться собственниками для проживания на основании договора.
В соответствии с перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817, в связи с тем, что у него (Петрина И.Т.) отсутствует одна конечность (нога), он имеет право на дополнительную жилую площадь.Его внук ФИО9 инвалид с детства в связи с заболеванием: сахарный диабет 1 типа средней формы и в соответствии со списком заболеваний, дающих право лицам, страдающих этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади (утв. Приказом Минздрава СССР от 28.03.1983 № 330 в редакции от 06.06.1991) имеет соответствующие льготы. В соответствии с п. 2, ч. З ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» инвалиды Великой Отечественной войны должны быть обеспечены жильем общей жилой площадью 36 кв.м.
Просит признать недействительным постановление администрации г. Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии его (Петрина И.Т.) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязать принять его (Петрина И.Т.) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Истец Петрин И.Т. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца - Молчанов В.В., действующий в силу доверенности, исковые требования Петрина И.Т. поддержал, в обоснование которых привел доводы, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Третье лицо на стороне истца - Молчанова Т.И. исковые требования Петрина И.Т. поддержала, пояснив, что ее отец Петрин И.Т. находится в преклонном возрасте, является инвалидом 2 группы, нуждается в постоянном постороннем уходе. С октября 2002 года проживает и зарегистрирован в принадлежащей ей на праве собственности квартире по адресу: <адрес> дивизии, <адрес>. Петрин И.Т. является инвалидом Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов ВОВ. Петрин И.Т. правом на внеочередное получение жилья не пользовался, жилого помещения за счет средств федерального или муниципального бюджетов не получал. Считает, что он должен быть признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в качестве такового. Просит иск Петрина И.Т. удовлетворить.
Третье лицо на стороне истца - ФИО9 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика - администрации г. Кузнецка Пензенской области Вольскова Е.А., действующая в силу доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что Петрин И.Т. согласно нормам СК РФ является членом семьи собственника жилого помещения. При этом общая площадь занимаемого помещения более учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ). Решением Собрания представителей г. Кузнецка от 11.08.2005 № 79-11/4 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе Кузнецке Пензенской области» на территории г. Кузнецка Пензенской области установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 и менее кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. При таких обстоятельствах, Петрину И.Т. на законных основаниях было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика - администрации г. Кузнецка Пензенской области Акулинина Е.А., действующая в силу доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что признание гражданина нуждающимся обусловлено обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, которая должна быть менее учетной нормы. Общая площадь занимаемой собственником Молчановой Т.И. и членами ее семьи - ФИО9, Петриным И.Т. однокомнатной <адрес> дивизии в г. Кузнецке Пензенской области составляет 35,7 кв.м, что более учетной нормы, установленной в г. Кузнецке Пензенской области на одного члена семьи. Оснований для признания Петрина И.Т. нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ также не имелось. Считает постановление и.о. главы администрации г. Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № законным, просит в иске отказать.
Суд, выслушав стороны и третье лицо, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Эти нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ и федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона Пензенской области от 27.02.2010 № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом «О ветеранах», проживающих на территории Пензенской области: 1) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны: инвалиды Великой Отечественной войны.
Порядок формирования и ведения списков граждан, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий определяется Правительством Пензенской области. Постановка указанных граждан на учет, а также снятие с учета осуществляются в сроки и в порядке, определенные ЖК РФ (ст. 2).
Жилые помещения гражданам, указанным в п. 1 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, предоставляются на условиях социального найма уполномоченным Правительством Пензенской области исполнительным органом государственной власти Пензенской области в порядке, установленном ЖК РФ (ст. 3).
Обеспечение жильем граждан, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» за счет субвенций из федерального бюджета (ст. 5).
В судебном заседании установлено, что Петрин И.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом Великой Отечественной войны.
Возможность обеспечения его жильем ставится в зависимость от нуждаемости в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации г. Кузнецка Пензенской области вынесено постановление, которым на основании подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ Петрину И.Т. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
В настоящее время Петрин И.Т. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> дивизии, 7-45, общей площадью 35,7 кв.м, состоящим из одной жилой комнаты. Собственником данного жилого помещения является дочь истца - Молчанова Т.И. согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>, на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан, зарегистрированного в администрации г. Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №. На одного человека, проживающего в данной квартире, приходится 11,9 кв.м общей жилой площади.
Решением Собрания представителей г. Кузнецка от 11.08.2005 № 79-11/4 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе Кузнецке Пензенской области» на территории г. Кузнецка Пензенской области установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 и менее кв.м общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 кв.м общей площади на одного человека.
Таким образом, размер имеющейся общей площади жилого помещения, приходящийся на одного члена семьи Молчановой Т.И. превышает размер учетной площади жилого помещения.
Ссылки истца на определение Верховного Суда РФ от 27.07.2006 № 6Н-193/05, постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П, от 24.11.1995 № 14-П не состоятельны, поскольку не имеют правового значения для разрешения данного дела.
Суд не может принять во внимание представленные копии соглашения от 25.0.2002 и договора безвозмездного найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ между Молчановой Т.И. и Петриным И.Т.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», определено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
В силу положений ст. 31 ЖК РФ Петрин И.Т. относится к членам семьи собственника жилого помещения, которым в данном случае является его дочь Молчанова Т.И.
Суд также не может принять во внимание доводы истца о том, что Петрин И.Т. вправе претендовать на предоставление жилого помещения общей площадью 36 кв.м, так как в п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» речь идет о финансировании приобретения жилья для лиц, имеющих на него право, из расчета такой площади жилого помещения. Данная норма права не может применяться в данном случае, так как не регулирует жилищные правоотношения, а Петрин И.Т., как установлено в судебном заседании, не является лицом, которому должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Суд также приходит к выводу, что Петрина И.Т. нельзя признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, поскольку это основание предусматривает проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в квартире невозможно. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378.
В соответствии с выше установленными обстоятельствами суд считает, что администрацией г. Кузнецка Пензенской области было правомерно отказано в постановке на учет Петрина И.Т. в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства, суд полагает в удовлетворении исковых требований Петрина И.Т. отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Петрина И.Т. к администрации г. Кузнецка Пензенской области о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Кузнецкий городской суд Пензенской области со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11.01.2011.
Судья: подпись.