решение о признании права на реалицию мер социальной поддержки,понуждении к их предоставлению



Дело № 2-181/11 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2011 года

Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Зинченко Н.К.,

при секретаре Фиминой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области

гражданское дело по иску Аверьяновой А.В. к отделу социальной защиты населения администрации города Кузнецка Пензенской области о признании права на реализацию мер социальной поддержки, понуждении к их предоставлению,

УСТАНОВИЛ:

Аверьянова А.В. обратилась в суд с иском к отделу социальной защиты населения администрации г. Кузнецка Пензенской области о признании права на реализацию мер социальной поддержки и понуждении к их предоставлению.

В обоснование исковых требований истец Аверьянова А.В. указала, что на основании Закона РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 23 июля 2009 года ей досрочно назначена государственная пенсия по старости, на основании ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» 04 сентября 2008 года выдано удостоверение «Ветеран труда». С ДД.ММ.ГГГГ ОСЗН администрации г. Кузнецка Пензенской области на основании письменного заявления ей назначены денежные выплаты в соответствии с Законом Пензенской области от 20.12.2004 года № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельной категории граждан, проживающих на территории Пензенской области», которым предусмотрено право ветеранов труда на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату пользования домашним телефоном, ежемесячной денежной выплаты. В рамках данного Закона предусмотрено условие для получения права на меры социальной поддержки - достижение возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях». С ДД.ММ.ГГГГ ОСЗН администрации г. Кузнецка Пензенской области денежные выплаты ей были прекращены. В связи с этим она неоднократно обращалась к работникам ОСЗН администрации г. Кузнецка Пензенской области о возобновлении данной выплаты. Письмом б/н в предоставлении мер социальной поддержки ей было отказано, по тем основаниям, что она не достигла пенсионного возраста по старости. Таким образом, она получала ежемесячные денежные выплаты с сентября 2009 года по май 2010 года включительно. Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Федеральному закону от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» предусматривается назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет) в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различным категориям граждан. Считает, что ее право на социальную поддержку было нарушено.

Просит признать за ней, Аверьяновой А.В., право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Пензенской области от 20.12.2004 года № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельной категории граждан, проживающих на территории Пензенской области» для ветеранов труда, в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате в размере 50 % общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья, ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату пользования домашним телефоном, ежемесячной денежной выплаты; обязать ОСЗН администрации г. Кузнецка Пензенской области предоставить ей указанные меры социальной поддержки с момента прекращения выплат - ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ОСЗН администрации г. Кузнецка Пензенской области в ее пользу судебные расходы в размере 1200 рублей.

В судебном заседании истец Аверьянова А.В. исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в иске, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - ОСЗН администрации г. Кузнецка Пензенской области - Молчанов В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Аверьянова А.В. обратилась в ОСЗН администрации г. Кузнецка Пензенской области с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки как ветерану труда. Аверьяновой А.В. было представлено пенсионное удостоверение, в котором указано, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена государственная пенсия по старости. На этом основании с ДД.ММ.ГГГГ ей были назначены ежемесячные денежные выплаты в соответствии с Законом Пензенской области от 20.12.2004 года № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельной категории граждан, проживающих на территории Пензенской области». По результатам проведенной проверки в июле 2010 года было установлено, что Аверьяновой А.В. была досрочно назначена государственная пенсия по старости не в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и в соответствии со ст. ст. 28.1, 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», т.е. по иным основаниям.

Согласно абз. 2 подп. 2 ч. 1 ст. 1 Законом Пензенской области от 20.12.2004 года № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельной категории граждан, проживающих на территории Пензенской области» право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом имеют лица, имеющие звания «Ветеран труда», «Ветеран военной службы», получающие пенсии по иным основаниям либо получающие пожизненное содержание за работу (службу), достигшие возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Статья 7.1 в Федеральном законе от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» отсутствует. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Аверьянова А.В. данного возраста не достигла, то есть меры социальной поддержки назначены ей ошибочно. В связи с этим ежемесячные денежные выплаты Аверьяновой А.В. как ветерану труда были прекращены в связи с отсутствием права на их получение.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица - Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.

Представитель третьего лица - ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Шляпникова Е.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила суда, что Аверьяновой А.В. назначена трудовая пенсия с учетом снижения возраста на основании Закона Российской Федерации от 15.12.2001 года № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с 23.07.2009 года, которым предусмотрено уменьшение возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», при наличии трудового стажа не менее пяти лет и в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Таким образом, при назначении трудовой пенсии Аверьяновой А.В. был взят наиболее выгодный расчет пенсии согласно Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и на его основании внесена запись в ее пенсионное удостоверение.

Суд, выслушав представителя ответчика, представителя третьего лица ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области, исследовав материалы гражданского дела, а также персонального и пенсионного дел Аверьяновой А.В., приходит к следующему.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В судебном заседании установлено, что Аверьяновой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей в <адрес> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ назначена государственная пенсия по старости на основании Закона Российской Федерации от 15.12.2001 года № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» со снижением пенсионного возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, предусмотренным ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

ДД.ММ.ГГГГ Аверьяновой А.В. выдано удостоверение «Ветеран труда».

В материалах обозреваемого в судебном заседании персонального дела № ОСЗН администрации г. Кузнецка Пензенской области в отношении Аверьяновой А.В. имеются заявление Аверьяновой А.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении мер социальной поддержки (ЕДВ, ЕДК, ЖКУ), решение № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Аверьяновой А.В. ежемесячной денежной выплаты на оплату ЖКУ в соответствии с Законом Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно, решения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете указанной выплаты.

Аверьяновой А.В. заместителем начальника ОСЗН администрации г. Кузнецка Пензенской области был дан ответ б/н, из которого видно, что предоставление истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ было прекращено в связи с не достижением ею возраста 55 лет. При этом ответчик руководствовался положениями Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Закона Пензенской области от 20.12.2004 года № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области», а также Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом которого истцу назначена пенсия.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 31 указанного Закона, настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2002 года. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 7 ч. 1 ст. 10). Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ч. 2 ст. 10).

Из положений Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8 ч. 1 ст. 13).

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ»), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 28 названного Закона реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.

Во исполнение названной нормы закона 17.12.2004 года принят Закон Пензенской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» от 20.12.2004 года № 715-ЗПО, который устанавливает меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области.

Действие Закона Пензенской области № 715-ЗПО распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года (ст. 9 названного Закона).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 указанного Закона право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют:

лица, имеющие звания «Ветеран труда», «Ветеран военной службы», получающие пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности;

лица, имеющие звания «Ветеран труда», «Ветеран военной службы», получающие пенсии по иным основаниям либо получающие пожизненное содержание за работу (службу), достигшие возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст. 3 указанного Закона лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 1 настоящего Закона, устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

1) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;

2) при продолжении своей трудовой деятельности предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

3) ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе твердого топлива с учетом расходов по его доставке, в размере 50 процентов от величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 человека в месяц, дифференцированного по муниципальным образованиям, а также в зависимости от численности семьи, вида жилья, периода года, используемого для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, (далее - регионального стандарта).

Нетрудоспособные члены семьи ветерана труда, ветерана военной службы, совместно с ним проживающие, находящиеся на его полном содержании или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию расходов по оплате общей площади жилых помещений в размере 15 процентов регионального стандарта.

Данная мера социальной поддержки устанавливается независимо от формы собственности жилого помещения;

4.1) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату пользования домашним телефоном гражданам, проживающим в городской местности, в размере 170 рублей, в сельской местности - 100 рублей;

5) ежемесячная денежная выплата в размере 230 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ - 250 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ - 2 70 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ - 290 рублей.

Согласно Порядку назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим на территории Пензенской области (приложение к Закону Пензенской области № 715-ЗПО), гражданам, получившим право на получение денежной выплаты после ДД.ММ.ГГГГ, назначение и выплата осуществляются по распоряжению руководителя уполномоченного органа по месту жительства на основании личного заявления и документов, удостоверяющих это право гражданина, начиная с месяца обращения (п. 4).

Оценив совокупность доказательств, полученных при рассмотрении по существу гражданско-правового спора, суд приходит к выводу о законности прекращения ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ предоставленных ранее Аверьяновой А.В. как ветерану труда мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату пользования домашним телефоном, ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.

Истец Аверьянова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющая удостоверение «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о предоставлении указанных мер социальной поддержки достигла возраста 52 года.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 1 Закона Пензенской области № 715 - ЗПО от 20.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области», право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют: лица, имеющие звания "Ветеран труда", "Ветеран военной службы", получающие пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности; лица, имеющие звания "Ветеран труда", "Ветеран военной службы", получающие пенсии по иным основаниям либо получающие пожизненное содержание за работу (службу), достигшие возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Правовой анализ Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что право на пенсию имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф, членам их семей.

Факт недостижения ветераном труда пенсионного возраста, дающего право на реализацию льгот, факт назначения (установления) пенсии и дата получения пенсионного удостоверения не могут совпадать по времени и, следовательно, при таком подходе реализация ветераном прав и льгот не зависит от воли органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, целью которого является социальная защита ветеранов, создание и условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие и обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение.

Реализация льгот ветеранов труда не может зависеть от фактического назначения им пенсии еще и потому, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» обращение за назначением пенсии является правом, а не обязанностью и может осуществляться в любое время после возникновения такого права на трудовую пенсию, тогда как предусмотренные ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» льготы гарантируются самим Законом и реализуются при предъявлении лишь соответствующего удостоверения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что назначение истице государственной пенсии по старости в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» со снижением пенсионного возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, предусмотренным ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не может являться основанием для реализации ее прав в соответствии с Законом Пензенской области от 20.12.2004 года № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области». Данное право у истицы возникает с момента достижения ей пенсионного возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Учитывая, что истцом не доказан факт наличия у нее, как ветерана труда, права на получение указанных мер социальной поддержки, то ее требования обязать ответчика предоставить ей указанные меры с ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований Аверьяновой А.В., суд не усматривает оснований для взыскания в ее пользу судебных расходов с ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Аверьяновой А.В. к отделу социальной защиты населения администрации города Кузнецка Пензенской области о признании права на реализацию мер социальной поддержки, понуждении к их предоставлению - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Кузнецкий городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2011 года.

Судья: