решение об оспаривании действий УФМС России по Пензенской области



РЕШЕНИЕ          

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«10» июня 2011 года

Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Пшечук Н.А.,

при секретаре Плясуновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке, Пензенской области, ул. Рабочая, 199, в помещении суда

гражданское дело по заявлению Жерновой Л.Н. об оспаривании действий УФМС России по Пензенской области,

УСТАНОВИЛ:

Жерновая Л.Н. обратилась в суд с названным заявлением, указав, что обратилась в органы государственной власти УФМС по Пензенской области с целью проверки оснований приобретения ею гражданства РФ. В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ УФМС по Пензенской области уведомило, что по учетным данным, Жерновая Л.Н. является гражданином Российской Федерации на основании ст. 18 п. «г» Закона РСФСР «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 № 1948-1. Считает действие УФМС по применению основания приобретения российского гражданства незаконным, нарушающим ее права и свободы гражданина РФ, что послужило поводом для обращения с жалобой в суд.

Согласно ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Она является гражданкой РФ по рождению согласно ч. 2 ст. 13 Закона РСФСР «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 № 1948-1.

Согласно ч. 2 ст. 13 указанного Закона, лица, родившиеся ДД.ММ.ГГГГ и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации.

Она родилась в <адрес>, Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ году.

Отмечает, что УФМС, указывая в своем письме о приобретении гражданства РФ в порядке регистрации по п. «г» ст. 18 Закона РСФСР «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 № 1948-1, использует пункты статьи закона о гражданстве, признанные постановлением Конституционного Суда от 16.05.1996 № 12-П неконституционными, и, следовательно, незаконными.

Важным доказательством того, что она на момент возвращения из Эстонии являлась гражданкой РФ, не отказывалась от гражданства РФ, не была лишена гражданства, является паспорт гражданина СССР, образца 1974 года, которым она была документирована как гражданка СССР, родившаяся на территории РСФСР. Именно с паспортом гражданки СССР, подтверждающим гражданство РФ по рождению, она переехала из Эстонии в 1993 году и проживает в г. Кузнецке Пензенской области.

Таким образом, паспорт гражданина СССР образца 1974 года, с которым она вернулась на территорию РФ, является доказательством того, что гражданство РФ она не теряла и прибыла из Эстонии, будучи гражданкой РФ. В противном случае, если бы она лишилась когда-либо гражданства РФ, то у нее бы изъяли этот паспорт, а именно с ним она продолжала жить в России до обмена до обмена паспорта.

Исходя из п. 2 резолютивной части указанного постановления № 12-П, акты или их отдельные положения, в которых отражено неконституционное понимание правоприменителем п. «г» ст. 18 Закона РФ «О гражданстве РФ», утрачивают силу и не подлежат применению. Таким образом, решение Генерального консула РФ в Эстонии о приобретении ею гражданства по ст. 18 п. «г» Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве», как акт - документ утратил силу и не является доказательством.

Исходя из указанного постановления органы внутренних дел, а впоследствии и ФМС должны были в обязательном порядке внести исправления во все документы, где отражено использование п. «г» ст. 18 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве», в качестве основания приобретения гражданства. Такие записи в отношении нее сделаны не были.

Считает, что значимыми обстоятельствами для разрешения дела являются факты ее рождения на территории РСФСР в указанный в ч. 2 ст. 13 Закона РСФСР «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 № 1948-1, принадлежность ее в прошлом к гражданству СССР, отсутствие в полномочных органах РФ сведений о прекращении ею гражданства РФ по рождению в установленном законодательством порядке.

Также считает, что действия УФМС России по Пензенской области направлены на ущемление ее прав и свобод, предусмотренных ст.ст. 19, 21, 24, 27 Конституции РФ. В результате действий УФМС РФ по Пензенской области ей пришлось писать заявление о приеме (восстановлении) своего гражданства.

Просила суд признать действия УФМС России по Пензенской области установившими, что она является гражданкой Российской Федерации на основании п. «г» ст. 18 Закона РСФСР «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 № 1948-1, незаконными и обязать УФМС России по Пензенской области устранить в полном объеме допущенное нарушение и внести исправление в учетные данные, установив, что она - Жерновая Л.Н. является гражданкой Российской Федерации по рождению на основании п. «а» ст. 11 ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

В судебное заседание заявитель Жерновая Л.Н. не явилась, извещена, в заявлениях просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием её представителя Жернового А.И.

Представитель заявителя в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Жерновой А.И. в судебном заседании заявление Жерновой Л.Н. поддержал по доводам, изложенным в заявлении, дополнительно суду пояснил, что при обращении в 1993 году Жерновой Л.Н. в посольство РФ в Эстонской республике, в её паспорт гражданина СССР был поставлен штамп о её гражданстве РФ. Основания приобретения гражданства ей не разъяснялись, справки о приобретении гражданства не выдавались.

Считает, что нарушение прав Жерновой Л.Н. выразилось в том, что она является гражданкой РФ не по тому основанию, что влияет на приобретение е гражданства РФ её детьми. Жерновая Л.Н. узнала о том, что является гражданкой РФ на основании п. «г» ст. 18 Закона РСФСР «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 № 1948-1, в августе 2010 года.

Просил суд признать действия УФМС России по Пензенской области установившими, что Жерновая Л.Н. является гражданкой Российской Федерации на основании п. «г» ст. 18 Закона РСФСР «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 № 1948-1, незаконными и обязать УФМС России по Пензенской области устранить в полном объеме допущенное нарушение и внести исправление в учетные данные, установив, что Жерновая Л.Н. является гражданкой Российской Федерации по рождению на основании п. «а» ст. 11 ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Представитель УФМС России по Пензенской области Ульянова Л.Г., действующая в силу доверенности, с требованиями Жерновой Л.Н. не согласилась, суду пояснила, что гражданство РФ Жерновой Л.Н. было приобретено в Генеральном консульстве РФ в Эстонской республике на основании п. «г» ст. 18 Закона РСФСР «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 № 1948-1, в паспорт граждан СССР был поставлен соответствующий штамп, но без указания основания приобретения гражданства, которое указывалось в отдельных справках, выдаваемых гражданам. УФМС России никаких действий по оформлению гражданства РФ Жерновой Л.Н. не совершало.

В 2010 году Жерновая Л.Н. обратилась в УФМС России по Пензенской области с уведомлением о её гражданстве РФ по рождению.

В соответствии со ст.ст. 22,23 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отмена ранее принятого решения о приеме в гражданство Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или полномочным органом, принявшим такое решение, и возможна только в том случае, если в судебном порядке будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.

Кроме того, Жерновой Л.Н. пропущен установленный законом срок обращения в суд об оспаривании действий.

Просила суд в удовлетворении заявления Жерновой Л.Н. отказать.

Суд, выслушав, представителя заявителя и представителя УФМС России по Пензенской области, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Жерновая Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> Российской Федерации, в конце ДД.ММ.ГГГГ года прибыла на постоянное место жительства в РФ из <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

В ДД.ММ.ГГГГ Жерновая Л.Н. обратилась в Генеральное консульство РФ в Эстонской республике для приобретения российского гражданства, где ею был заполнен опросный лист от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она указала, что с ДД.ММ.ГГГГ года проживает в Эстонии, в связи с распадом СССР принимает гражданство РФ, гражданства Эстонской республики не имеет. В соответствии с п. «г» ст. 18 Закона «О гражданстве РСФСР» она была как гражданин Российской Федерации зарегистрирована в гражданстве РФ, наставлена на консульский учет в посольстве России в Эстонской Республике и в её общегражданский паспорт внесена соответствующая запись. Указанное подтверждается имеющимися в материалах дела сообщением Генерального консульства РФ в Нарве, Эстонской республики от ДД.ММ.ГГГГ, описью несекретных дел генконсульства за 1992-1993 гг., где по вопросам гражданства и пребывания в томе имеется запись о Жерновой (ФИО9 Л.Н., списком лиц, оформивших приобретение гражданства РФ в порядке регистрации на основании ст. 18 (п. г) «Закона о гражданстве РФ», где за порядковым номером значится Жерновая Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес>, рег. , штампом в паспорте гражданина СССР Жерновой Л.Н. о ее регистрации в качестве гражданина РФ посольством РФ в Эстонской Республике ДД.ММ.ГГГГ.

В марте 2002 года в связи с общим обменом паспортов гражданина СССР на паспорта гражданина РФ, ОВД по г. Кузнецку Пензенской области Жерновая Л.Н. была документирована паспортом гражданина РФ серии .

В июле 2010 года Жерновая Л.Н. уведомила УФМС России по Пензенской области о том, что является гражданином РФ по рождению.

Заявителем признается, что она была принята в гражданство РФ на территории иностранного государства до переезда на постоянное жительство в РФ.

В соответствии со ст.ст. 22, 23 ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ», отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение, и возможна только в том случае, если в судебном порядке будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Со дня вступления указанного Закона в силу, Закон РФ от 28.11.1991, признан утратившим силу.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Заявителем Жерновой Л.Н. приобретено гражданство РФ в Генеральном консульстве РФ в Эстонской Республике, что подтверждается заявителем и ее представителем. УФМС России по Пензенской области оформлением гражданства РФ заявителя не занималось, как не делали это и органы, ПВС и ОВИР УВД Пензенской области. В связи с чем, доводы заявителя о том, что УФМС России по Пензенской области не уведомило её о признании её гражданкой РФ в порядке регистрации, чем были нарушены её права согласно ст. 24 Конституции РФ, суд считает несостоятельными.

Кроме того, Главой VI Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РФ» предусмотрен порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации, из которой не следует об обязательности уведомления граждан об основаниях приобретения ими гражданства РФ, в связи с чем доводы заявителя о нарушении его прав, предусмотренных ст. 24 Конституции РФ несостоятельны. При этом, согласно статьи 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2). Заявителем не представлено и у суда не имеется доказательств обращения заявителя с требованиями об ознакомлении с документами и материалами, касающимися приобретения ею гражданства РФ.

Доводы заявителя о её незнании на момент приобретения гражданства РФ в 1993 году об основании его приобретения - в порядке регистрации, суд считает необоснованными, опровергающимися приведенными выше материалами дела.

Согласно п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

Согласно статье 6 (часть 1) Конституции РФ гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.

В силу пункта "а" статьи 5 и части 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Согласно ст. 12 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РФ» гражданство РФ приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве РФ; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

При определении принадлежности к гражданству РФ применяются акты законодательства РФ и республик в составе РФ, международные договоры РФ, бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 года Российского государства, действовавшие на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству РФ.

Согласно части второй статьи 13 указанного Закона, лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из этого положения вытекает, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.

Согласно п. «г» ст. 18 указанного Закона РФ, в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

В указанном выше опросном листе Жерновой Л.Н. имеется заключение руководителя консульского учреждения о том, что на основании представленных документов и в соответствии с п. «г» ст. 18 Закона «О гражданстве РСФСР» Жерновая Л. Н. зарегистрирована в гражданстве РФ, поставлена на консульский учет в посольстве России в Эстонской Республике и в её общегражданский паспорт внесена соответствующая запись.

Доводы заявителя о том, что заключение Генерального консула РФ в Эстонии о приобретении ею гражданства по ст. 18 п. «г» Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве», утратило силу согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 года N 12-П суд считает необоснованным.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 года N 12-П пункт "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 6 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 55 (часть 2) в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации путем регистрации на лиц, которые: - родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; - являлись гражданами бывшего СССР; - не изъявили свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; - выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; - не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР); - и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 года N 12-П, определенные формы уведомления гражданином государства необходимы для подтверждения того, что гражданин бывшего СССР прибыл на территорию Российской Федерации именно для постоянного проживания, что он не изъявил желания прекратить принадлежность к российскому гражданству по рождению, а также что он не принадлежит к гражданству другого государства, входившего в состав бывшего СССР (пункт 5 раздела II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).

Жерновая Л.Н. с уведомлением о приобретении гражданства РФ по рождению в УФМС России по Пензенской области обращалась, уже имея российское гражданство.

Факт того, что Жерновая Л.Н. документировалась на территории РФ паспортом гражданина РФ сам по себе не удостоверяет наличие у неё гражданства РФ, поскольку паспорт удостоверяет гражданство РФ, если оно возникает не собственно из этого документа, а по основаниям и в порядке, установленном Федеральным законом «О гражданстве РФ» и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие.

Ссылка представителя заявителя о нарушении прав Жерновой Л.Н. тем, что, по его мнению, нарушены права их сына ФИО6 на получение гражданства РФ по рождению, суд считает несостоятельной.

Нарушение прав заявителя при приобретении ею гражданства РФ в порядке регистрации на основании п. «г» ст. 18 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 № 1948-1 судом не установлено.

Кроме того, заявителем пропущены установленные законом сроки для обращения в суд.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Жерновой Л.Н.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Жерновой Л.Н. об оспаривании действий УФМС Российской Федерации по Пензенской области в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через Кузнецкий городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2011 года.

Судья: