решение о признании незаконным постановления главы администрации г.Кузнецка



Дело № 2-504/11 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2011 года                                                                                             

Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Пшечук Н.А.,

при секретаре Маркеевой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке, Пензенской области ул. Рабочая, 199, в помещении суда

гражданское дело по заявлению прокурора города Кузнецка в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Кузнецка об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Кузнецка обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Кузнецка об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе.

В обоснование требований в заявлении указано, что прокуратурой города установлено, что постановление главы администрации города Кузнецка от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО2 в порядке перевода на должность начальника управления капитального строительства (УКС) города Кузнецка является незаконным.

В соответствии с реестром должностей муниципальной службы Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от 10.10.2007 №1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области», начальник управления местной администрации относится к высшим должностям муниципальной службы.

Согласно типовым квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы в Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области», к квалификационным требованиям и стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для высших должностей муниципальной службы в Пензенской области относятся - стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет либо стаж (опыт) работы по специальности не менее пяти лет, опыт и знание работы по которой необходимы для выполнения обязанностей по указанной должности.

Проверкой установлено, что ФИО2 в органах государственной службы не работал; в органах муниципальной службы работал менее трех лет; стажа (опыта) работы по специальности не менее пяти лет, опыт и знания работы по которой необходимы для выполнения обязанностей по указанной должности, не имеет.

При данных обстоятельствах имеет место существенное нарушение квалификационных требований, установленных для муниципальных служащих органов местного самоуправления.

По факту выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Кузнецка главе администрации г. Кузнецка на приказ принесен протест, который администрацией города отклонен, поскольку, по мнению администрации на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на день назначения на должность начальника управления капитального строительства города Кузнецка ФИО2 имел стаж муниципальной службы 3 года 9 месяцев 9 дней, что соответствует требованиям закона.

Однако, перечень периодов работы, включаемых (засчитываемых) в стаж муниципальной службы для установления муниципальным служащим в Пензенской области ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, утвержденный Законом Пензенской области 20 февраля 2008 года N 1452-ЗПО «Об исчислении стажа муниципальной службы для установления муниципальным служащим в Пензенской области ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет» является исчерпывающим и не содержит сведений о включении в указанный стаж периодов работы на руководящих должностях в коммерческих организациях.

Пункт 15 перечня распространяется только на периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, указанных в подпунктах «а» -«л» данного пункта. Периоды работы ФИО2 прорабом ОКС ОАО «Кузполимермаш», начальником производственного отдела ООО «Пурпе-Авто» и техническим директором ООО «Стройкомплекс» к периодам, указанным в пункте 15 перечня, отнесены быть не могут.

В результате бездействия администрации города Кузнецка Пензенской области, ФИО2, вопреки интересам муниципальной службы, продолжает занимать должность начальника управления капитального строительства города Кузнецка, чем существенно нарушает законодательство о муниципальной службе.

Просил признать незаконным постановление администрации города Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО2 в порядке перевода на должность начальника управления капитального строительства города Кузнецка.

В судебном заседании прокурор Денисенков А.С. заявление и доводы, изложенные в нем поддержал в полном объеме, просил признать незаконным постановление администрации города Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО2 в порядке перевода на должность начальника управления капитального строительства города Кузнецка.

Представитель администрации города Кузнецка Маслов А.В., действующий на основании доверенности, с заявлением прокурора города Кузнецка не согласился и суду пояснил, что порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения регулируется положениями главы 4 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Статья 9 указанного выше закона устанавливает квалификационные требования, предъявляемые к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей в должности муниципального служащего.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Законом Пензенской области от 10.10.2007 № 1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области» установлены квалификационные требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, в частности, для высших должностей муниципальной службы в Пензенской области - стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет либо стаж (опыт) работы по специальности не менее пяти лет, опыт и знание работы по которой необходимы для выполнения обязанностей по указанной должности.

Общий стаж работы ФИО2 по специальностям, опыт и знание которых необходим для выполнения обязанностей в должности начальника управления капитального строительства составляет 6 лет 5 месяцев 18 дней, включая муниципальный стаж работы в администрации города Кузнецка в должности главного специалиста отдела архитектуры и градостроительства, главного специалиста управления капитального строительства города Кузнецка, который составляет 1 год 4 месяца 1 день.

Толкование норм Закона Пензенской области от 10.10.2007 № 1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области» прокуратурой города, в соответствии с которым стаж муниципальной службы и стаж (опыт) работы по специальности, опыт и знание работы по которой необходимы для выполнения обязанностей по указанной должности носят взаимоисключающий характер и не могут суммироваться, считает неверным.

Трудовая деятельность ФИО2 как в иных организациях, так и в должностях муниципального служащего осуществлялась в направлении, которое было получено по специальности в Пензенской государственной архитектурно-строительной академии с присуждением квалификации «инженер» по специальности «Промышленное и гражданское строительство», что подтверждается дипломом об образовании и записями в трудовой книжке.

Таким образом, назначение на должность начальника УКС ФИО2 не нарушает норм действующего законодательства, постановление администрации города Кузнецка от ДД.ММ.ГГГГ является законным.

Удовлетворение требований прокуратуры о признании незаконным постановления главы администрации города Кузнецка от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО2 в порядке перевода на должность начальника УКС города Кузнецка повлечет расторжение трудового договора с указанным работником.

Из смысла ст. 84 ТК РФ следует, что трудовой договор прекращается при одновременном наличии двух условий: когда были нарушены установленные Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правила его заключения и когда нарушение этих правил исключает возможность продолжения данной работы. Лишь совокупность названных составляющих может позволить признать увольнение законным.

Исходя из содержания указанных правовых норм, обстоятельства, указанные в представлении прокурора, не могут рассматриваться как препятствующие нахождению ФИО2 на муниципальной службе.

Кроме того, ФИО2 профессионально, в соответствии с полученным образованием и наработанным в данном направлении опытом, выполняет свои должностные обязанности, не имеет служебных замечаний.

Просил в удовлетворении заявления прокурора города Кузнецка отказать.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, находит заявление прокурора города Кузнецка обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (с изменениями) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Ст. 4 данного Федерального закона указывает на основные принципы муниципальной службы.

Согласно ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности муниципальной службы; 2) главные должности муниципальной службы; 3) ведущие должности муниципальной службы; 4) старшие должности муниципальной службы; 5) младшие должности муниципальной службы.

Из ч. 2 статьи 8 Федерального закона следует, что соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта РФ устанавливается законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 9 указанного ФЗ-25 для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 на момент назначения на должность начальника УКС администрации города Кузнецка, то есть на ДД.ММ.ГГГГ в органах государственной службы не работал; в органах муниципальной службы работал менее трех лет; стажа (опыта) работы, по специальности, опыт и знания работы, по которой необходимы для выполнения обязанностей по указанной должности, не менее пяти лет не имеет, стаж (опыт) работы ФИО2, по специальности составляет 4 года 4 месяца 09 дней.

Постановлением главы администрации города Кузнецка от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 принят на должность начальника УКС города Кузнецка.

Как следует из записей в трудовой книжке, ФИО2: учился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Пензенской государственной архитектурно-строительной академии; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал электромонтером СМП -96; ДД.ММ.ГГГГ принят учеником каменщика в войсковую часть

, ДД.ММ.ГГГГ присвоен 2 разряд каменщиком в бригаде каменщиков, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию из войсковой части ; ДД.ММ.ГГГГ принят на должность сменного инженером ПУ ООО «Стеклокварц», ДД.ММ.ГГГГ назначен и.о. начальника пульта управления ООО «Стеклокварц», ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность начальника пульта управления ООО «Стеклокварц», ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал прорабом ОКС ОАО «Кузполимермаш»; ДД.ММ.ГГГГ принят инженером-сметчиком в ОКС ООО «Пурпе-Авто», ДД.ММ.ГГГГ переведен начальником производственно-технического отдела ООО «Пурпе-Авто», уволен по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ принят на должность технического директора техническим директором ООО «Стройкомплекс», ДД.ММ.ГГГГ назначен директором ООО «Стройкомплекс», ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал главным инженером ООО «Феникс»;17.11.2009 г. принят на должность главного специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Кузнецка; ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке перевода в УКС; ДД.ММ.ГГГГ принят в порядке перевода на должность главного специалиста УКС г. Кузнецка; ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор прекращен в связи с переводом; ДД.ММ.ГГГГ назначен в порядке перевода на должность, начальником УКС г. Кузнецка., где и работает по настоящее время.

Согласно копии диплома БВС от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ году окончил Пензенскую государственную архитектурно- строительную академию, ему присвоена квалификация инженер по специальности «Промышленное и гражданское строительство».

В соответствии с реестром должностей муниципальной службы Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от 10.10.2007 № 1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области» (Приложение 1 к Закону), начальник УКС администрации относится к высшим должностям муниципальной службы.

Согласно типовым квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы в Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от 10.10.2007 №1390-ЗПО « О муниципальной службе в Пензенской области» (Приложение 2 к Закону), к квалификационным требованиям и стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для высших должностей муниципальной службы в Пензенской области относятся - стаж муниципальной службы (государственной службы) на ведущих должностях муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет либо стаж (опыт) работы по специальности не менее пяти лет на отдельных должностях руководителей в организациях, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения обязанностей по указанной должности (подп. 1 п. 2.2).

Таким образом, при назначении на должность ФИО2 администрацией города Кузнецка допущены нарушения действующего законодательства.

Ввиду допущенных администрацией города Кузнецка нарушений законодательства о муниципальной службе Главе администрации города Кузнецка был внесен протест ДД.ММ.ГГГГ, но по результатам его рассмотрения постановление главы от ДД.ММ.ГГГГ не отменено.

Исходя из отсутствия реальных мер по устранению нарушений назван законодательства со стороны администрации города Кузнецка, прокурором города Кузнецка подано соответствующее заявление в суд, что не противоречит, по оценке суда, его полномочиям, предоставленным федеральным законом, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - как работников администрации города Кузнецка на настоящий момент, так и потенциальных (будущих) её работников. В связи с чем, доводы представителя администрации города Кузнецка о том, что отсутствуют правовые основания для прекращения трудового договора с лицом, занимающим должность начальника УКС администрации города Кузнецка, а также нарушение главой администрации требований закона при приеме на муниципальную службу ФИО2, не препятствующих его нахождению на муниципальной службе, суд не может признать обоснованными и правильными.

Таким образом, исходя из названных и предусмотренных законом требований к квалификации и стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для главных должностей муниципальной службы в Пензенской области, на момент назначения ФИО2 начальником УКС администрации города Кузнецка - на ДД.ММ.ГГГГ, как и на момент вынесения названного решения, необходимого стажа муниципальной службы (государственной службы) у ФИО2 нет.

Также, суд находит необоснованными и несоответствующими названным положениям закона доводы представителя администрации города Кузнецка о том, что ФИО2, работая на указанных должностях, уже приобрел объем знаний и опыт, необходимые ему для осуществления своих трудовых обязанностей в качестве начальника УКС администрации.

При этом, суд не видит со стороны прокурора города Кузнецка нарушения закона и какого-либо вмешательства в кадровую работу администрации города Кузнецка путем подачи названного заявления, поскольку нахождение конкретных путей решения и выхода из сложившегося положения, ведущих соответственно к принятию действенных и реальных мер к устранению нарушений законодательства о муниципальной службе лежат на администрации города Кузнецка.

Незаконность бездействия администрации города Кузнецка в связи с непринятием реальных мер к устранению нарушений законодательства о муниципальной службе, касающейся должности начальника УКС администрации города Кузнецка Пензенской области, суд находит достоверно доказанной.

Предъявление особых требований к соблюдению законодательства о муниципальной службе имеет своей целью защиту прав и законных интересов граждан, в том числе и на реализацию местного самоуправления, что является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Должностные лица органов местного самоуправления обязаны исполнять действующее законодательство о муниципальной службе.

Исходя из изложенного, суд находит заявление прокурора города Кузнецка законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора города Кузнецка Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы администрации города Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО2 в порядке перевода на должность начальника управления капитального строительства города Кузнецка.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через Кузнецкий городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 30.05.2011 года.

Судья

Кузнецкого городского суда:                                       Н.А. Пшечук