решение о признании права собственности на жилой дом



Дело № 2-362/11г.РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2011 года                                                                 город Кузнецк                                                                                            

Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Зинченко Н.К.,

при секретаре Батариной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области гражданское дело по иску Биксалеевой Е.Н., Гордеевой Н.А. к администрации г. Кузнецка Пензенской области о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Биксалеева Е.Н., Гордеева Н.А. обратились в суд с иском к администрации г. Кузнецка Пензенской области о признании права собственности на жилой дом.

В обоснование исковых требований истец Гордеева Н.А. в судебном заседании пояснила, что жилой <адрес> в <адрес>, общей площадью 13.0 кв.м., в том числе жилой 5.8 кв.м., принадлежал ее супругу ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Этот дом был приобретен ее супругом на слом, в тот период времени когда они уже находились в фактических брачных отношениях, а в ДД.ММ.ГГГГ года они зарегистрировали свой брак в органах ЗАГСа. В период нахождения в зарегистрированном браке, она, Гордеева Н.А., и ФИО1 снесли старый жилой дом и на его месте, на совместные денежные средства и совместными усилиями, построили новый бревенчатый жилой дом, общей площадью 26.1 кв.м. В 1985 году в жилому дому ими был самовольно возведен кирпичный пристрой под литером А1, общей площадью 21,2 кв.м. Поскольку дом и пристрой были построены при совместной жизни с ФИО1 и на совместные средства (оба работали когда строились - муж в <данные изъяты> , а она на Кузнецком <данные изъяты>), считает что она приобрела право собственности на 1/2 доли жилого дома как пережившая своего супруга. До 1994 года проживали в указанном доме единой семьей, а затем стали проживать раздельно, так как их брак с ФИО1 был расторгнут. В 1997 году они стали вновь проживать совместно, однако в брак повторно не вступали. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. Наследниками на его имущество являются его дочери: истец Биксалеева Е.Н. и третье лицо по делу ФИО8, которая от своей доли в наследственном имуществе отказалась в пользу своей сестры. Она, Гордеева Н.А. не является наследницей по закону, поскольку не состояла в зарегистрированном браке с умершим на день его смерти. Других наследников не имеется.

Нотариусом г. Кузнецка Пензенской области Агрызковой Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия. В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на вышеуказанный жилой дом истцу Биксалеевой Е.Н. было отказано ввиду отсутствия на него правоустанавливающих документов.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

ДД.ММ.ГГГГ отдел архитектуры и градостроительства администрации <адрес> согласовал представленную документацию на одноэтажный бревенчатый жилой дом (литер А) с кирпичными пристроем (литер А1), общей площадью 47,3 кв.м, в том числе жилой площадью 38,8 кв.м, самовольно выстроенного по <адрес> и счет его эксплуатацию возможной.

Согласно кадастровой выписки о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости), выданной Межрайонным отделом ФГУ ЗКП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ , вышеуказанный жилой дом находится на земельном участке площадью 133 кв.м и предоставлен под индивидуальную жилую застройку.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Просила признать за ней, Гордеевой Н.А., и Биксалеевой Е.Н. право собственности по 1/2 доли жилого дома за каждой, расположенного в <адрес>, общеполезной площадью 47,3 кв.м, в том числе жилой площадью 38,8 кв.м.

Истец Биксалеева Е.Н. исковые требования поддержала, в обосновании которых привела доводы, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить и признать за ней, Биксалеевой Е.Н., и ее матерью Гордеевой Н.А. право собственности по 1/2 доли жилого дома за каждой, расположенного в <адрес>, ул. 2-1 Линия, <адрес>, общеполезной площадью 47,3 кв.м, в том числе жилой площадью 38,8 кв.м.

Представитель ответчика - администрации <адрес> Вольскова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Третье лицо ФИО8 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена надлежащим образом и своевременно, возражений не представлено.

Суд, выслушав истцов, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин РФ вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.

Согласно свидетельству о смерти ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки территориального отдела ЗАГС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вступил в зарегистрированный брак с ФИО1 (добрачная фамилия ФИО16) Н.А.

В судебном заседании установлено, что жилой <адрес> в <адрес>, общей площадь. 13.0 кв.м., в том числе жилой 5.8 кв.м., принадлежал умершему ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. В период нахождения в зарегистрированном браке, супруги ФИО1 снесли старый жилой дом и на его месте, на совместные денежные средства и совместными усилиями, построили новый бревенчатый жилой дом, общей площадью 26.1 кв.м. Кроме этого, в 1985 году в жилому дому ими был самовольно возведен кирпичный пристрой под литером А1, общей площадью 21,2 кв.м. Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в материалах гражданского дела актом от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецкого отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». Однако, надлежащим образом, в установленном законом порядке вновь возведенный жилой дом супругами Гордеевыми не был оформлен. Наследниками на имущество ФИО1 являются его дочери: истец Биксалеева Е.Н. и третье лицо по делу ФИО8, которая от своей доли в наследственном имуществе отказалась в пользу своей сестры, о чем свидетельствует ее заявление на имя нотариуса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Истец Гордеева Н.А. не является наследницей по закону, поскольку не состояла в зарегистрированном браке с умершим на день его смерти. Других наследников не имеется. Нотариусом <адрес> Агрызковой Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия. В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на вышеуказанный жилой дом истцу Биксалеевой Е.Н. было отказано ввиду отсутствия на него правоустанавливающих документов. ДД.ММ.ГГГГ отдел архитектуры и градостроительства администрации <адрес> согласовал представленную документацию на одноэтажный бревенчатый жилой дом (литер А) с кирпичными пристроем (литер А1), общей площадью 47,3 кв.м, в том числе жилой площадью 38,8 кв.м, самовольно выстроенного по <адрес> и счет его эксплуатацию возможной.

Согласно ст. ст. 34, 39 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, доли супругов признаются равными.

В связи с тем, что на момент строительства жилого дома и пристроя истец Гордеева Н.А. состояла в браке с ФИО1, их доли в домовладении являются равными.

В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствие со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.

На основании п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.

Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных ст. 222 ГК РФ (п. 27).

Согласно п. 2, 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи домовладения находился у ФИО1 в бессрочном пользовании.

Согласно кадастровой выписки о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости), выданной Межрайонным отделом ФГУ ЗКП по Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ , вышеуказанный жилой дом находится на земельном участке площадью 133 кв.м и предоставлен под индивидуальную жилую застройку.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

С учетом того, что земельный участок на законных основаниях находился в пользовании ФИО1 на момент возведения нового жилого дома и пристроя, суд считает возможным признать за Гордеевой Н.А. (в порядке ст.ст. 34, 39 СК РФ) и Биксалеевой Е.Н., в порядке наследования (наследник первой очереди), право собственности на жилой <адрес>.

Признание права собственности за истцами на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не нарушает права и законные интересы других лиц. Собственник домовладения по <адрес> ФИО7 не возражает против оформления в собственность истцов жилого <адрес> в г. Кузнецке Пензенской области.

На основании вышеизложенного, оценив представленные доказательства, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцами требований, в связи с чем, считает возможным их удовлетворить.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Биксалеевой Е.Н., Гордеевой Н.А. удовлетворить.

Признать за Биксалеевой Е.Н. и Гордеевой Н.А. право собственности на жилой дом, расположенный в <адрес>, общеполезной площадью 47,3 кв.м, в том числе жилой площадью 38,8 кв.м., по 1/2 доли за каждой.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Кузнецкий городской суд.

Судья: