решение о признании права собственности на земельный участок и жилой дом в порядке наследования



Дело № 2-734/11г.РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2011 года                                                                 город Кузнецк                                                                                            

Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Зинченко Н.К.,

при секретаре Авериной Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области гражданское дело по иску Трофимовой Е.С., Александровой А.С. к администрации города Кузнецка о признании права собственности на земельный участок и жилой дом в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Трофимова Е.С., Александрова А.С. обратились в суд с иском к администрации города Кузнецка о признании права собственности на земельный участок и жилой дом в порядке наследования.

В обоснование исковых требований истец Трофимова Е.С. в судебном заседании пояснила, что земельный участок и расположенный на нем жилой <адрес> в г. Кузнецке Пензенской области принадлежит, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, их отцу ФИО3, который умер ДД.ММ.ГГГГ. Наследниками отца по закону являются она, Трофимова Е.С., и ее родная сестра Александрова А.С., другие наследники - супруга умершего ФИО3 и его родители ФИО5 и ФИО6, отказались от причитающейся им доли в наследственном имуществе в их, истцов, пользу.

При обращении в нотариальную контору для оформления своих наследственных прав, нотариусом г. Кузнецка Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия, в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на вышеуказанный жилой дом и земельный участок было отказано ввиду того, что у наследодателя не возникло право собственности на объекты наследования - регистрация договора была произведена ДД.ММ.ГГГГ, а отец погиб ДД.ММ.ГГГГ.

Ввиду того, что договор дарения был составлен в надлежащей письменной форме, подписан дарителем и одаряемым, все необходимые существенные условия договора в нем указаны и договор прошел обязательную государственную регистрацию в Управлении федеральной регистрационной службы по Пензенской области, считает, что отец приобрел право собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой <адрес> в г. Кузнецке Пензенской области, так как вступил во владение подаренным ему имуществом, несмотря на то, что умер за три дня до того, как была произведена регистрация договора дарения.

ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, после ее смерти в наследство никто не вступал, детей у нее не было.

Просит признать за ней, Трофимовой Е.С., и Александровой А.С., право собственности в порядке наследования, по 1/2 доли за каждой, на земельный участок, с кадастровым номером , площадью 485,0 кв.м., и жилой дом, общей площадью 38,0 кв.м., в том числе жилой площадью 38,0 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец Александрова А.С., представитель истцов Золина Н.А., действующая на основании доверенности, сослались на доводы, изложенные в исковом заявлении, просили об удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель ответчика - администрации г. Кузнецка Пензенской области Иньшова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований о признании за истцами право собственности в порядке наследования, по 1/2 доли за каждой, на земельный участок и жилой дом.

Суд, выслушав истцов, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 передала безвозмездно в качестве дара ФИО3 земельный участок и расположенный на нем жилой <адрес> в г. Кузнецке Пензенской области.

Согласно свидетельству о смерти ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.

При обращении истцов Александровой А.С. и ФИО10 в нотариальную контору для оформления своих наследственных прав, нотариусом г. Кузнецка Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия, в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок, с кадастровым номером , площадью 485,0 кв.м., и жилой дом, общей площадью 38,0 кв.м., в том числе жилой площадью 38,0 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, было отказано ввиду того, что у наследодателя не возникло право собственности на объекты наследования.

В силу п. 3 ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Согласно п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Данный договор был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в Кузнецком отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах гражданского дела выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером , и расположенного на нем жилого <адрес> в г. Кузнецке Пензенской области является ФИО3

Поскольку вышеуказанной правовой нормой (п.3 ст. 574 ГК РФ) не предусмотрена недействительность договора дарения недвижимого имущества в случае несоблюдения требования о государственной регистрации такого договора (учитывая, что по другим основаниям указанный договор дарения не признан недействительным), у суда не имеется правовых оснований полагать, что в данном случае договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ является недействительным. Судом установлено, что даритель ФИО7 и одаряемый ФИО3 лично участвовали в заключении договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, чем выразили свою волю на заключение и государственную регистрацию указанной сделки, заявление о регистрации сделки было подано при жизни одаряемого, то сам по себе факт смерти одаряемого в процессе государственной регистрации права не является основанием для признания недействительными договора дарения.

Кроме этого, в судебном заседании было установлено, что сразу после заключения договора дарения земельного участка и жилого дома, ФИО3 вступил во владение и пользование подаренным ему недвижимым имуществом. Даритель ФИО7 при жизни не изъявила желания признать данный договор дарения недействительным.

ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО7, после смерти которой наследственные дела не заводились, что подтверждается письмами нотариусов города Кузнецка Пензенской области - Шишковой Л.А., Рожковой Л.М. и Конновой Л.К.

Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.

В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствие со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.

На основании п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии со ст. 218 ч. 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В судебном заседании установлено, что земельный участок и расположенный на нем жилой <адрес> в г. Кузнецке Пензенской области, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит ФИО3, который умер ДД.ММ.ГГГГ. Наследниками на имущество умершего являются его дети - истцы по делу Трофимова Е.С. и Александрова А.С., другие наследники - супруга умершего ФИО3 и его родители ФИО5 и ФИО6, отказались от причитающейся им доли в наследственном имуществе в пользу истцов, что усматривается из представленного нотариусом г. Кузнецка суду наследственного дела за 2008 год после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Из имеющегося в материалах гражданского дела технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Кузнецким отделением Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», следует, что общая и жилая площади жилого <адрес> составляют 38,0 кв.м. Правообладателем указан ФИО3

Согласно кадастровой выписки о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 485,0 кв.м. Правообладателем указан ФИО3

С учетом проанализированных выше документов, суд считает возможным признать за истцами Трофимовой Е.С. и Александровой А.С. право собственности в порядке наследования, по 1/2 доли за каждой, на земельный участок и жилой дом, общей площадью 38,0 кв.м., в том числе жилой площадью 38,0 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

На основании вышеизложенного, оценив представленные доказательства, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцами Трофимовой Е.С. и Александровой А.С исковых требований, в связи с чем, считает возможным их удовлетворить.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Трофимовой Е.С., Александровой А.С. удовлетворить.

Признать за Трофимовой Е.С. и Александровой А.С. право собственности в порядке наследования, по 1/2 доли за каждой, на земельный участок, с кадастровым номером , площадью 485,0 кв.м., и жилой дом, общей площадью 38,0 кв.м., в том числе жилой площадью 38,0 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Кузнецкий городской суд.

Судья: