Дело № 2-1106/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 ноября 2011 года г. Кузнецк Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Пшечук Н.А., при секретаре Плясуновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке Пензенской области, ул. Рабочая, 199, в помещении суда гражданское дело по иску Мохровой В.П. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району об отмене решения комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан, назначении пенсии, УСТАНОВИЛ: Мохрова В.П. обратилась в суд с названным иском. В судебном заседании истец Мохрова В.П. исковые требования поддержала, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии и решением № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в её назначении в связи с недостаточность специального стажа, который составил 23 года 9 месяцев 28 дней. При этом из стажа был исключен период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей филиалом Никольской сельской библиотеки, так как Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ № не предусмотрено учреждение «филиал библиотеки». Списком от 06.09.1991 № 463, Списком от 22.09.1999 № 1067, Списком от 29.10.2002 № 781 указанные должность и учреждение не предусмотрены. Считает отказ в назначении пенсии необоснованным и незаконным. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала заведующей филиалом Никольской сельской библиотеки Кузнецкой Центральной библиотечной системы Пензенской области, выполняя обязанности библиотекаря. Режим работы был с 10 до 19 часов с перерывом на обед с 14 до 15 часов, один выходной день - понедельник, оклад составлял 110 рублей. Работая в указанной должности, она выдавала книги читателям (взрослым и детям) по абонементам и в читальном зале, вела алфавитную картотеку читателей, учет книг, сверку книгофонда, оформляла стенды, проводила библиографические уроки. Считает, что она имеет право на досрочное назначение пенсии, поскольку в указанный период она фактически исполняла обязанности библиотекаря. Просила суд признать отказ ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязать включить в специальный педагогический стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Представитель истца Бочкарева Т.С., действующая на основании п. 6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования Мохровой В.П. поддержала по доводам, изложенным истцом, дополнительно суду пояснила, что штатными расписаниями за 1985-1986 гг. Никольской сельской библиотеки, являющейся структурным подразделением центральной библиотечной системы Кузнецкого района Пензенской области, были предусмотрены 1 единица заведующего филиалом с заработной платой 110 руб. и 0,5 ставки библиотекаря с заработной платой 42,50 руб. При этом в библиотеке работала только истец, ей выплачивалась заработная плата в размере 110 рублей. Просила иск Мохровой В.П. удовлетворить. Представитель ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области Салдаев Р.В., действующий в силу доверенности, иск не признал и суду пояснил, что согласно решению № от ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж Мохровой В.П. не был засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей филиалом Никольской сельской библиотеки, так как Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ № не предусмотрено учреждение «филиал библиотеки». Списком от 06.09.1991 № 463, Списком от 22.09.1999 № 1067, Списком от 29.10.2002 № 781 указанная должность и учреждение не предусмотрены. Специальный трудовой стаж истца на ДД.ММ.ГГГГ составил 23 года 9 месяцев 28 дней, что не дает права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Просил суд в иске Мохровой В.П. отказать. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства..., развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Подп. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 во исполнение ст. 27 указанного Закона были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Согласно ст. 77 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. В соответствии со ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» пенсия за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждения для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. Согласно ст. 83 названного закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и Правила исчисления выслуги и назначения пенсий утверждается Правительством РФ по согласованию с Пенсионным Фондом РФ. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.99 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.99 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.91 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего Постановления. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Как указано в п. 2 названного постановления, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Согласно названным Спискам перечень наименования должностей и учреждений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом для зачета в выслугу лет периодов работы необходимо, чтобы работа протекала в должностях, поименованных разделом «наименование должностей» Списка и одновременно в учреждениях, поименованных разделом «наименование учреждений» Списка. Из постановления Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» следует, что пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначатется учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подп. а п. 1). В данном Перечне в графе «наименование учреждений и организаций» указаны в том числе библиотеки, в графе «наименование должностей» - заведующие, библиотекари. Отказывая истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик исходил из того, что на день обращения в ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области её специальный трудовой стаж составлял 23 года 9 месяцев 28 дней, учитывая, что период работы истца ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей филиалом Никольской сельской библиотеки, не был засчитан в её специальный трудовой стаж, так как указанным выше Перечнем от 17.12.1959 № 1397 не предусмотрено учреждение «филиал библиотеки», а Списком от 06.09.1991 № 463, Списком от 22.09.1999 № 1067, Списком от 29.10.2002 № 781 указанная должность и учреждение не предусмотрены. Данное решение ответчика суд находит не соответствующим требованиям закона. Как установлено в судебном заседании, истец Мохрова (до брака У. В.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности заведующей филиалом Никольской сельской библиотеки Кузнецкой центральной библиотечной системы, поскольку согласно записям трудовой книжки истца ДД.ММ.ГГГГ она была уволена из объединения «Пензаоблпарикмахерские», ДД.ММ.ГГГГ принята на должность заведующей филиалом Никольской сельской библиотеки Кузнецкой ЦБС Пензенской области, откуда уволена ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день назначена воспитателем группы продленного дня Никольской средней школы. Согласно справке МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец работала библиотекарем Никольской сельской библиотеки с ДД.ММ.ГГГГ - приказ №-л/2 от ДД.ММ.ГГГГ. Из копии данного приказа следует, что истец была принята временно на должность заведующей филиалом Никольской сельской библиотеки Кузнецкой ЦБС на время декретного отпуска с окладом 110 рублей. Штатными расписаниями за ДД.ММ.ГГГГ гг. Никольской сельской библиотеки (филиал №), являющейся структурным подразделением центральной библиотечной системы Кузнецкого района Пензенской области, были предусмотрены 1 единица заведующего филиалом с заработной платой 110 руб. и 0,5 ставки библиотекаря с заработной платой 42,50 руб. Работником данного филиала библиотеки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была только истец, работавшая заведующей филиалом, при этом имелась вакантная должность библиотекаря 0,5 ставки. Истцу за спорный период выплачивалась заработная плата по должности заведующей филиалом. Указанное следует из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Кузнецкий городской архив», сообщения МБУК Кузнецкого района Пензенской области «Межпоселенческая центральная районная библиотека», справки № от ДД.ММ.ГГГГ о заработке Мохровой В.П. за период с июня 1985 года по сентябрь 1986 года. Из изложенного следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец, принятая на должность заведующей филиалом фактически исполняла обязанности библиотекаря. Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Согласно Инструктивному письму Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», в библиотеках право на пенсию за выслугу лет имеют заведующие и библиотекари. В срок выслуги лет засчитывается время работы во всех библиотеках независимо от их ведомственной принадлежности - в школьных, массовых, детских, в библиотеках предприятий, учреждений, организаций (п. 2.7). Никольская сельская библиотека в период 1985-1986 гг. являлась структурным подразделением центральной библиотечной системы Кузнецкого района Пензенской области, её филиалом № 10. Данное обстоятельство не лишает истца права на назначение льготной пенсии. Суд, оценив представленные истцом доказательства, считает, что, отказывая истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик не учел, что в оспариваемый период времени она занималась педагогической деятельностью в учреждении для детей (библиотеке), что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Работая в филиале Центральной библиотечной системы Кузнецкого района Пензенской области - Никольской сельской библиотеки в должности заведующей, фактически исполняя обязанности библиотекаря, истец имела все основания предполагать, что время работы в данном учреждении и в данной должности будет включено в её стаж, дающий право на льготную пенсию в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. По смыслу пенсионного законодательства основным критерием для назначения льготной пенсии является непосредственное осуществление педагогической (образовательной) деятельности в государственных и муниципальных учреждениях. Право на назначение досрочной трудовой пенсии педагогические работники приобретают в течение 25 лет и исключение ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области спорного периода из специального трудового стажа истца, суд считает ограничивающим право истицы на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности. Как пояснила истец в судебном заседании фактически к исполнению обязанностей заведующей филиалом она была допущена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно записи в трудовой книжке истец была уволена с предыдущего места работы ДД.ММ.ГГГГ. При включении в специальный трудовой стаж истца оспариваемого периода работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, её специальный стаж в связи с педагогической деятельностью составит на ДД.ММ.ГГГГ более 25 лет, что дает ей право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии со ст. 19 ч. 1 и ч. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения (но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию), которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, за указанной пенсией. При таких обстоятельствах исковые требования Мохровой В.П. подлежат удовлетворению. На основании ст. 98 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате истцом государственной пошлины при подаче искового заявления в сумме 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Мохровой В.П. удовлетворить. Признать незаконным решение комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Мохровой В.П.. Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области засчитать в специальный трудовой стаж Мохровой В.П. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 с момента её обращения за назначением пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области в пользу Мохровой В.П. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Кузнецкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 25.11.2011 года. Судья: