Дело № 2-143/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«28» февраля 2011 года
Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Пшечук Н.А.,
при секретаре Маркеевой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке, Пензенской области, ул. Рабочая, 199, в помещении суда
гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области к Кузнецкому отделению Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» в Пензенской области о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области обратилось в суд с иском к Кузнецкому отделению Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» в Пензенской области о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица по следующим основаниям.
В целях получения информации о деятельности указанной Организации Управлением Министерства юстиции РФ по Пензенской области (далее Управлением) ДД.ММ.ГГГГ по месту нахождения руководящих органов Организации, а также по месту регистрации ее председателя были направлены заказные уведомления о проведении плановой документальной проверки и представлении необходимых документов. Однако к указанному в уведомлении сроку необходимые документы представлены не были, уведомления были возвращено с отметкой органа почтовой связи «Отсутствие адресата по указанному адресу». Таким образом, Организацией не соблюдается обязанность информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
К указанному в уведомлении о проведении проверки сроку необходимые документы представлены не были. Проверка проводилась по материалам регистрационного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ общественное объединение обязано:
- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;
- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Общественное объединение обязано в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, представить в Управление информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества по форме № ОН0003, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».
В ходе проверки установлено, что с 2006 года по настоящее время (декабрь 2010 года) Организацией не исполнялись требования ч.1 ст. 29 Закона в части предоставления сведений о продолжении своей деятельности, что является нарушением действующего федерального законодательства.
Кроме того, с 2007 года по настоящее время Организацией не исполнена обязанность по своевременному представлению информации но форме № ОН0003, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридическою лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Просит признать Кузнецкое отделение Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» в Пензенской области прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судом извещен. В своем заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, удовлетворив заявленные требования.
Представитель ответчика в судебное заседание также не явился, о времени и месте извещен.
Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом. В своем заявлении указал, что Кузнецкое отделение Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» в Пензенской области задолженности по налогам, пеням и штрафам не имеет, налоговая и бухгалтерская отчетность не предоставлялась. Ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия и отсутствии возражений против удовлетворения заявленных требований.
Суд, изучив исковые требования истца и исследовав материалы гражданского дела, считает исковое заявление Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно свидетельству в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о Кузнецком отделении Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» в Пензенской области (л.д. 34).
Согласно свидетельству о государственной регистрации структурного подразделения общественного объединения Кузнецкое отделение Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» в Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, территориальной сферой деятельности является - местная, постоянно действующий руководящий орган и его адрес - председатель отделения, Пензенская область, Кузнецкий район, г. Кузнецк, ул. Ленина, 231 (л.д. 7).
Согласно Уставу Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» («ВООИЧ») (л.д. 21-30), утвержденной в 4 редакции на 6 конференции от ДД.ММ.ГГГГ, ВООИЧ является некоммерческим общероссийским общественным объединением граждан, созданным в форме общественной организации для содействия решению медицинской, социальной и правовой защиты инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и др. (п. 1.1).
ВООИЧ является юридическим лицом по законодательству РФ (п. 1.5).
ВООИЧ состоит из Региональных отделений, Местных отделений, филиалов, представительств. Отделения ВООИЧ создаются по территориальному признаку. Местом создания Регионального отделения является территория соответствующего субъекта РФ. Местные отделения, создаются в пределах территории органа Местного самоуправления (муниципального образования), входящей в состав Региона. В случае отсутствия на территории субъекта РФ местных отделений в составе ВООИЧ может быть только Региональное отделение, созданное на территории соответствующего субъекта РФ (п. 3.1).
Деятельность ВООИЧ прекращается при его ликвидации по решению Конференции, если за это решение проголосовало 2/3 присутствующих на Конференции делегатов. Деятельность ВООИЧ может быть прекращена также судом в порядке, предусмотренном действующим законодательством (п.п. 9.1, 9.2).
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Конституции РФ, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Согласно ч. 1, 3 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В соответствии со ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Из ст. 117 ГК РФ следует, что общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.
Данные положения также закреплены в ст. 6 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно ст. 21 указанного Закона ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно ч. 3 ст. 32 указанного Закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд (п. 5 ч. 5).
Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (ч. 10).
Согласно подп. а п. 2 постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 года N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.
Уполномоченный орган (его территориальный орган) не вправе отказать в принятии указанных документов и в случае их непосредственного представления некоммерческой организацией обязан выдать расписку с отметкой об их получении.
Датой представления некоммерческой организацией указанных документов считается дата их принятия уполномоченным органом (его территориальным органом), если документы представлены непосредственно, или дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.
Из ст. 44 указанного Закона следует, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, в том числе, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Статьей 29 указанного Закона предусмотрены обязанности общественного объединения, в числе которых соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Как было установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области Кузнецкому отделению Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» в Пензенской области, а также его председателю, были направлены уведомления о проведении плановой документальной проверки и представлении необходимых документов, согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Минюста РФ по Пензенской области, которые к указанному сроку представлены не были, уведомления были возвращены с отметкой органа почтовой связи «Отсутствие адресата по указанному адресу», что подтверждается копиями уведомлений (л.д. 46-47).
Таким образом, ответчиком не соблюдается обязанность информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Согласно справке по результатам проверки материалов регистрационного дела от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста РФ по Пензенской области, в результате проверки материалов регистрационного дела № Кузнецкого отделения Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» в <адрес> установлено, что руководством Организации неоднократно (с 2006 года по настоящее время) не исполняется обязанность по ежегодному информированию органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, с 2007 года по настоящее время Организацией не исполнена обязанность по предоставлению информации об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества по форме № ОН0003, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», до 15 апреля года, следующего за отчетным.
В материалах дела имеются заявление о государственной регистрации Кузнецкого отделения Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» в Пензенской области и сведения о заявителях от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об учредителях Кузнецкого отделения ВООИЧ, квитанция об оплате госпошлины за госрегистрацию от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ Общего собрания Кузнецкого отделения ВООИЧ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» об утверждении решения об избрании председателем Кузнецкого отделения ВООИЧ Рунова В.Н., сообщение комитета по управлению имуществом г. Кузнецка от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении помещения по <адрес> общественной организации инвалидов «Чернобылец», сведения о видах экономической деятельности Кузнецкого отделения ВООИЧ, свидетельство о госрегистрации от ДД.ММ.ГГГГ Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец», заключение Управления Федеральной регистрационной службы по Пензенской области и сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ о госрегистрации Кузнецкого отделения ВООИЧ, выписка из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, приказ ДД.ММ.ГГГГ-к от ДД.ММ.ГГГГ Минюста РФ.
На момент рассмотрения данного дела вышеуказанные нарушения требований закона также устранены не были, доказательств обратного суду не представлено.
Предусмотренных законом препятствий для ликвидации данного Кузнецкого отделения Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» в Пензенской области судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области к Кузнецкому отделению Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» в Пензенской области о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица удовлетворить.
Ликвидировать Кузнецкое отделение Всероссийской общественной организации инвалидов «Чернобылец» в Пензенской области и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Кузнецкий городской суд.
Судья: