Дело № 2-221/11 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2011 года
Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Мисюра Е.В.,
при секретаре Терентьевой Д.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области
гражданское дело по иску прокурора г. Кузнецка в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Пензенской области о понуждении к проведению аттестации по условиям труда рабочих мест,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Кузнецка в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Пензенской области (ФБУ ИЗ-58/2 УФСИН России по Пензенской области) о понуждении к проведению аттестации рабочих мест: начальника следственного изолятора, заместителя начальника следственного изолятора по оперативной работе, заместителя начальника следственного изолятора по охране, заместителя начальника следственного изолятора по кадрам и воспитательной работе, заместителя начальника следственного изолятора по тылу; в дежурной службе: дежурного помощника начальника следственного изолятора (4 единицы), младшего инспектора 1 категории (2 единицы), младшего инспектора 2 категории (6 единиц), младшего инспектора (8 единиц), оператора (4 единицы); в организационно-аналитической группе: старшего инспектора; в юридической группе: инженера по эксплуатации вычислительной техники; в оперативной группе: старшего оперуполномоченного, оперуполномоченного; в отделе охраны: начальника отдела, заместителя начальника отдела, старшего инспектора, инспектора (4 единицы), начальника караула (4 единицы), младшего инспектора 1 категории (5 единиц), младшего инспектора 2 категории (10 единиц), младшего инспектора (11 единиц); в группе инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения: старшего техника, техника (2 единицы), оператора (5 единиц), начальника склада вооружения, спецсредств и химимущества; в кинологической группе: старшего инструктора - кинолога, инструктора - кинолога (6 единиц), вожатого караульных собак, ветеринарного фельдшера (0,5 ставки); в отделе режима: начальника отдела, заместителя начальника отдела, начальника дневной смены, инспектора, младшего инспектора 1 категории (2 единицы), младшего инспектора 2 категории (4 единицы), коменданта, младшего инспектора (4 единицы); в группе специального учета: старшего инспектора; в группе кадров и работы с личным составом: инспектора; в психологической лаборатории: психолога; в бухгалтерии: главного бухгалтера; в канцелярии: начальника канцелярии; в здравпункте: начальника здравпункта - врача, врача - психиатра, фельдшера; в магазине: продавца продовольственных товаров.
В обоснование исковых требований прокурор г. Кузнецка указал, что прокуратурой г. Кузнецка была проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства, в ходе которой было установлено, что в ФБУ ИЗ-58/2 УФСИН России по Пензенской области аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась.
Согласно штатному расписанию в ФБУ ИЗ-58/2 УФСИН России по Пензенской области по состоянию на 07.02.2011 имеется 54 вышеперечисленных рабочих места.
На основании ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя. Последний обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Регулирование вопросов деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформление и использование результатов аттестации, а также определение методов исследования при проведении оценки условий труда регламентировано Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569.
Согласно указанному порядку аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (п. 2 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях, в том числе, контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с использованием им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроля динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставление работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; подготовки статистической отчетности об условиях труда; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников и другое.
Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет (п. 5 Порядка). Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. 7 Порядка).
Неисполнение ФБУ ИЗ-58/2 УФСИН России по Пензенской области требований действующего трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права лиц, работающих в организации, круг которых в результате периодических изменений кадрового состава меняется, в связи с чем, прокурор города обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц.
Просил обязать ФБУ ИЗ-58/2 УФСИН России по Пензенской области провести аттестацию по условиям труда 54 вышеуказанных рабочих мест.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора г. Кузнецка Денисенков А.С. исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, просил исковые требований удовлетворить в полном объеме, обязать ФБУ ИЗ-58/2 УФСИН России по Пензенской области в 2-месячный срок организовать проведение аттестации 54 рабочих мест по условиям труда.
Представитель ответчика ФБУ ИЗ-58/2 УФСИН России по Пензенской области Уварова М.Р., действующая в силу доверенности, исковые требования прокурора г. Кузнецка признала, согласившись с предъявленными требованиями в части проведения аттестации 54 рабочих мест. Дополнительно суду пояснила, что в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета ФБУ ИЗ-58/2 УФСИН России по Пензенской области не выполнило требования прокурора в установленный срок.
Суд, выслушав мнение представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с абз. 2 ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.
На основании ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя. Последний обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Регулирование вопросов деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформление и использование результатов аттестации, а также определение методов исследования при проведении оценки условий труда регламентировано Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569.
Согласно указанному порядку аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (п. 2 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях, в том числе, контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с использованием им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроля динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставление работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; подготовки статистической отчетности об условиях труда; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников и другое.
Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет (п. 5 Порядка). Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. 7 Порядка).
В судебном заседании установлено, что согласно штатному расписанию в ФБУ ИЗ-58/2 УФСИН России по Пензенской области по состоянию на 07.02.2011 имеется 54 рабочих места: начальника следственного изолятора, заместителя начальника следственного изолятора по оперативной работе, заместителя начальника следственного изолятора по охране, заместителя начальника следственного изолятора по кадрам и воспитательной работе, заместителя начальника следственного изолятора по тылу, дежурного помощника начальника следственного изолятора (4 единицы), младшего инспектора 1 категории дежурной службы (2 единицы), младшего инспектора 2 категории дежурной службы (6 единиц), младшего инспектора дежурной службы (8 единиц), оператора дежурной службы (4 единицы), старшего инспектора организационно-аналитической группы, инженера по эксплуатации вычислительной техники юридической группы, старшего оперуполномоченного оперативной группы, оперуполномоченного оперативной группы, начальника отдела охраны, заместителя начальника отдела охраны, старшего инспектора отдела охраны, инспектора отдела охраны (4 единицы), начальника караула отдела охраны (4 единицы), младшего инспектора 1 категории отдела охраны (5 единиц), младшего инспектора 2 категории отдела охраны (10 единиц), младшего инспектора отдела охраны (11 единиц), старшего техника группы инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения, техника группы инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения (2 единицы), оператора группы инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения (5 единиц), начальника склада вооружения, спецсредств и химимущества группы инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения, старшего инструктора - кинолога кинологической группы, инструктора - кинолога кинологической группы (6 единиц), вожатого караульных собак кинологической группы, ветеринарного фельдшера кинологической группы (0,5 ставки), начальника отдела режима, заместителя начальника отдела режима, начальника дневной смены отдела режима, инспектора отдела режима, младшего инспектора 1 категории отдела режима (2 единицы), младшего инспектора 2 категории отдела режима (4 единицы), коменданта отдела режима, младшего инспектора отдела режима (4 единицы), старшего инспектора группы специального учета, инспектора группы кадров и работы с личным составом, психолога, главного бухгалтера, начальника канцелярии, начальника здравпункта - врача, врача - психиатра врачебного здравпункта, фельдшера врачебного здравпункта, продавца продовольственных товаров.
Прокуратурой Пензенской области 27.01.2011 в ФБУ ИЗ-58/2 УФСИН России по Пензенской области была проведена проверка соблюдения законодательства о труде и охране труда, в результате которой были выявлены нарушения, связанные с проведением аттестации рабочих мест по условиям труда сотрудников указанного учреждения.
В ходе проведения прокуратурой г. Кузнецка проверки соблюдения требований трудового законодательства 07.02.2011 было установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда в ФБУ ИЗ-58/2 УФСИН России по Пензенской области до настоящего времени не была проведена.
Суд принимает признание ответчиком исковых требований прокурора г. Кузнецка, поскольку такое признание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Принимая во внимание, что не проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в ФБУ ИЗ-58/2 УФСИН России по Пензенской области является нарушением требований действующего законодательства и влечет нарушение прав лиц, работающих в организации, круг которых в результате периодических изменений кадрового состава меняется, суд считает исковые требования прокурора г. Кузнецка в интересах неопределенного круга лиц к ФБУ ИЗ-58/2 УФСИН России по Пензенской области о понуждении к проведению аттестации по условиям труда рабочих мест законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с тем, что истец освобожден в силу требований законодательства РФ от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (п. 9 ст. 333.36 НК РФ), исковые требования прокурора г. Кузнецка судом удовлетворены, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ФБУ ИЗ-58/2 УФСИН России по Пензенской области в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей, предусмотренном ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Кузнецка в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Пензенской области о понуждении к проведению аттестации по условиям труда рабочих мест - удовлетворить.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Следственный изолятор № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Пензенской области провести аттестацию по условиям труда рабочих мест: начальника следственного изолятора, заместителя начальника следственного изолятора по оперативной работе, заместителя начальника следственного изолятора по охране, заместителя начальника следственного изолятора по кадрам и воспитательной работе, заместителя начальника следственного изолятора по тылу, дежурного помощника начальника следственного изолятора (4 единицы), младшего инспектора 1 категории дежурной службы (2 единицы), младшего инспектора 2 категории дежурной службы (6 единиц), младшего инспектора дежурной службы (8 единиц), оператора дежурной службы (4 единицы), старшего инспектора организационно-аналитической службы, инженера по эксплуатации вычислительной техники юридической группы, старшего оперуполномоченного оперативной группы, оперуполномоченного оперативной группы, начальника отдела охраны, заместителя начальника отдела охраны, старшего инспектора отдела охраны, инспектора отдела охраны (4 единицы), начальника караула отдела охраны (4 единицы), младшего инспектора 1 категории отдела охраны (5 единиц), младшего инспектора 2 категории отдела охраны (10 единиц), младшего инспектора отдела охраны (11 единиц); старшего техника группы инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения, техника группы инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения (2 единицы), оператора группы инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения (5 единиц), начальника склада вооружения, спецсредств и химимущества группы инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения, старшего инструктора - кинолога кинологической группы, инструктора - кинолога кинологической группы (6 единиц), вожатого караульных собак кинологической группы, ветеринарного фельдшера кинологической группы (0,5 ставки); начальника отдела режима, заместителя начальника отдела режима, начальника дневной смены отдела режима, инспектора отдела режима, младшего инспектора 1 категории отдела режима (2 единицы), младшего инспектора 2 категории отдела режима (4 единицы), коменданта отдела режима, младшего инспектора отдела режима (4 единицы); старшего инспектора группы специального учета; инспектора группы кадров и работы с личным составом, психолога, главного бухгалтера, начальника канцелярии, начальника здравпункта - врача, врача - психиатра врачебного здравпункта, фельдшера врачебного здравпункта, продавца продовольственных товаров в 2-месячный срок.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Пензенской области государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Кузнецкий городской суд Пензенской области.
Судья: подпись.