решение об оспаривании решения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2011 года

Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Мисюра Е.В.,

при секретаре Апариной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Кузнецка Пензенской области гражданское дело по заявлению Рыбакова В.Ф. об оспаривании решения Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации - фонда «За достоинство личности»,

УСТАНОВИЛ:

Рыбаков В.Ф. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации некоммерческой организации - фонда «За достоинство личности».

В обоснование заявления заявитель Рыбаков В.Ф. указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области с заявлением о государственной регистрации некоммерческой организации - фонда «За достоинство личности» при ее создании с приложением необходимых документов. Распоряжением начальника Управления № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в государственной регистрации указанной некоммерческой организации на основании подп. 1 и 4 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Считая данный отказ нарушающим его право на свободное занятие некоммерческой экономической деятельностью, гарантированное ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, просил признать его незаконным и обязать устранить допущенные нарушения его прав и свобод, приняв решение зарегистрировать некоммерческую организацию - фонд «За достоинство личности».

В судебном заседании Рыбаков В.Ф. заявление поддержал, настаивал на удовлетворении заявления, дополнительно пояснил, что он представил в Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области документы на государственную регистрацию некоммерческой организации - фонда «За достоинство личности» в полном объеме, в том числе сведения об адресе в виде копии первой страницы заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании. Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области не имело права проверять его устав по форме и содержанию на соответствие законодательству РФ, а только лишь на предмет того, не противоречит ли создаваемая им некоммерческая организация основам конституционного строя и не несет ли угрозу государству. Кроме того, часть замечаний, указанных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ (которое вообще не является документом), не является основанием для отказа в государственной регистрации, а является основанием для приостановления государственной регистрации. Считает, что отказ Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области носит формальный характер. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не предусматривает оформление отказа в государственной регистрации некоммерческой организации в виде распоряжения. Вместе с тем, Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области вынесло распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р (не мотивированное).

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области Лазарева Н.В., действующая в силу доверенности, с заявлением Рыбакова В.Ф. не согласна, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области поступили документы на государственную регистрацию некоммерческой организации - фонда «За достоинство личности», после рассмотрения которых в установленный Законом срок принято решение об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации - фонда «За достоинство личности» при ее создании по основаниям, предусмотренным подп. 1, 4 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях»некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

В силу п. 2 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.

Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства юстиции РФ, а также Положением об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 21.05.2009 № 147.

В соответствии с п. 37 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ Управление принимает решение о государственной регистрации некоммерческих организаций.

Приказом Министерства юстиции РФ от 31.03.2009 № 96 утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 6 раздела 1 Административного регламента конечными результатами исполнения государственной функции являются: государственная регистрация некоммерческой организации (принятие решения о государственной регистрации; направление в порядке, установленном законодательством РФ, документов в соответствующий регистрирующий орган для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц; получение документов из регистрирующего органа; внесение сведений о некоммерческой организации в ведомственный реестр, формирование и выдача документов заявителю); отказ в государственной регистрации некоммерческой организации.

Согласно подп. 1 и 4 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п. 44 раздела 2 Административного регламента в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если ее учредительные документы противоречат Конституции РФ и законодательству РФ; необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях», представлены неполностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган.

В рамках исполнения государственной функции по регистрации некоммерческой организации уполномоченный специалист проверяет соответствие состава представленных документов и порядка их оформления законодательству РФ и Административному регламенту, а также соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства РФ (п. 61 раздела 2 Административного регламента).

Одним из оснований отказа в государственной регистрации некоммерческой организации - фонда «За достоинство личности» явилось отсутствие предусмотренных ч. 5 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» сведений об адресе.

Из п. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 5 ст. 13.1 Закона для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;

8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.

В заявлении по форме РН0001, утвержденной Постановлением Правительства РФ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» от 15.04.2006 № 212, указывается место нахождения некоммерческой организации.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.

Пункт 2 ст. 54 ГК РФ устанавливает, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

На основании подп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии со ст. 27 Административного регламента сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, представляются в виде гарантийного письма или других документов, подтверждающих ее место нахождения, с приложением надлежащим образом заверенных копий правоустанавливающих документов.

То есть сведения об адресе - это самостоятельный вид информации (документа), необходимость представления которой для государственной регистрации прямо предусмотрена федеральным законодательством.

Управление принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации лишь при отсутствии установленных ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, что предполагает обязанность проверить представленные документы на соответствие Конституции РФ и законодательству РФ в целом (а не только законам, защищающим конституционные цели и ценности, указанные в п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Устав некоммерческой организации не соответствует (противоречит) законодательству РФ.

В соответствии с разделом 6 устава некоммерческой организации «изменение и дополнение в устав фонда вносятся в соответствии с федеральным законодательством и вступают в силу с момента их государственной регистрации».

Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устав должен содержать порядок внесения в него изменений и дополнений.

Федеральным законодательством указанный порядок напрямую не урегулирован, а требует решения данного вопроса именно уставом.

Таким образом, предусмотренная в разделе 6 устава отсылочная норма к «федеральному законодательству» несостоятельна, поскольку неурегулированность в уставе порядка внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации не несет правовых последствий и требует приведения в соответствие с требованиями п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области полагает, что уставом некоммерческой организации процедура внесения изменений и дополнений в устав не регламентирована, тогда как порядок должен быть четко прописан в уставе некоммерческой организации (ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). В связи с невозможностью определения понятий «в силу несоответствия настоящего раздела действительному положению дел, возникшему в результате развития фонда» (п. 4.2 раздела 4 устава) и «в случае несоответствия положений устава состоянию дел …» (раздел 6 устава) определить конкретные основания внесения изменений и дополнений в устав не представилось возможным. Исследовав устав некоммерческой организации, также не представилось возможным определить, по предложению какого именно органа будут вноситься изменения в устав (так, согласно п. 4.2 раздела 4 устава «… по собственной инициативе, или по представлению органов фонда …»; согласно разделу 6 устава «… исполнительные органы, попечительский совет …»). Следовательно, в уставе отсутствует порядок внесения в него изменений и дополнений.

Согласно п. 4.3 раздела 4 устава некоммерческой организации высшим органом управления фондом является Президент фонда, который назначается и отстраняется от должности учредителем фонда. Экс-президент фонда является Хранителем фонда с сохранением за ним оклада Президента фонда, что позволяет сделать вывод о том, что Президент фонда, являясь высшим органом, получает вознаграждение.

Однако данная норма устава не соответствует п. 5 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

В ходе рассмотрения документов установлено, что Рыбаков В.Ф. является единственным учредителем, единственным членом высшего органа управления и участником фонда, и ему предусматриваются выплаты, что противоречит ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками некоммерческой организации.

Согласно п. 4.5 раздела 4 устава некоммерческой организации к компетенции высшего органа управления отнесено «формирование фонда поощрения работников фонда по итогам года - Президентский фонд поощрения».

Пункт 4.8 раздела 4 устава предусматривает, что «директора вправе распределять между своими сотрудниками поощрения».

Из анализа норм устава некоммерческой организации следует, что полученная прибыль перераспределяется между участниками фонда.

Однако, в соответствии со ст. 50 ГК РФ и п. 3 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» полученная прибыль не подлежит распределению между участниками некоммерческой организации.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» предоставляет некоммерческим организациям возможность осуществления предпринимательской деятельности с условием, что прибыль или другие доходы не распределяются между учредителями, членами, должностными лицами, членами органов управления или наемными работниками. Целью деятельности некоммерческой организации является не извлечение прибыли, а достижение общественно полезных целей.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

В соответствии со ст. 191 ТК РФ поощрения в организации определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине, а не уставом. Исходя из положений устава, выделяются три источника расходования денежных средств: на уставные цели; содержание аппарата (выплаты в соответствии с законодательством) и отдельно формируется президентский фонд поощрения. Таким образом, поощрения имеют не однократный, а периодический характер, формируя тем самым отдельный источник расходования денежных средств, не соответствующий основной цели деятельности фонда, как некоммерческой организации, где все получаемые денежные средства должны направляться строго на общественно полезные цели.

Согласно п. 5.2 раздела 5 устава некоммерческой организации «фонд не подлежит никакой реорганизации и преобразованию».

Однако, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях» фонд может реорганизоваться в форме слияния, присоединения, разделения и выделения, за исключением реорганизации в форме преобразования. Реорганизацией юридического лица является прекращение его деятельности с переходом прав и обязанностей реорганизованного лица в зависимости от формы реорганизации к другому юридическому лицу или вновь возникшему юридическому лицу.

В статье 57 ГК РФ, содержащей общие положения о реорганизации юридического лица, различается добровольная и принудительная реорганизация юридического лица.

Таким образом, указание учредителем в разделе 5 устава некоммерческой организации на отсутствие возможности реорганизации (в какой-либо форме) противоречит нормам ГК РФ, которые помимо реорганизации в добровольном порядке, предусматривают и принудительную реорганизацию.

Статья 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устанавливает ряд общих вопросов, входящих в компетенцию высшего органа управления некоммерческой организации. Данная статья содержит исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к компетенции высшего органа управления некоммерческой организации, в том числе и вопрос о реорганизации некоммерческой организации. Однако, в нарушение данной статьи, в уставе вопрос о реорганизации фонда не отнесен к компетенции высшего органа, что дает возможность принятия решения о реорганизации другими органами.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставе некоммерческой организации должен быть определен срок полномочий органов управления некоммерческой организацией.

Однако, в нарушение указанной нормы в уставе фонда не указан срок полномочий исполнительного органа (директора) и попечительского совета. Статья 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» закрепляет общие правила для всех некоммерческих организаций, в том числе и для фонда. В ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что в учредительных документах некоммерческой организации должен определяться порядок управления деятельностью некоммерческой организацией. Из ст. 28 Закона следует, что только учредительными документами некоммерческой организации в обязательном порядке устанавливаются структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации.

Кроме того, в ходе рассмотрения документов Управлением Министерства юстиции РФ по Пензенской области было установлено: в нарушение п. 25 Административного регламента в представленном на регистрацию решении учредителя от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения об избрании (назначении) исполнительного органа, контрольно-ревизионного органа и попечительского совета, как органа надзора за деятельностью фонда; в нарушение п. 5 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в решении учредителя от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует вопрос об утверждении учредительного документа (устава) некоммерческой организации.

Решение о приостановлении государственной регистрации Управлением Министерства юстиции РФ по Пензенской области не принималось, поскольку были установлены основания для отказа в государственной регистрации: многие положения Устава (учредительного документа некоммерческой организации) противоречат требованиям федерального законодательства (подп. 1 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»); представлен неполный пакет документов (подп. 4 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Решение об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации принято в установленный Законом срок - 13 рабочий дней.

Конституционные права Рыбакова В.Ф., предусмотренные ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, нарушены не были.

В то же время Рыбакову В.Ф. не созданы препятствия к реализации его права на создание некоммерческой организации - фонда, поскольку отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Просит в удовлетворении заявления Рыбакова В.Ф. отказать.

Суд, выслушав заявителя и представителя Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

Согласно ст. 13.1 указанного Закона некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;

8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.

Уполномоченный орган или его территориальный орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 23.1 указанного Закона в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:

1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ;

4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации или о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации должно быть принято не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения представленных документов.

В случае отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации заявителю сообщается об этом в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием предусмотренных настоящей статьей оснований, вызвавших отказ в государственной регистрации или приостановление государственной регистрации некоммерческой организации.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Повторная подача заявления о государственной регистрации некоммерческой организации и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Рыбаков В.Ф. обратился в Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области с заявлением о государственной регистрации некоммерческой организации - фонда «За достоинство личности».

ДД.ММ.ГГГГ Рыбакову В.Ф. было отказано в государственной регистрации некоммерческой организации - фонда «За достоинство личности» на основании подп. 1 и 4 ст. 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Отказ выражен в форме распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ и сообщения от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы заявителя о предоставлении сведений об адресе в виде копии 1 листа Сведений об учредителях некоммерческой организации - физических лицах с указанием его места жительства (<адрес>20) противоречат требованиям Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Сведения об адресе являются самостоятельным видом информации (документом), необходимость которого для государственной регистрации прямо предусмотрена федеральным законодательством.

Доводы заявителя о том, что действия Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области по проверке положений устава на предмет соответствия Конституции РФ и действующему законодательству РФ неправомерны, также противоречат требованиям Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Уставом некоммерческой организации - фонда «За достоинство личности» не регламентирована процедура внесения изменений и дополнений в устав (п. 4.2 раздела 4).

Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Пункт 4.3 раздела 4 устава некоммерческой организации - фонда «За достоинство личности» не соответствует п. 5 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Рыбаков В.Ф. является единственным учредителем, единственным членом высшего органа управления и участником фонда и ему предусматриваются выплаты.

Пункт 4.5 раздела 4 устава некоммерческой организации - фонда «За достоинство личности» не соответствует п. 3 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.

Пункт 5.2 устава некоммерческой организации - фонда «За достоинство личности» противоречит ст. 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой некоммерческая организация может быть реорганизована в форме слияния, присоединения, разделения, выделения (за исключением преобразования), ст. 57 ГК РФ, согласно которой предусмотрена добровольная и принудительная реорганизация юридического лица.

В уставе некоммерческой организации - фонда «За достоинство личности» вопрос о реорганизации фонда не отнесен к компетенции высшего органа.

Согласно ст. 29 указанного Закона высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

изменение устава некоммерческой организации;

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.

Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

В уставе некоммерческой организации - фонда «За достоинство личности» не определен срок полномочий исполнительного органа (директора) и попечительского совета.

Согласно ст. 28 указанного Закона структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Вместе с тем заслуживают внимания и пояснения представителя Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области о том, что представленные заявителем документы оформлены в ненадлежащем порядке: в нарушении п. 25 Административного регламента в представленном на регистрацию решении учредителя от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения об избрании (назначении) исполнительного органа, контрольно-ревизионного органа и попечительского совета, как органа за деятельностью фонда; в нарушении п. 5 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в решении учредителя от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует вопрос об утверждении учредительного документа (устава) некоммерческой организации.

Несмотря на то, что в регистрации некоммерческой организации не могло быть отказано по мотивам противоречия Закону вышеназванных положений, вместе с тем, изложенное не опровергает иные основания к отказу в регистрации и не дает оснований для признания соответствующего решения незаконным в целом.

Решение об отказе принято в установленный п. 3 ст. 23.1 Федеральным законом «О некоммерческих организациях» срок.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает со стороны Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области нарушений конституционных прав заявителя, в связи с чем заявление Рыбакова В.Ф. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Рыбакова В.Ф. об оспаривании решения Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации - фонда «За достоинство личности» - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий городской суд Пензенской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение 09.03.2011.

Судья: