решение по делу о признании недействительным постановления за № 1756 от 29.12.2010 года



РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2011 года

Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Мисюра Е.В.,

при секретаре Кутыревой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области гражданское дело по иску Сызранцевой В.С. к администрации г. Кузнецка Пензенской области о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Сызранцева В.С. обратилась в суд с иском к администрации г. Кузнецка Пензенской области о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В обоснование исковых требований истец Сызранцева В.С. указала, что ДД.ММ.ГГГГ она, являясь вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, на основании ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» обратилась в администрацию г. Кузнецка Пензенской области с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставив все необходимые документы.

Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с тем, что она проживает в <адрес>, где ей на праве собственности принадлежит 11/18 доли, общей площадью 47,5 кв.м.

Считает данное постановление незаконным, создающим препятствия к осуществлению ее прав и свобод, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах».

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной защиты в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

В соответствии с п. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Считает, что она должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в <адрес> ей принадлежит 11/18 доли, и вместе с ней проживают: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (правнучка); ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (правнучка); ФИО3, 1983 года рождения (внучка, собственник 7/18 доли); ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (правнучка).

Общая площадь жилого помещения на одного человека составляет 9,5 м, что ниже установленной нормы.

Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ за № Сызранцевой В.С. на праве общей долевой собственности принадлежит 11/18 доли в квартире, состоящей из двух жилых комнат, расположенной по адресу: <адрес>.

Вывод администрации г. Кузнецка о том, что она (Сызранцева В.С.) не имеет права на улучшение жилищных условий, считает необоснованным.

Просит признать постановление администрации г. Кузнецка Пензенской области от 29.12.2010 № 1756 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, обязать администрацию г. Кузнецка Пензенской области поставить ее (ФИО7) на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации Федерального закона «О ветеранах» со дня подачи заявления, устранив в полном объеме допущенное нарушение ее прав и свобод.

Истец Сызранцева В.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца - Фоломеева Н.И., действующая в силу доверенности, исковые требования Сызранцевой В.С. поддержала, в обоснование которых привела доводы, изложенные в исковом заявлении, просила исковые требования Сызранцевой В.С. удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации г. Кузнецка Пензенской области ФИО9, действующая в силу доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что признание гражданина нуждающимся обусловлено обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, которая должна быть менее учетной нормы. Сызранцева В.С. является собственником 11/18 доли <адрес> в г. Кузнецке Пензенской области, общеполезной площадью 47,5 кв.м, в том числе жилой - 28,6 кв.м. При обращении с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в квартире были зарегистрированы ФИО10 и несовершеннолетние ФИО1, В.Ю. (правнучки). Вместе с тем, несовершеннолетние ФИО1, ФИО19 не являлись и не являются членами семьи Сызранцевой В.С. При этом общая площадь занимаемого помещения более учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ). Решением Собрания представителей г. Кузнецка от 11.08.2005 № 79-11/4 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе Кузнецке Пензенской области» на территории г. Кузнецка Пензенской области установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 и менее кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. После вынесения постановления в квартире кроме указанных лиц зарегистрировались ФИО3 и несовершеннолетняя ФИО4При таких обстоятельствах, Сызранцевой В.С. на законных основаниях было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика - администрации г. Кузнецка Пензенской области Акулинина Е.А., действующая в силу доверенности, с исковыми требованиями Сызранцевой В.С. не согласилась, по основаниям, аналогичным приведенным представителем администрации г. Кузнецке Пензенской области ФИО9 Считает постановление главы администрации г. Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № законным, просит в иске отказать.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона РФ от 21.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки включают в себя обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Эти нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01.03.2005 принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ и федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона Пензенской области от 27.02.2010 № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом «О ветеранах», проживающих на территории Пензенской области: … члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

Порядок формирования и ведения списков граждан, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий определяется Правительством Пензенской области. Постановка указанных граждан на учет, а также снятие с учета осуществляются в сроки и в порядке, определенные ЖК РФ (ст. 2).

Жилые помещения гражданам, указанным в п. 1 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, предоставляются на условиях социального найма уполномоченным Правительством Пензенской области исполнительным органом государственной власти Пензенской области в порядке, установленном ЖК РФ (ст. 3).

Обеспечение жильем граждан, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» за счет субвенций из федерального бюджета (ст. 5).

В судебном заседании установлено, что Сызранцева В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО12, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается военным билетом серии № ФИО12, свидетельством о браке от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением № Сызранцевой В.С., выданным ДД.ММ.ГГГГ, в котором имеется указание, что она является женой умершего участника ВОВ, имеет право на льготы установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

Возможность обеспечения ее жильем ставится в зависимость от нуждаемости в улучшении жилищных условий.

В настоящее время Сызранцева В.С. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> общей площадью 47,5 кв.м, состоящим из двух жилых комнат.

Согласно сообщению Кузнецкого отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № общеполезная площадь <адрес> в г. Кузнецке Пензенской области составляет 47,5 кв.м, в том числе жилой - 28,6 кв.м.

Кроме того, Сызранцева В.С. является собственником 11/18 доли в указанной квартире (общей площадью 29,03 кв.м), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 11/18 доли в праве собственности на квартиру. Собственником 7/18 доли квартиры (общей площадью 18,47 кв.м) является ФИО3

Вместе с Сызранцевой В.С. в квартире зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ правнучка ФИО1; с ДД.ММ.ГГГГ правнучка ФИО2; с ДД.ММ.ГГГГ внучка ФИО3; с ДД.ММ.ГГГГ правнучка ФИО4

Таким образом, на момент вынесения постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в квартире было зарегистрировано 3 человека, в настоящее время в квартире зарегистрировано 5 человек.

ДД.ММ.ГГГГлавой администрации г. Кузнецка Пензенской области вынесено постановление, которым на основании подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ Сызранцевой В.С. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

С данным отказом истец Сызранцева В.С. не согласна, так как полагает, что представленные документы наоборот подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. У нее и у зарегистрированных в квартире ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 нет другого жилья, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области.

Вместе с тем, довод истца Сызранцевой В.С. о том, что она проживает в квартире вместе с членами своей семьи, состоящей из 5 человек, является не состоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В судебном заседании установлено, что несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2, были зарегистрированы в квартире вместе со своей матерью ФИО13 (умерла ДД.ММ.ГГГГ), доводившейся внучкой Сызранцевой В.С.

Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Отец несовершеннолетних ФИО14 с дочерьми совместно не проживает, однако, родительских прав не лишен. Сызранцева В.С. опекуном несовершеннолетних не является.

В соответствии с п. 2 ст. 54 СК РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Поэтому ФИО1 и ФИО2 не являются членами семьи Сызранцевой В.С.

ФИО3 зарегистрирована в <адрес> как собственник 7/18 доли квартиры, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права общей долевой собственности (7/18 доли) от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное свидетельство было выдано ФИО3 (добрачная фамилия - ФИО15), которая имеет дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО4 в квартире зарегистрирована в соответствии с п. 28 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ (по месту жительства одного из родителей).

Поэтому ФИО3 и ФИО4 не являются членами семьи Сызранцевой В.С.

Решением Собрания представителей г. Кузнецка от 11.08.2005 № 79-11/4 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе Кузнецке Пензенской области» на территории г. Кузнецка Пензенской области установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 и менее кв.м общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 кв.м общей площади на одного человека.

Таким образом, размер имеющейся общей площади жилого помещения, приходящийся на ФИО7 превышает размер учетной площади жилого помещения.

В соответствии с выше установленными обстоятельствами суд считает, что администрацией г. Кузнецка Пензенской области было правомерно отказано в постановке на учет Сызранцевой В.С. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства, суд полагает в удовлетворении исковых требований Сызранцевой В.С. отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сызранцевой В.С. к администрации г. Кузнецка Пензенской области о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Кузнецкий городской суд Пензенской области со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 22.03.2011.

Судья: подпись.