решение по делу № 2-135/12г.о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и назначении пенсии



Дело № 2-135/12 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2012 года

Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Пшечук Н.А.,

при секретаре Плясуновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области, ул. Рабочая, 199, в помещении суда

гражданское дело по иску Автаевой Т.П. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Автаева Т.П. обратилась в суд с названным иском.

В судебном заседании истец Автаева Т.П. исковые требования поддержала, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ею подано заявление и документы на предмет назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине недостаточности специального трудового стажа, который составил 22 года 6 месяцев 15 дней (менее 25 лет), при этом в него не засчитан период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком.

С данным решением комиссии она не согласна по следующим основаниям.

Начиная с 1986 года по настоящее время, она работает воспитателем, осуществляет педагогическую деятельность в учреждении для детей. В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» ей должна быть назначена досрочная трудовая пенсия, независимо от возраста, так как она проработала не менее 25 лет. До вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Она находилась в отпуске по уходу за ребенком до вступления в силу вышеназванного закона. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и после исполнения возраста полутора лет (до 3 лет) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен ей приказом /к от ДД.ММ.ГГГГ по Кузнецкому заводу радиоприборов, где она работала воспитателем яслей-сада .

Кроме того, в период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Совмина СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста 3 лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Просла суд признать решение комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по городу Кузнецку и Кузнецкому району от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика засчитать в страж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области Салдаев Р.В., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований Автаевой Т.П. по доводам, изложенным в решении комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по городу Кузнецку и Кузнецкому району от ДД.ММ.ГГГГ. Просил в иске отказать.

Суд, выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, находит исковые требования Автаевой Т.П. обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.

Статьей 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В настоящее время действуют Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Отказывая истцу Автаевой Т.П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик, согласно решения комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по городу Кузнецку и Кузнецкому району от ДД.ММ.ГГГГ, исходил из того, что на день обращения в ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области ее специальный трудовой стаж составлял 22 года 06 месяцев 15 дней, поскольку из него был исключен, в том числе период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как на основании ст. 167 КЗоТ РСФСР и Разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 5 только до ДД.ММ.ГГГГ в общий, непрерывный и специальный стаж работы засчитывался отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Суд не соглашается с указанными доводами ответчика и его представителя по следующим основаниям.

Ответчиком не оспаривалось и не оспаривается в настоящее время право на досрочное назначение Автаевой Т.П. трудовой пенсии по старости, исходя из занимаемой ею должности в соответствующем учреждении. Факт осуществления Автаевой Т.П. педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, подтверждается трудовой книжкой на ее имя.

Автаева Т.П. находилась в отпуске по уходу за сыном ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и после достижения им полутора лет (до 3 лет) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, приказом /к от ДД.ММ.ГГГГ по Кузнецкому заводу радиоприборов, справками, уточняющими особый характер работ или условий труда, необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости ФГУП «Кузнецкий завод радиоприборов» от мая 2011 года и МОУ «начальная школа- детский сад компенсирующего вида <адрес>» от июня 2011 года.

Отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен ответчиком истцу в специальный трудовой стаж согласно указанного выше решения от ДД.ММ.ГГГГ.

Действительно в настоящее время пенсионное законодательство не предусматривает возможности зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, отпуска по уходу за ребенком.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 №2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Кроме того, согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Статьей 167 КЗоТ РСФСР (ред. от 09.12.1971) было предусмотрено включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 N235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

С 06.10.1992 вступил в силу Закон РФ от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», согласно которому ст. 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции. С этого времени период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства СССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970. Статья 71 изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Согласно Закону N 1501-1 законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с ним.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов и ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. от 09.12.1971) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Кроме того, п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона N 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, именно с ДД.ММ.ГГГГ законодателем предусматривается возможность включения в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет (до 3 лет).

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд считает необходимым включить Автаевой Т.П. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и не засчитанный ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 по 20.03.1995, поскольку такой отпуск начался до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации») - с ДД.ММ.ГГГГ.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения, которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, за указанной пенсией.

Таким образом, на основании изложенного и принимая во внимание периоды нахождения Автаевой Т.П. в отпуске по уходу за ребенком, засчитанные ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району в стаж, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с ее педагогической деятельностью (22 года 06 месяцев 15 дней) и судом - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что на момент подачи Автаевой Т.П. заявления в Пенсионный фонд РФ - ДД.ММ.ГГГГ, ее специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», составлял 25 лет, что является основанием для назначения Автаевой Т.П. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

На основании изложенного, решение заседания комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком, в специальный трудовой стаж истца, является незаконным и необоснованным, как нарушающий право истца на пенсионное обеспечение и вынесенный в противоречие с действующим законодательством и позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд считает исковое заявление Автаевой Т.П. подлежащим удовлетворению.

На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые состоят, согласно ст. 88 ГПК РФ, из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

С учетом удовлетворения требований истца, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате истцом государственной пошлины при подаче искового заявления в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Автаевой Т.П. удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Автаевой Т.П. в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области засчитать в специальный трудовой стаж Автаевой Т.П. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области в пользу Автаевой Т.П. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Кузнецкий городской суд в апелляционном порядке в месячный срок.

Судья: