Дело № 2-148/12 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «10» февраля 2012 года Судья Кузнецкого городского суда Пензенской области Пшечук Н.А., при секретаре Плясуновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке, Пензенской области, ул. Рабочая, 199, в помещении суда гражданское дело по иску Антроповой О.Е. к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району о признании решения комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан незаконным и назначении пенсии, УСТАНОВИЛ: Антропова О.Е. обратилась в суд с названным иском. В судебном заседании истец Антропова О.Е. иск поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Ею были представлены все необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району вынесено решение (протокол) №, которым отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине того, что из трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, исключен период работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в средней школе № г. Кузнецка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как указанная должность не предусмотрена ни Списком № 463 от 06.09.1991, ни Списком № 1067 от 22.09.1999, ни Списком от 29.10.2002 № 781, а предусмотрена должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Ее специальный трудовой стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ оценен ответчиком в 24 года, что не дает ей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. С данным решением она не согласна, считает его незаконным по следующим основаниям. Она, имея высшее педагогическое образование, в 1988 году была принята учителем немецкого языка в Кузнецкую среднюю школу №, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность организатора внеклассной и внешкольной работы, при этом она вела предмет «немецкий язык» - 9 часов в неделю, а с ДД.ММ.ГГГГ была переведены учителем немецкого языка и заместителем директора по учебно-воспитательной работе. С вычетом из ее специального трудового стажа вышеуказанного периода работы она не согласна, поскольку в указанный период работы в средней школе № она занималась непосредственно педагогической деятельностью с детьми. В ее обязанности входило: организация контроля за состоянием воспитательной работы в школе, методической работы, руководство работой руководителей кружков, секций, проведение общешкольных мероприятий. При работе с детьми она несла ответственность за их воспитание, жизнь и здоровье. В своей работе она находилась в непосредственном подчинении у директора школы. Кроме этого, работая в указанной должности, она несла обязательную преподавательскую нагрузку, являлась учителем немецкого языка. Считает, что период работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в средней школе № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полностью соответствуют понятию «занятие педагогической деятельностью». Просит признать протокол ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика включить в ее специальный стаж период работы в средней школе № <адрес> в качестве организатора внеклассной и внешкольной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения за назначением пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области Хлебникова В.Ф., действующая в силу доверенности, с иском не согласилась по доводам, изложенным в решении ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительно суду пояснила, что при обращении к ответчику истцом не представлялись сведения о работе в спорный период учителем немецкого языка. Просит в иске Антроповой О.Е. отказать. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковое заявление Антроповой О.Е. обоснованным и подлежащим удовлетворению. Статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства..., развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Подп. 2 ст. 27 указанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 во исполнение ст. 27 указанного Закона утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Разделом «Наименование должностей» данного Списка предусмотрены должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, учитель. В пп. 1.1 раздела «Наименование учреждений» данного Списка предусмотрены общеобразовательные учреждения: школы всех наименований. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. В соответствии со ст. 80 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. Согласно ст. 83 названного Закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Советом Министров РСФСР. В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.99 N1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.99 в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.91 N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего Постановления. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Как указано в п. 2 названного постановления, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Согласно постановлению Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначаются учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет. В Перечне поименованы должность - учитель и учреждения средние школы независимо от их наименования. В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Антропова О.Е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала организатором внеклассной и внешкольной работы Кузнецкой средней школы № (МОУ СОШ № г. Кузнецка), при этом ей была назначена нагрузка - 9 часов немецкого языка. В обязанности истца, как организатора внеклассной и внешкольной работы школы входила организация контроля за состоянием воспитательной работы в школе, выявление уровня воспитанности учащихся, руководство работой классных руководителей, руководителей кружков, секций, координация деятельности школ и учреждений культуры и спорта, организация методической работы с классными руководителями и руководителями кружков, контроль и координация работы старшей вожатой, общешкольной комсомольской и пионерской организаций, проведение общешкольных мероприятий, организация работы в микрорайонах, контроль за подпиской, туристической и творческой работой, работа с трудными учащимися. Указанное следует из трудовой книжки, личной карточки, выписок из приказов Кузнецкого ГОРОНО и МОУ СОШ № №-к от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из штатного расписания по средней школе № на ДД.ММ.ГГГГ, справки, уточняющей особый характер работы МОУ СОШ №, справки от ДД.ММ.ГГГГ Управления образования г. Кузнецка о заработной плате Антроповой О.Е., приказа № от ДД.ММ.ГГГГ директора средней школы № о распределении функциональных обязанностей. Отказывая истцу Антроповой О.Е. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик исходил из того, что на день обращения - ДД.ММ.ГГГГ в ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области ее специальный трудовой стаж составлял 24 года, учитывая, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Кузнецкой средней школе №, не засчитан в её специальный трудовой стаж, так как указанная должность не предусматривается ни действующим, ни ранее действовавшим законодательством, а именно Списками соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости (ни Списком № 463 от 06 сентября 1991 года, ни Списком № 1067 от 22 сентября 1999 года, ни Списком № 781 от 29 октября 2002 года). Решение ответчика в указанной части, изложенное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, суд находит не соответствующим требованиям закона. Суд, оценив представленные истцом доказательства, считает, что, отказывая истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик не учел, что в оспариваемый период времени она занималась педагогической деятельностью в учреждении для детей (средней школе). Из квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, органов управления народным образованием, учебно-методических учреждений, утвержденных приказом Министерства просвещения СССР от ДД.ММ.ГГГГ N24 усматривается, что должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, является педагогической. Другой аналогичной должности в общеобразовательных учреждениях для детей не имелось. Работая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной работы средней школы № <адрес> истец преподавала предмет «немецкий язык», тем самым занималась непосредственно педагогической деятельностью с детьми. Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Несмотря на то обстоятельство, что должность истца в трудовой книжке, приказе о переводе, указана неполно, как «организатор внеклассной и внешкольной работы», в нарушение действующих на момент работы истца Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем, утвержденных Приказом от 31.12.1986 N 264, фактически же истец работала в должности «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», поскольку рабочее место истца находилось в Кузнецкой средней школе № и она вела педагогическую деятельность именно с учащимися средней школы, что подтверждают указанные выше материалы дела. Неправильное наименование должности не лишает ее права на назначение льготной пенсии. Таким образом, истец в период работы в Кузнецкой средней школе № организатором внеклассной и внешкольной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занималась непосредственно педагогической (и воспитательной) деятельностью с учащимися (детьми) данной школы, а поэтому выполняемая ею работа по своему характеру, должностным обязанностям, трудовой функции дает ей, по оценке суда, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». По смыслу пенсионного законодательства основным критерием для назначения льготной пенсии является непосредственное осуществление педагогической (образовательной) деятельности в государственных и муниципальных учреждениях. Право на назначение досрочной трудовой пенсии педагогические работники приобретают в течение 25 лет и исключение ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области спорного периода из специального трудового стажа Антроповой О.Е., суд считает ограничивающим право истца на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности. При включении в специальный трудовой стаж Антроповой О.Е. оспариваемого периода работы, ее специальный стаж в связи с педагогической деятельностью составит на ДД.ММ.ГГГГ - 25 лет, что дает ей право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии со ст. 19 ч. 1 и ч. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения (но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию), которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, за указанной пенсией. При таких обстоятельствах исковые требования Антроповой О.Е. подлежат удовлетворению. На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые состоят, согласно ст. 88 ГПК РФ, из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. С учетом удовлетворения требований истца, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате истцом государственной пошлины при подаче искового заявления в сумме 200 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Антроповой О.Е. удовлетворить. Признать решение комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным и обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Антроповой О.Е. период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району в пользу Антроповой О.Е. в возмещение расходов по госпошлине 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Кузнецкий городской суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 13.02.2012 года. Судья: