о признании незаконным бездействия



Дело № 2-418/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2011 года                                                                                        г. Кузнецк

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Брюзгина С.А.,

при секретаре Чуркиной С.А.,

с участием помощника прокурора Кузнецкого района Пензенской области Абрамовой Ю.В.,

ответчика Линьковой Л. А.

рассмотрев в помещении Кузнецкого районного суда Пензенской области в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным бездействия индивидуального предпринимателя Линьковой Людмилы Александровны,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кузнецкого района Пензенской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 указав, что прокурором Кузнецкого района Пензенской области при участии государственного инспектора отдела по энергетическому надзору Средне-Волжского управления Ростехнадзора по Пензенской области ФИО3 проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем ФИО1 законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой 01.06.2011 г. в период времени с 10 часов до 10 часов 30 минут произведен технический осмотр узла ГТС - пруд и плотина с донным водовыпуском, расположенные по адресу: <адрес>, в 1,5 км. на юго-запад от <адрес>. Данный комплекс гидротехнических сооружений находится в федеральной собственности и состоит на балансе Кузнецкого филиала ФГУ «Пензамелиоводхоз», (<адрес>). Согласно договора аренды от 13.07.2007 г. № 30, территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области, в лице руководителя ФИО4, («Арендодатель»), и ФГУ «Пензамелиоводхоз», в лице директора ФИО5, («Балансодержатель»), передали в аренду узел гидротехнического сооружения ИП ФИО1, («Арендатор»), за плату на неопределенный срок для использования в целях промышленного рыболовства. В соответствии с п.п. 5.1.5. договора аренды, арендатор обязан нести расходы на содержание сооружения и поддерживать его в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Своевременно производить за свой счет текущий ремонт. Индивидуальный предприниматель ФИО1 в своих объяснениях указала, что согласно договора аренды от 13.07.2007 г. № 30, территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области и ФГУ «Пензамелиоводхоз» передали ей в аренду узел ГТС, который расположен в 1,5 км. западнее <адрес> - пруд Посельский («Долгий Мост»), за плату на неопределенный срок для использования в целях промышленного рыболовства. На указанном объекте ГТС имеются недостатки и технические разрушения: на водосбросном сооружении узла ГТС имеется обильное зарастание подводящего канала кустарниковой растительностью; нарушен шов между сборным железобетонными изделиями ковшового входного оголовка; на донном водовыпуске смотровой колодец подтоплен водой; отсутствует плита перекрытия колодца с люком. Согласно договора аренды она, как арендатор, обязана производить текущий ремонт объекта, следить за его техническим состоянием, поддерживать в рабочем и безопасном состоянии. Вместе с тем, в ходе проверки установлены грубые нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 В нарушение положений федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, эксплуатирующим лицом не исполняются обязанности по содержанию объекта в надлежащем состоянии, техническое состояние конструктивных элементов сооружений, входящих в состав узла ГТС - пруда и плотины с донным водовыпуском, расположенных по адресу: <адрес>, в 1,5 км. на юго-запад от <адрес>, не отвечает нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений. А именно: на водосбросном сооружении узла ГТС имеется обильное зарастание подводящего канала кустарниковой растительностью; нарушен шов между сборным железобетонными изделиями ковшового входного оголовка; на донном водовыпуске смотровой колодец подтоплен водой; отсутствует плита перекрытия колодца с люком. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, индивидуальным предпринимателем ФИО1 узел ГТС эксплуатируется с нарушением норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, а дальнейшее бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 может привести к созданию реальной угрозы для безопасности здоровья, жизни и имущества граждан. Просит признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 привести в соответствие с нормами и правилами безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации сооружение узла ГТС и произвести ремонт конструктивных элементов, входящих в состав узла ГТС - пруда и плотины с донным водовыпуском, расположенных по адресу: <адрес>, в 1,5 км. на юго-запад от <адрес>: устранить на водосбросном сооружении узла ГТС обильное зарастание подводящего канала кустарниковой растительностью; восстановить нарушенный шов между сборным железобетонными изделиями ковшового входного оголовка; удалить воду на донном водовыпуске смотрового колодца; восстановить плиту перекрытия колодца с люком.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Абрамова Ю.В. требования изложенные в заявлении поддержала, просила признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 привести в соответствие с нормами и правилами безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации сооружение узла ГТС и произвести ремонт конструктивных элементов, входящих в состав узла ГТС - пруда и плотины с донным водовыпуском, расположенных по адресу: <адрес>, в 1,5 км. на юго-запад от <адрес>: устранить на водосбросном сооружении узла ГТС обильное зарастание подводящего канала кустарниковой растительностью; восстановить нарушенный шов между сборным железобетонными изделиями ковшового входного оголовка; удалить воду на донном водовыпуске смотрового колодца; восстановить плиту перекрытия колодца с люком.

Ответчик по делу ИП ФИО1 требования прокурора изложенные в исковом заявлении признала и пояснила, что согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ , территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> и ФГУ «Пензамелиоводхоз» передали ей в аренду узел ГТС, который расположен в 1,5 км. западнее <адрес> - пруд Посельский («Долгий Мост»), за плату на неопределенный срок для использования в целях промышленного рыболовства. На указанном объекте ГТС имеются недостатки и технические разрушения: на водосбросном сооружении узла ГТС имеется обильное зарастание подводящего канала кустарниковой растительностью; нарушен шов между сборным железобетонными изделиями ковшового входного оголовка; на донном водовыпуске смотровой колодец подтоплен водой; отсутствует плита перекрытия колодца с люком. Согласно договора аренды она, как арендатор, обязана производить текущий ремонт объекта, следить за его техническим состоянием, поддерживать в рабочем и безопасном состоянии. Обязалась устранить недостатки выявленные в ходе проверки прокурором Кузнецкого района Пензенской области.

Суд, выслушав помощника прокурора Кузнецкого района Пензенской области Абрамову Ю.В., ИП ФИО1, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 1 ч. 1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исследовав в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Кузнецкого района подано в соответствии с действующим гражданско-процессуальным законодательством в пределах своих полномочий и подлежит удовлетворению, по следующим основаниям:

Согласно ст. 42 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу частей 1, 2 статьи 67 Водного кодекса РФ в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», (далее по тексту - № 117-ФЗ), безопасность гидротехнических сооружений - это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Согласно статье 8 № 117-ФЗ, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении; ответственность за действие (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Статьей 9 Федерального закона №117-ФЗ определены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности ГТС и анализ причин ее снижения с учетом работы ГТС, а каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности ГТС и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения, (в том числе возмещает в соответствии со ст.ст. 16, 17, 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения), вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Таким образом, суд установил что, в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 допущены грубые нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. ИП ФИО1 в нарушение положений федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, не исполняла обязанности по содержанию объекта в надлежащем состоянии, техническое состояние конструктивных элементов сооружений, входящих в состав узла ГТС - пруда и плотины с донным водовыпуском, расположенных по адресу: <адрес>, в 1,5 км. на юго-запад от <адрес>, не отвечает нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений. А именно: на водосбросном сооружении узла ГТС имеется обильное зарастание подводящего канала кустарниковой растительностью; нарушен шов между сборным железобетонными изделиями ковшового входного оголовка; на донном водовыпуске смотровой колодец подтоплен водой; отсутствует плита перекрытия колодца с люком. Таким образом эксплуатация узла ГТС с нарушением норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, а дальнейшее бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 может привести к созданию реальной угрозы для безопасности здоровья, жизни и имущества граждан.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Удовлетворить требования прокурора Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным бездействия индивидуального предпринимателя ФИО1.

Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 привести в соответствие с нормами и правилами безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации сооружение узла ГТС и произвести ремонт конструктивных элементов, входящих в состав узла ГТС - пруда и плотины с донным водовыпуском, расположенных по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, в 1,5 км. на юго-запад от <адрес>: устранить на водосбросном сооружении узла ГТС обильное зарастание подводящего канала кустарниковой растительностью; восстановить нарушенный шов между сборным железобетонными изделиями ковшового входного оголовка; удалить воду на донном водовыпуске смотрового колодца; восстановить плиту перекрытия колодца с люком, в срок до 01.08.2011 года

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход государства государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.

Судья                                                                                       Брюзгин С.А.