о признании недействительным постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении



Дело № 2-915/12 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2012 года                                                город Кузнецк

Судья Кузнецкого районного суда Пензенской области Зинченко Н.К.,

при секретаре Манушиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке Пензенской области гражданское дело по иску Елизаровой М.И. к администрации Махалинского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании недействительным постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Елизарова М.И. обратилась в суд с иском к администрации Махалинского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Махалинского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Махалинского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области было произведено обследование принадлежащего ей домовладения, расположенного по адресу <адрес>. по результатам которого указанное домовладение было признано соответствующим требованиям, предъявленным к жилым помещениям.

Постановлением администрации Махалинского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Она с указанным постановлением не согласилась, заключила договор с ООО «Эксперт групп» на проведение обследования строительных конструкций принадлежащего ей жилого дома.

Согласно техническому заключению ООО «Эксперт групп» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу <адрес> на момент обследования относится к помещению, непригодному для проживания, поскольку стоимость ремонтных работ и их технология, затраты по ремонту дома могут превысить стоимость нового строительства.

Просила признать акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации Махалинского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий недействительными. Признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Махалинского сельсовета кузнецкого района пензенской области поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Определением Кузнецкого районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску Елизаровой М.И. к администрации Махалинского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании недействительным постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было прекращено в части признания незаконным акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом истца от заявленных требований в части.

В судебном заседании истец Елизарова М.И. исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что дом № по <адрес> они с мужем ФИО1 приобрели в <данные изъяты> году. Ее муж, ФИО1, являвшийся инвалидом Великой Отечественной войны, умер ДД.ММ.ГГГГ. Она нуждается в предоставлении жилого помещения, как вдова умершего инвалида Великой Отечественной войны, поскольку дом № по <адрес> в настоящее время непригоден для проживания, фактически она проживает в указанном домовладении только в весенне-летний период, остальную часть времени вынуждена проживать у дочери, поскольку в принадлежащем ей доме зимой очень холодно. Затраты на его ремонт несоразмерны стоимости самого дома.

Просила признать незаконными постановление администрации Махалинского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со дня обращения в отдел жилищной политики.

Представитель администрации Махалинского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, в заявлении просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, с исковыми требованиями согласны, не возражают, чтобы иск Елизаровой М.И. был судом удовлетворен.

Суд принимает признание ответчиком исковых требований, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, суд выносит решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки включают в себя обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Такое право предоставляется указанным лицам один раз и не зависит от их имущественного положения.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, основанием для обеспечения вышеназванной категории граждан жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Из ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ч. 1).

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в том числе, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (п. 2 ч. 3).

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01.03.2005 принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Из ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона Пензенской области от 27.02.2010 № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом «О ветеранах», проживающих на территории Пензенской области: … члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Порядок формирования и ведения списков граждан, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий определяется Правительством Пензенской области. Постановка указанных граждан на учет, а также снятие с учета осуществляются в сроки и в порядке, определенные ЖК РФ (ст. 2).

Жилые помещения гражданам, указанным в п. 1 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, предоставляются на условиях социального найма уполномоченным Правительством Пензенской области исполнительным органом государственной власти Пензенской области в порядке, установленном ЖК РФ (ст. 3).

Обеспечение жильем граждан, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» за счет субвенций из федерального бюджета (ст. 5).

Для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона, подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление.

Из свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, копии удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, копии свидетельства о смерти ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Елизарова М.И. является вдовой участника ВОВ ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Елизарова М.И. получает ежемесячную денежную выплату по категории «члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны на основаниип.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Елизарова М.И. является собственницей жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с хозяйственными постройками, расположенного по адресу <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ домовладение по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м. было возведено в <данные изъяты> году и состоит из основного строения лит А с процентом износа 55%, пристройка а с процентом износа 60%, пристройки а1 с процентом износа 50%.

Постановлением администрации Махалинского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ вдове участника ВОВ Елизаровой М.И., проживающей по адресу <адрес>, отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, на основании п. 2 ст. 54 ЖК РФ и Закона Пензенской области от 22.12.2005 № 948-ЗПО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», поскольку Елизаровой М.И. были представлены документы, не подтверждающие ее право на постановку на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из имеющейся в материалах дела копии акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что по результатам проведенного обследования дома № по <адрес> межведомственной комиссией был сделан вывод о том, что указанное домовладение соответствует требованиям, предъявленным к жилым помещениям и является пригодным для дальнейшего проживания.

Елизарова М.И. с выводами указанного акта обследования не согласилась, обратилась в ООО «Эксперт групп» для проведения обследования строительных конструкций жилого дома. Согласно техническому заключению ООО «Эксперт групп» от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, относится к помещению непригодному для проживания, поскольку, учитывая стоимость ремонтных работ и их технологию, затраты по ремонту дома могут превысить стоимость нового строительства.

Истец как на момент рассмотрения её заявления ответчиком, так и в настоящее время, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Елизарова М.И. имеет статус лица, подлежащего особой социальной защите в соответствии с приведенными выше Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», имеет право на соответствующую социальную поддержку и должна быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Таким образом, постановление администрации Махалинского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии Елизаровой М.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по указанным в нем основаниям, нельзя признать законным, в связи с чем на администрацию Махалинского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области необходимо возложить обязанность поставить Елизарову М.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента обращения.

Учитывая изложенное, оценив представленные сторонами доказательства, признание иска ответчиком администрацией Махалинского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, заключение ООО «Эксперт групп» о техническом состоянии дома № по <адрес>, суд приходит к выводу о том, что истец является нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем считает необходимым исковые требования Елизаровой М.И. удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Елизаровой М.И. к администрации Махалинского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании постановления недействительным - удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации Махалинского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет Елизарову М.И. как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию Махалинского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области поставить Елизарову М.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента обращения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда через Кузнецкий районный суд.

Судья: