о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2012 года                                                                     г.Кузнецк

Судья Кузнецкого районного суда Пензенской области Зинченко Н.К.,

при секретаре Бычковой М.А..,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке, Пензенской области, по ул. Рабочая, 199, в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Бичуриной С.С., Бичуриной Р.Х., от имени и в интересах которой действует опекун Бичурин Р.Х. к администрации г.Кузнецка о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л:

Бичурина С.С., Бичурина Р.Х., от имени и в интересах которой действует опекун Бичурин Р.Х. обратились в суд с исковым заявлением к администрации г.Кузнецка о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования по следующим основаниям.

На основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности от ДД.ММ.ГГГГ К.С.С. и ФИО1 в квартале был выделен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. для возведения одноэтажного деревянного жилого дома, состоящего из трех комнат площадью <данные изъяты> кв.м. с надворными постройками в полном соответствии с утвержденным проектом в равных долях каждому по адресу <адрес>.

Основное строение лит А было возведено в <данные изъяты> году, в <данные изъяты> году к дому был самовольно возведен бревенчатый пристрой лит А1, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в <данные изъяты> году к дому был самовольно возведен кирпичный пристрой лит А2, общей площадью <данные изъяты> кв.м..

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, после его смерти открылось наследство, состоящее из <данные изъяты> доли жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. Наследниками после смерти ФИО1 по закону являются она, его жена, его дети Бичурин Р.Х., Бичурина Р.Х., Барямаева (Б.) Г.Х. Барямаева Г.Х. и Бичурин Р.Х. отказались от принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО1 в пользу Бичуриной С.С..

Они обратились к нотариусу г.Кузнецка ФИО3 с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти ФИО1.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в заведении наследственного дела после смерти ФИО1 было отказано, поскольку не установлено место открытия наследства, отсутствуют сведения о месте регистрации несовершеннолетних детей на момент смерти их отца ФИО1, в правоустанавливающем документе на дом неверно указано отчество наследодателя. Им было рекомендовано обратиться в суд.

Решением Кузнецкого городского суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт принятия наследства Бичуриной С.С. наследства, открывшегося после смерти ее мужа ФИО1.

Решением Кузнецкого городского суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что местом открытия наследства после смерти ФИО1 является дом № по <адрес>.

Просили признать за Бичуриной С.С. право собственности на <данные изъяты> доли жилого дома лит А, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>; за Бичуриной Р.Х. право собственности на <данные изъяты> доли указанного жилого дома.

Истец Бичурина С.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно, заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие в суд не представила.

В судебном заседании представитель истца Бичуриной С.С. Щипанова А.М., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила исковое заявление Бичуриной С.С. удовлетворить в полном объеме.

Бичурина Р.Х. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно, заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие в суд не представила.

Бичурин Р.Х., действующий в интересах Бичуриной Р.Х. как ее опекун на основании приказа отдела социальной защиты населения администрации г.Кузнецка от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить, признать за Бичуриной С.С. право собственности на <данные изъяты> доли жилого дома лит А, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>; за Бичуриной Р.Х. право собственности на <данные изъяты> доли указанного жилого дома.

Представитель администрации г.Кузнецка Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, в суд представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не возражали против удовлетворения заявленных Бичуриной С.С., Бичуриной Р.Х. исковых требований.

Третьи лица Бичурина Е.В., Барямаева Г.Х., представитель третьего лица отдела социальной защиты населения администрации г.Кузнецка Тимофеенко Т.Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными истцами требованиями согласились, не возражали, чтобы они судом были удовлетворены.

Суд, выслушав представителя истца Бичуриной С.С., опекуна истца Бичуриной Р.Х., третьих лиц, представителя отдела социальной защиты населения администрации г.Кузнецка, исследовав материалы гражданского дела, находит исковое заявление Бичуриной С.С., Бичуриной Р.Х., от имени и в интересах которой действует ее опекун Бичурин Р.Х., обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается имеющимися материалами дела, согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности К.С.С. и ФИО1 был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. под строительство индивидуального одноэтажного деревянного жилого дома, состоящего из трех комнат, площадью <данные изъяты>.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства по делу, в указанном договоре была допущена ошибка в написании отчества ФИО1, где в качестве его отчества указано «О1», тогда как согласно свидетельству о браке от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельству о рождении ФИО2, свидетельству о рождении Бичурина Р.Х. от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельству о смерти ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ отчеством наследодателя является «02». Поскольку исправить допущенную ошибку в настоящее время не представляется возможным, установление факта принадлежности договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности выданного на имя «ФИО1» ФИО1" влечет для истцов Бичуриной С.С., Бичуриной Р.Х. наступление юридических последствий и позволяет реализовать право на получение наследства, открывшегося после смерти ФИО1, суд считает возможным на основании ч.1 ст. 264, п.5 ч.2 ст. 264, ч.3 ст.263, ст. 265 ГПК РФ установить факт принадлежности договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, выданного на имя «ФИО1» ФИО1".

Согласно свидетельству о браке от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и К.С.С. вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ, после регистрации брака К. была присвоена фамилия Бичурина.

В силу п. 2 ст. 10СК РФ права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. Согласно п. 1 ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Аналогичная норма содержится в ст. 34 СК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 34 СК РФ к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и др.).

Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Единство имущественных и неимущественных отношений супругов, установленное изначально при создании семьи и общей собственности, законодатель распространяет и на стадию раздела совместно нажитого супругами имущества, определяя и здесь в качестве общей презумпции равенство долей супругов в общем имуществе.

Правовой режим имущества супругов определяется положениями гл. 16 ГК РФ и гл. 7и 8СК РФ.

При определении доли пережившего супруга в совместно нажитом имуществе в полном объеме применяются положения ст. 254 ГК РФ, ст. 38, 39 СК РФ, в том числе в части отступления от равенства долей и правил о распределении долгов.

Согласно ч.1 ст. 39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства по делу и следует из документов, имеющихся в материалах гражданского дела супруги Бичурины С.С. и ФИО1 на совместные денежные средства возвели домовладение по <адрес> в г.Кузнецке Пензенской области на земельном участке, предоставленном им на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности. Применяя нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что указанное домовладение принадлежало на праве общей долевой собственности обоим супругам Бичуриным С.С. и ФИО1 по <данные изъяты> доли каждому.

Согласно копии свидетельства о смерти ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.

После его смерти открылось наследство, состоящее из <данные изъяты> доли жилого дома № по <адрес>.

В судебном заседании было установлено, что наследниками после смерти ФИО1 являются его жена Бичурина С.С., его дочь Барямаева( добрачная фамилия Б.) Г.Х. его дочь Бичурина Р.Х., его сын Бичурин Р.Х.. Бичурин Р.Х. и Барямаева Г.Х. от принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО1 отказались в пользу Бичуриной С.С.. Указанные обстоятельства достоверно установлены, доказательств, их опровергающих, сторонами представлено не было.

Наследство, открывшееся после смерти ФИО1, состоит из <данные изъяты> доли дома, расположенного по адресу <адрес>.

Согласно копии технического паспорта на жилой дом, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Бичурины С.С. и ФИО1<данные изъяты> году произвели строительство дома № по <адрес> меньшей площадью - <данные изъяты> кв.м., чем было указано в договоре от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности, однако расхождение в площадях является незначительным. В <данные изъяты> году к указанному домовладению были возведены пристрои лит А1, площадью <данные изъяты> кв.м., в <данные изъяты> году пристрой лит А2, площадью <данные изъяты> кв.м., в результате чего площадь дома изменилась и с учетом самовольно возведенных построек стала составлять <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м.

Согласно уведомлениям Кузнецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правопритиязаниях на объекты недвижимости жилой дом № по <адрес> и расположенный по указанному адресу земельный участок отсутствуют.

В судебном заседании было установлено, что жилое помещение лит А в доме № по <адрес> с момента его возведения не реконструировалось, его площадь не изменялась, доказательств обратного сторонами представлено не было.

Закрепленный за указанным домовладением земельный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства, его целевое использование нарушено не было. Каких-либо споров со смежными землепользователями судом не установлено, доказательств этому суду предоставлено не было.

Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.

В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствие со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.

Согласно ст. 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.

Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Кузнецкого городского суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт принятия Бичуриной С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наследства, открывшегося после смерти ее мужа ФИО1, наступившей ДД.ММ.ГГГГ.

Из имеющейся в материалах гражданского дела копии домовой книги для прописки граждан, проживающих в доме № по <адрес> в г.Кузнецке Пензенской области усматривается, что Бичурина Р.Х. перерегистрирована по указанному адресу постоянно с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 1153 ГК РФ одним из способов принятия наследства является совершение лицом соответствующих действий, свидетельствующих о фактическом его принятии.

В п. 36Постановления пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании " разъясняется, что под фактическими действиями, свидетельствующими о принятии наследства, следует понимать, к примеру, вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания).

Согласно ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.

В ходе судебного разбирательства по делу было установлено, что Бичурина Р.Х. на день открытия наследства, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, являлась несовершеннолетней, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, проживала с родителями Бичуриным С.С. и ФИО1. и была зарегистрирована по адресу <адрес>, что подтверждает факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти ФИО1. Указанное обстоятельства сторонами в ходе судебного разбирательства по делу опровергнуто не было.

Как установлено в судебном заседании и следует из исследованных документов, дом № по <адрес> в г.Кузнецке Пензенской области (лит.А), площадью <данные изъяты> кв.м. был выстроен ФИО1 и Бичуриной С.С. в период нахождения в зарегистрированном браке. В настоящее время указанный объект недвижимости существует, однако наследники не имеют возможности в досудебном порядке, путем получения свидетельства о праве на наследство по закону, приобрести право собственности на наследство, открывшееся после смерти ФИО1.

Вместе с тем, поскольку право собственности на самовольно возведенное строение возникает в определенных ст. 222 ГК РФ случаях, а наследодатель, как лицо, возведшее самовольное строение, право собственности на него за собой не признал, следовательно, у наследников право собственности в порядке наследования на самовольно возведенную постройку не возникло.

Согласно ст. 11 и 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.

Решение суда о признании права собственности согласно ст. 8 ГК РФ является основанием возникновения прав и обязанностей.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ) права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах исковые требования Бичуриной С.С. и Бичуриной Р.Х., в интересах которой действует ее опекун Бичурин Р.Х., подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Бичуриной С.С., Бичуриной Р.Х., от имени и в интересах которой действует опекун Бичурин Р.Х., удовлетворить.

Признать за Бичуриной С.С. право собственности на <данные изъяты> долей жилого дома, расположенного по адресу <адрес> ( лит.А), общей площадью <данные изъяты> кв.м..

Признать за Бичуриной Р.Х. право собственности на <данные изъяты> долю жилого дома, расположенного по адресу <адрес> ( лит.А), общей площадью <данные изъяты> кв.м..

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда через Кузнецкий районный суд.

Судья: