решение по иску о признании права на получение жилищного сертификата, об обязании признать участником подпрограммы и понуждении включить в список получателей государственных жилищных сертификатов, компенсации морального вреда



Дело

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новокузнецк 30 июня 2010 года

Судья Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Чуприкова И.А.

при секретаре Полухиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лунина И.В. к ГУФСИН России по Кемеровской области, Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка, Администрации г. Новокузнецка об обжаловании бездействий Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка, действий и бездействий Администрации г. Новокузнецка, о признании права на получение жилищного сертификата, об обязании Администрации г. Новокузнецка признать его участником подпрограммы и понуждении включить в список получателей государственных жилищных сертификатов, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Лунин И.В. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Кемеровской области», Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка, Администрации г. Новокузнецка о признании права на получение жилищного сертификата, признании участником подпрограммы, понуждении включить в список получателей жилищных сертификатов, компенсации морального вреда. Свои требования с учетом уточнений в судебном заседании от ... года мотивировал следующим. Он является пенсионером ГУФСИН по КО, проходил службу в ФГУ «СИЗО » г. Новокузнецка в период с ... года по ... года. ... года он был уволен по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 18 лет 07 месяцев 06 дней. Он относится к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого является Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, п. 5 п.п. «а». На сегодняшний день он жильем не обеспечен. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года для участия в подпрограмме с целью получения жилищного сертификата он имеет право обратиться в органы местного самоуправления, в котором состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме. Он такое заявление подал, однако органы местного самоуправления не уведомили его в установленном порядке о принятом решении по его заявлению. Тем самым его право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» было нарушено. Кроме того, ГУФСИН по КО должным образом не исполнил своих обязанностей по организации учета своих сотрудников, не в полном объеме довел до них сведения о возможности встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах УИС. Будучи дезинформированным по месту прохождения службы, он встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту своей регистрации, с ... года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и стоит в соответствующей очереди в Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка. Действиями ГУФСИН ему причинены нравственные страдания, поскольку в результате его неправомерного бездействия он остался без жилья, вынужден проживать со своей семьей в доме у своих знакомых на временном основании. Размер компенсации морального вреда он оценивает в 150000 рублей. Просил признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, признать его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, обязать Администрацию г. Новокузнецка включить его в список граждан-получателей жилищных сертификатов. Также просил взыскать с ГУФСИН в его пользу 150000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

В судебном заседании от ... года Лунин И.В. исковые требования уточнил и дополнил. Согласно уточненному и дополненному исковому заявлению он является пенсионером ГУФСИН по КО, проходил службу в ФГУ «СИЗО » г. Новокузнецка в период с ... года по ... года. ... года он был уволен по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 18 лет 07 месяцев 06 дней. Он относится к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого является Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, п. 5 п.п. «г». На сегодняшний день он жильем не обеспечен. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года для участия в подпрограмме с целью получения жилищного сертификата он имеет право обратиться в органы местного самоуправления, в котором состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме. Он такое заявление подал ... года в Администрацию Кузнецкого района г. Новокузнецка, однако органы местного самоуправления не уведомили его в установленном порядке о принятом решении по его заявлению. ... года им было подано заявление (рапорт) о включении его в число участников подпрограммы в Администрацию г. Новокузнецка. ... года им было получено информационное письмо, которым ему было отказано во включении в число участников подпрограммы. Тем самым его право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы было нарушено. Кроме того, Администрацией г. Новокузнецка был нарушен порядок уведомления его о том, что он не включен в список участников подпрограммы. Считает, что Администрацией Кузнецкого района г. Новокузнецка в 2008 году было допущено противоправное бездействие, а Администрацией г. Новокузнецка в 2010 году было допущено противоправное действие, нарушающие его права. Так, Администрация Кузнецкого района г. Новокузнецка в 2008 году после его обращения с заявлением-рапортом о включении его в число участников подпрограммы все поданные документы не направила в Администрацию г. Новокузнецка по подведомственности. Администрация г. Новокузнецка после его обращения с заявлением-рапортом в 2010 году уведомила его о невключении в число участников подпрограммы с нарушением установленного нормативными актами порядка.

Кроме того, ГУФСИН по КО должным образом не исполнил своих обязанностей по организации учета своих сотрудников, не в полном объеме довел до них сведения о возможности встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах УИС. Будучи дезинформированным по месту прохождения службы, он встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту своей регистрации, с ... года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и стоит в соответствующей очереди в Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка. Действиями ГУФСИН ему причинены нравственные страдания, поскольку в результате его неправомерного бездействия он остался без жилья, вынужден проживать со своей семьей в доме у своих знакомых на временном основании. Размер компенсации морального вреда он оценивает в 150000 рублей.

Итого, истец просил признать бездействия Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка, а также действия Администрации г. Новокузнецка незаконными, признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, обязать Администрацию г. Новокузнецка признать его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и включить его в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов. Также просил взыскать с ГУФСИН России по Кемеровской области в его пользу 150000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

В судебном заседании от ... года представитель истца Лунина И.В. Чудинов А.Е., действующий на основании устного ходатайства, исковые требования Лунина И.В. полностью поддержал, еще раз уточнил и дополнил. Суду пояснил, что Лунин И.В. является пенсионером ГУФСИН по КО, проходил службу в ФГУ «СИЗО » г. Новокузнецка в период с ... года по ... года. ... года он был уволен по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 18 лет 07 месяцев 06 дней. Истец относится к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого является Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, п. 5 п.п. «г». На сегодняшний день Лунин И.В. жильем не обеспечен. На учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Лунин И.В. состоит с 2003 года. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от ... года для участия в подпрограмме с целью получения жилищного сертификата истец имеет право обратиться в органы местного самоуправления, в котором состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме. Лунин И.В. такое заявление подал ... года в Администрацию Кузнецкого района г. Новокузнецка, однако органы местного самоуправления не уведомили его в установленном порядке о принятом решении по его заявлению, Администрация района не направила документы истца по подведомственности в городскую Администрацию. ... года истцом было подано заявление (рапорт) о включении его в число участников подпрограммы в Администрацию г. Новокузнецка. ... года истцу было направлено информационное письмо от ... года, которым ему было отказано во включении в число участников подпрограммы, поскольку он не встал на специальный учет в органах местного самоуправления до ... года. Тем самым право истца на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы было нарушено. У Администрации г. Новокузнецка отсутствуют основания для отказа Лунину И.В. в признании его участником подпрограммы, предусмотренные п. 22 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153. Кроме того, Администрацией г. Новокузнецка был нарушен порядок уведомления истца о том, что он не может быть признан участником подпрограммы. В дальнейшем Луниным И.В., считающим себя участником подпрограммы, было направлено в Администрацию г. Новокузнецка ... года заявление с просьбой включить его в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153. Однако согласно ответу Администрации г. Новокузнецка на данное заявление, оно (заявление) в Администрации г. Новокузнецка рассматриваться не будет до вынесения решения суда по существу возникшего спора. Считает, что Администрацией Кузнецкого района г. Новокузнецка в 2008 году было допущено противоправное бездействие, а Администрацией г. Новокузнецка в 2010 году было допущено как противоправное действие, так и противоправное бездействие, нарушающее права истца на участие в подпрограмме и на получение государственного жилищного сертификата. Так, Администрация Кузнецкого района г. Новокузнецка в 2008 году после обращения истца с заявлением-рапортом о включении его в число участников подпрограммы все поданные документы не направила в Администрацию г. Новокузнецка по подведомственности, как обязана была сделать в соответствие с ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а также в соответствие Постановлением главы г. Новокузнецка от 30.11.2006 года № 1883 «Об утверждении регламента работы с обращениями граждан в органах Администрации г. Новокузнецка». Истец в силу своей неграмотности не понял в 2008 году о том, что Администрация Кузнецкого района г. Новокузнецка допускает в отношении него противоправное бездействие, в связи с чем сразу не обжаловал данное бездействие в установленном законом порядке. Администрация г. Новокузнецка после обращения Лунина И.В. с заявлением-рапортом в 2010 году о признании участником подпрограммы неправомерно отказала в признании истца участником подпрограммы, а также уведомила истца о невключении в число участников подпрограммы с нарушением установленного нормативными актами порядка, а именно с нарушением Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2008 года № 416. Кроме того, после обращения Лунина И.В. с заявлением о намерении получить государственный жилищный сертификат Администрация города вообще уклонилась от рассмотрения заявления по существу. Кроме того, ГУФСИН по КО должным образом не исполнило своих обязанностей по организации учета своих сотрудников, не в полном объеме довело до них сведения о возможности встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах УИС. Будучи дезинформированным по месту прохождения службы, истец встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту своей регистрации, с ... года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и стоит в соответствующей очереди в Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка. Действиями ГУФСИН истцу причинены нравственные страдания, поскольку в результате неправомерного бездействия ГУФСИН истец остался без жилья, вынужден проживать со своей семьей в доме у своих знакомых на временном основании. Размер компенсации морального вреда определен в 150000 рублей.

Итого, в судебном заседании представитель истца Лунина И.В. Чудинов А.Е. окончательно сформулировал исковые требования к ответчикам. Просил признать за Луниным И.В. право на получение государственного жилищного сертификата. Просил признать бездействия Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка в части ненаправления заявления – рапорта Лунина И.В. с приложенными документами о признании участником подпрограммы в 2008 году по подведомственности незаконными. Просил признать незаконными действия Администрации г. Новокузнецка по отказу Лунину И.В. в признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы незаконными. Просил обязать Администрацию г. Новокузнецка признать Лунина И.В. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Просил признать бездействия Администрации г. Новокузнецка в части невключения Лунина И.В. в список получателей государственных жилищных сертификатов незаконными и обязать Администрацию г. Новокузнецка включить истца в список получателей государственных жилищных сертификатов. Также просил взыскать с ГУФСИН России по Кемеровской области в его пользу 150000 рублей в качестве компенсации морального вреда. Просил дополнительно взыскать с ответчиков пропорционально удовлетворенной части исковых требований расходы Лунина И.В. по оплате услуг представителя в сумме 23500 рублей, а также расходы по уплате госпошлины в суме 200 рублей.

Истец Лунин И.В. в судебном заседании от ... года исковые требования и доводы своего представителя поддержал в полном объеме.

В судебное заседание от ... года Лунин И.В. не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, согласно представленному заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В судебном заседании ответчик Администрация Кузнецкого района г. Новокузнецка в лице своего представителя Звягинцевой Н.В., действующей на основании доверенности, исковые требования Лунина И.В. не признала. Суду представитель ответчика пояснила, что истец поставлен в общую очередь на получение жилья, в которой стоит и по настоящее время. Истец суду не представил доказательств того, что он кроме районной администрации куда-либо до 2005 года обращался еще по поводу включения его в подпрограмму. Истцом не представлено никаких доказательств того, что с момента службы и до момента увольнения до 2005 года он обращался с рапортами-заявлениями по месту службы о включении его в подпрограмму. Администрация района не обладает полномочиями на признание граждан участниками указанной в иске подпрограмме. При проверке базы данных по обращению в районную администрацию граждан установлено, что Лунин И.В. официально не обращался с заявлением о включении его в подпрограмму на получение жилищного сертификата. На личный прием к главе района, заместителю по социальным вопросам Лунин И.В. не обращался. Заявление–рапорт Лунина И.В., адресованное в 2008 году на имя главы района П., не может расцениваться как доказательство надлежащего официального обращения в орган местного самоуправления. Лунину И.В. в 2008 году было дано устное разъяснение о необходимости обращения с заявлением-рапортом о признании участником подпрограммы в городскую администрацию. Истцом не представлен документ о принятии его обращения в Администрацию Кузнецкого района г. Новокузнецка, о регистрации обращения. Истец не был признан участником подпрограммы до ... года, что лишает его возможности быть признанным таким участником в настоящее время. Истец письменно не обращался по месту службы в ГУФСИН с заявлением о включении его в число участников подпрограммы. Истец не представил в Администрацию города всего необходимого пакета документов. Кроме того, считает, что истцом пропущен 3-месячный срок, установленный законом для обжалования действий или бездействий Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка. Обжалуемое бездействие, как утверждает истец, имело место быть в 2008 году, а с указанного времени прошло больше 3 месяцев, при этом истец своевременно не обжаловал бездействие, как он считает, районной администрации.

Ответчик Администрация г. Новокузнецка в лице своего представителя Барковой Л.Я., действующей на основании доверенности, исковые требования Лунина И.В. не признала. Суду представитель ответчика пояснила, что Лунин И.В. не относится к числу лиц, имеющих право на участие в подпрограмме в соответствие с п.п. «г» п. 5 Постановления Правительства от 21.03.2006 года № 153, поскольку до ... года истец не встал на специальный учет в специальную очередь в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствие с Постановлением Правительства от 06.09.1998 года № 1054. Вопросами обеспечения лиц государственными жилищными сертификатами в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 занимается на уровне органа местного самоуправления общественная комиссия по жилищным вопросам при администрации г. Новокузнецка, созданная распоряжением главы г. Новокузнецка от 19.11.2003 года № 2102. В указанную комиссию Лунин И.В. с заявлением-рапортом об участии в подпрограмме до 2010 года не обращался. Лунин И.В. обратился в Администрацию г. Новокузнецка с заявлением-рапортом о признании его участником подпрограммы в мае 2010 года. К данному заявлению были приложены не все предусмотренные нормативными актами документы. В частности, к заявлению-рапорту был приложен не тот финансово-лицевой счет, который предусмотрен действующими нормативными актами. Тем не менее, на данное заявление Лунину И.В. был дан ответ письмом Управления мобилизационной подготовки, административных органов ГО и ЧС Администрации г. Новокузнецка от ... года об отказе в признании его участником подпрограммы. В дальнейшем уже в июне 2010 года Лунин И.В. обратился в городскую Администрацию с заявлением о включении в списки граждан, желающих получить жилищный сертификат в планируемом году в соответствие с п. 24 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153. Однако письмом Управления мобилизационной подготовки, административных органов ГО и ЧС Администрации г. Новокузнецка от ... года Лунину И.В. было сообщено, что его заявление не будет рассматриваться по существу до вынесения судом решения по существу его исковых требований. Считает, что Лунин И.В. сам виноват в сложившейся ситуации, поскольку он безответственно подошел к вопросу реализации своих жилищных прав. Он до положенного срока не обращался в компетентные органы с необходимыми заявлениями об участии в подпрограмме, необходимый пакет документов не предоставлял. Он своевременно не встал на специальную очередь на улучшение своих жилищных условий. В настоящее время Администрация г. Новокузнецка не допустила никаких противоправных действий и бездействий в отношении Лунина И.В., действовала строго в пределах своей компетенции, никаких прав Лунина И.В. не нарушала. Представитель ответчика просила отказать Лунину И.В. в удовлетворении его иска в полном объеме.

Ответчик ГУФСИН России по Кемеровской области в лице своего представителя Богомяковой С.В., действующей на основании доверенности, исковые требования Лунина И.В. не признал. Суду представитель ответчика показала, что Лунин И.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления. Лунин И.В. до его увольнения проходил службу в СИЗО- г. Новокузнецка, которое является федеральным бюджетным учреждением. Лунин И.В. до 2007 года ни разу не обращался в ГУФСИН о постановке на очередь в установленном порядке. Письмом ГУФСИН от ... года Лунину И.В. было правомерно разъяснено, что у него отсутствует право на получение государственного жилищного сертификата, т.к. он не состоит на жилищном учете по месту службы. Лунин И.В. уволен со службы в ФСИН по состоянию здоровья. По бывшему месту службы Лунина И.В. еженедельно проводились и проводятся официальные занятия, на которых изучаются соответствующие нормативные акты, в частности, направленные на реализацию сотрудниками ФСИН своих жилищных прав. Существует в СИЗО- также доска объявлений, на которую вывешивают соответствующую информацию. В СИЗО- г. Новокузнецка работает жилищно-бытовая комиссия, куда сотрудники обращаются по жилищным вопросам. В обязанности администрации СИЗО- г. Новокузнецка не входит опрос всех сотрудников на предмет наличия у них жилья. Кто из сотрудников обращался по месту службы с соответствующим рапортом, то и был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий. Считает, что никаких нравственных страданий истцу причинено не было, в связи с чем в пользу истца компенсация морального вреда взыскана быть не может.

Третье лицо Администрация Кемеровской области в судебное заседание не явилось, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания. Согласно представленному отзыву на уточненное исковое заявление третье лицо просило дело по иску Лунина И.В. рассмотреть в отсутствие своего представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Согласно письменному отзыву на уточненное исковое заявление Лунина И.В. Администрация Кемеровской области в настоящее время не принимает участие в процедуре выдачи государственных жилищных сертификатов, поскольку в адрес департамента строительства Кемеровской области органами местного самоуправления не направлялись списки граждан, уволенных с военной службы и приравненных к нм лиц, с 2008 года.

Суд, выслушав участников производства по делу, свидетелей М., С., Р., Ц., И., К., исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования Лунина И.В. подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти, а также органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно п.п. «г» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее: Правил), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют, в т.ч., граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел РФ, из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, в частности, по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.

Согласно п.п. «в» п. 18 Правил выдачу сертификатов гражданам – участникам подпрограммы, указанным в п.п. «г» п. 5 Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п.п. «г» п. 5 Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают следующие документы: справку об общей продолжительности службы, выписку из приказа об увольнении со службы с указанием основания увольнения, выписку из домовой книги и копию финансово-лицевого счета, выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения.

Согласно п. 21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления документов, предоставляемых гражданами в соответствие с п. 19 Правил.

В соответствие с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2008 года № 416 (в редакции от 17.03.2009 года) утвержден Порядок организации работы по проверке органами местного самоуправления документов, предоставляемых гражданами при подаче заявления об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы Жилище» на 2002-2010 годы (далее: Порядок). Согласно данному Порядку органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствие в п. 19 Правил.

Согласно п. 21 указанных выше Правил по результатам проверки документов принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В соответствие с п. 4 указанного выше Порядка решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы принимается комиссией, созданной органом местного самоуправления в установленном им порядке либо иным уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней с даты подачи гражданином соответствующих документов и оформляется протоколом заседания комиссии либо решением уполномоченного органа. Протокол подписывается всеми членами комиссии.

Согласно распоряжению главы г. Новокузнецка от 25.07.2008 года № 2210 при Администрации г. Новокузнецка создана комиссия по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (л.д. 24-28).

Согласно п. 21 указанных выше Правил о принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2008 года № 416 (в редакции постановления от 17.03.2009 года № 103) утвержден Порядок уведомления граждан о признании либо об отказе в признании их участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы Жилище» на 2002-2010 годы. Согласно указанному нормативному акту уведомление граждан, в частности, указанных в п.п. «г» п. 5 Правил, о признании либо об отказе в признании участником подпрограммы осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. О принятом решении орган местного самоуправления уведомляет гражданина в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения путем направления выписки из протокола заседания комиссии, созданной органом местного самоуправления в установленном порядке, либо выписки из решения уполномоченного органа.

Согласно п. 22 указанных выше Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:

- несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 Правил;

- непредставление или неполное представление документов, указанных в п. 19 Правил;

- недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

- реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2008 года № 416 (в редакции от 17.03.2009 года), основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы также являются основания, предусмотренные п. 22 Правил.

В соответствие с п. 21 Правил в случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело.

Согласно п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин-участник подпрограммы в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 01 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году с разбивкой по соответствующим категориям граждан и представляет его в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 258 ГПК РФ гражданин имеет право обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Судом установлено, что Лунин И.В. является пенсионером ГУФСИН по КО, проходил службу в ФГУ «СИЗО » г. Новокузнецка в период с ... по .... ... он был уволен по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 18 лет 07 месяцев 06 дней, из которых 01 год 11 месяцев 20 дней – военная служба, 11 лет 04 месяца 22 дня – служба в ОВД, 05 лет 02 месяца 24 дня – служба в УИС. Указанные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались, они также подтверждаются приказом по личному составу от ... (л.д. 6).

Не оспаривалось в судебном заседании и то, что Лунин И.В. не обеспечен жильем.

Согласно справке Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка, которая является территориальным органом Администрации г. Новокузнецка, Лунин И.В. состоит в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с ..., т.е. до ... (л.д. 18).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Лунин И.В. относится к категории граждан, предусмотренных п.п. «г» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее: Правил), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153. Иными словами, Лунин И.В. относится к той категории граждан, которые имеют право на государственную финансовую поддержку в виде социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, право на которую удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В такой ситуации за истцом должно быть признано право на получение государственного жилищного сертификата.

Доводы Администрации г. Новокузнецка о том, что Лунина И.В. не относится к категории граждан, предусмотренных п.п. «г» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее: Правил), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, суд считает необоснованными по следующим основаниям.

В исследуемой ситуации то, что Лунин И.В., как утверждает Администрация г. Новокузнецка, не был поставлен в специальную очередь на улучшение жилищных условий до ... в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054, по мнению суда, не может являться основанием считать его лицом, не вставшим на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до .... Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года, не предусматривают в качестве обязательного условия, необходимого для признания за гражданином права на участие в подпрограмме, постановку его на учет в соответствие с какими-либо специальными нормативными актами. Согласно Правилам для признания за гражданином права на участие в подпрограмме в соответствие с п.п. «г» п. 5 необходимы лишь 2 группы условий – отнесение гражданина к определенной категории и нуждаемость в получении жилья, подтвержденная постановкой на учет до ..., как таковой. Установленный нормативным актом срок постановки на учет – до ... - установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и не связывается с основанием для постановки на такой учет.

Лунин И.В. относится к специальной категории граждан, предусмотренной п.п. «г» п. 5 Правил и встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления в 2003 году, т.е. до .... В связи с этим, по мнению суда, его право на участие в подпрограмме и, как следствие, право на получение государственного жилищного сертификата подлежит защите.

Лунин И.В. обратился в Администрацию г. Новокузнецка, т.е. в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с заявлением (рапортом) о признании его участником подпрограммы и приложенными к нему документами в мае 2010 года, что не оспаривалось в судебном заседании. Это подтверждается и копией заявления (рапорта) Лунина И.В. (л.д.59). Из заявления (рапорта) усматривается, что к нему были приложены все необходимые документы, предусмотренные п. 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года. Доказательств того, что истцом к заявлению был приложена копия иного финансового лицевого счета, нежели это предусмотрено указанным выше нормативным актом, суду Администрацией г. Новокузнецка представлено не было.

Таким образом, у Администрации г. Новокузнецка как у органа местного самоуправления, в котором истец состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не было оснований для отказа истцу в признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, предусмотренных п. 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года.

Администрация г. Новокузнецка в лице Управления мобилизационной подготовки, административных органов, ГО и ЧС письмом от 26.05.2010 года сообщило Лунину И.В. об отказе в признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Суд считает, что подобное уведомление Лунина И.В. об отказе в признании его участником подпрограммы не соответствует требованиям, предъявляемым региональными нормативными актами к порядку уведомления гражданина об отказе в признании его участником подпрограммы, а именно Порядку, утвержденному постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2008 года № 416 (в редакции постановления от 17.03.2009 года № 103). Так, истцу не был направлен протокол заседания комиссии при Администрации г. Новокузнецка, уполномоченной на принятие решений о признании или об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. Суду вообще не было представлено доказательств того, что по заявлению (рапорту) Лунина И.В. уполномоченной комиссией при Администрации г. Новокузнецка проводилось какое-либо заседание и принималось какое-либо решение по существу, чего требуют положения Порядка, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2008 года № 416 (в редакции от 17.03.2009 года).

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что действия Администрации г. Новокузнецка по отказу Лунину И.В. в признании его участником подпрограммы являлись незаконными как по существу, так и по форме такого отказа истцу.

Право на участие Лунина И.В. в подпрограмме подлежит в такой ситуации восстановлению посредством возложения на Администрацию г. Новокузнецка обязанности признать истца участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Судом также установлено, что истцом, считающим себя имеющим право на участие в подпрограмме, в июне 2010 года было подано заявление в Администрацию г. Новокузнецка с просьбой включить его в список получателей государственных жилищных сертификатов как лица, изъявившего желание на получение указанного сертификата в планируемом году. Указанное обстоятельство не отрицалось в судебном заседании Администрацией г. Новокузнецка. Данное обстоятельство подтверждается и копией заявления истца с почтовой квитанцией о его отправке ответчику от .... Данное обращение истца соответствует положениям п. 24 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, подано в период до 01 июля года, предшествующего планируемому.

Администрация г. Новокузнецка уклонилась от рассмотрения данного заявления истца по существу до вынесения судебного решения, что подтверждается адресованным истцу письмом от .... Указанное бездействие не основано на требованиях действующих нормативных правовых актов, является неправомерным. Оно нарушает право истца как лица, которое должно быть признано участником подпрограммы, быть также включенным в список получателей государственных жилищных сертификатов, которое предусмотрено п. 24 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что судом на Администрацию г. Новокузнецка возлагается обязанность по признанию истца участником подпрограммы, суд считает, что на Администрацию г. Новокузнецка также должна быть возложена обязанность по включению истца в список получателей государственных жилищных сертификатов, а бездействие городской администрации в части невключения истца в список получателей государственных жилищных сертификатов должно быть признано незаконным.

Отсутствие в данном случае решения органа местного самоуправления о признании истца участником подпрограммы, а также отсутствие учетного дела, которое подлежало заведению на истца в органе местного самоуправления, по мнению суда, не является препятствием для возложения на Администрацию г. Новокузнецка обязанности по включению Лунина И.В. в список получателей государственных жилищных сертификатов, поскольку изначально отказ истцу в признании его участником подпрограммы признан судом незаконным.

При разрешении требования Лунина И.В. о признании незаконным бездействия Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка суд приходит к следующим выводам. Действительно, в 2008 году Лунин И.В., состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления по своему месту жительства, обращался с заявлением-рапортом о признании его участником подпрограммы и приложенными к нему документами на имя главы Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка (л.д. 7). Указанное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании. В соответствие с положениями ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а также в соответствие Постановлением главы г. Новокузнецка от 30.11.2006 года № 1883 «Об утверждении регламента работы с обращениями граждан в органах Администрации г. Новокузнецка» указанное заявление подлежало регистрации и направлению по подведомственности в случае установления некомпетентности районной администрации в разрешении вопроса о признании истца участником подпрограммы. Однако заявление истца с приложенными к нему документами осталось в районной администрации без рассмотрения, а также не было направлено по подведомственности, что подтверждается отзывом представителя Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка на исковое заявление Лунина И.В. (л.д. 41). Однако суд не может признать данное бездействие незаконным в силу пропуска истцом срока на обращение в суд с данным требованием, предусмотренного ст. 258 ГПК РФ. О применении данного срока при разрешении спора ходатайствовал представитель районной администрации. Судом не установлено уважительных причин пропуска истцом данного срока. Таким образом, требование Лунина И.В. о признании незаконным бездействия Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка удовлетворению не подлежит.

Суд считает, что не подлежит удовлетворению и исковое требование о взыскании с ГУФСИН по КО в пользу Лунина И.В. компенсации морального вреда. Истцом в рамках данного спора ставится вопрос о защите своего права на получение государственного жилищного сертификата, удостоверяющего право на социальную выплату для приобретения жилья, а, соответственно, и права на жилище в целом. Данные права являются по своей сути имущественными правами. Доказательств того, что ГУФСИН по КО были нарушены какие-либо личные неимущественные права истца суду представлено не было. Кроме того, суду не было представлено достаточных доказательств того, что ГУФСИН по КО вообще были нарушены какие-либо права истца. Из показаний свидетелей М., С., Р., допрошенных по инициативе истца, следует, что по месту службы в СИЗО- г. Новокузнецка начальство дезинформировало своих сотрудников об отсутствии служебной очереди на предоставление жилья нуждающимся сотрудникам. Однако из показаний свидетелей Ц., И., К., допрошенных по инициативе ГУФСИН по КО, следует, что служебная очередь на получение жилья по месту службы в СИЗО- г. Новокузнецка существовала, о чем сотрудники информировались надлежащим образом в ходе проведения систематических собраний. Кроме того, на доске объявлений регулярно вывешивались обновленные списки сотрудников, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Лунин И.В. до 2005 года по месту службы с рапортом о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не обращался.

Бремя доказывания факта нарушения личных неимущественных прав ответчиком в соответствие со ст. 56 ГПК РФ в данном случае лежит на истце. Однако Луниным И.В. суду не было представлено достаточных доказательств, позволяющих суду бесспорно установить факт нарушения ГУФСИН по КО его личных неимущественных прав, в связи с чем исковое требование Лунин И.В. о компенсации морального вреда суд признает не подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось судебное решение, подлежат возмещению по ее письменному ходатайству расходы на представителя с учетом требований разумности.

Истцом при обращении в суд понесены расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей, а также расходы на представителя в сумме 23500 рублей. О возмещении судебных расходов истом заявлено в письменном виде, несение данных расходов подтверждено документально. Исковые требования Лунина И.В. заявлены к 3 ответчикам. При этом исковые требования к Администрации г. Новокузнецка суд удовлетворяет полностью, а в иске к Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка и ГУФСИН по КО суд отказывает истцу полностью. В этой связи суд считает, что понесенные истцом судебные расходы подлежат возмещению истцу в размере 1/3 части, поскольку исковые требования удовлетворены только к 1 из 3 ответчиков. В этой связи с пользу истца с Администрации г. Новокузнецка подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 66, 66 рублей, а судебные расходы на представителя в сумме 7833, 33 рублей. Расходы на представителя в указанной выше сумме подлежат полному возмещению, т.к. указанная сумма полностью соответствует объему фактически оказанной истцу юридической помощи, категории сложности дела, количеству судебных заседаний.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лунина И.В. к ГУФСИН России по Кемеровской области, Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка, Администрации г. Новокузнецка об обжаловании бездействий Администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка, действий и бездействий Администрации г. Новокузнецка, о признании права на получение жилищного сертификата, об обязании Администрации г. Новокузнецка признать его участником подпрограммы и понуждении включить в список получателей государственных жилищных сертификатов, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать за Луниным И.В. право на получение государственного жилищного сертификата.

Признать действия Администрации г. Новокузнецка по отказу Лунину И.В. в признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы незаконными.

Обязать Администрацию г. Новокузнецка признать Лунина И.В. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Признать бездействия Администрации г. Новокузнецка в части невключения Лунина И.В. в список получателей государственных жилищных сертификатов незаконными.

Обязать Администрацию г. Новокузнецка включить Лунина И.В. в список получателей государственных жилищных сертификатов.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Лунину И.В. отказать.

Взыскать с Администрации г. Новокузнецка, г. Новокузнецк, ул. <адрес>, в пользу Лунина И.В., ... года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по ул. <адрес> в г. <адрес><адрес> 7833 (семь тысяч восемьсот тридцать три) рубля 33 копейки в качестве возмещения расходов по оплате услуг представителя, а также 66 (шестьдесят шесть) рублей 66 копеек в качестве возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2010 года.

Судья Чуприкова И.А.